18 Января 2017
$59.4
63.29
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Летопись11.08.2011

Начало Успенского поста

По длительности этот древний, известный с IV века, пост, называемый еще постом Пресвятой Богородицы, краток, но по строгости подобен Великому. Он продолжается с 1(14) по 14(27) августа, то есть до праздника Успения Богородицы. По преданию, Божья Матерь постилась постоянно, но особенно строго в последние дни своей земной жизни, когда узнала о предстоящей кончине.

По длительности этот древний, известный с IV века, пост, называемый еще постом Пресвятой Богородицы, краток, но по строгости подобен Великому. Он продолжается с 1(14) по 14(27) августа, то есть до праздника Успения Богородицы. По преданию, Божья Матерь постилась постоянно, но особенно строго в последние дни своей земной жизни, когда узнала о предстоящей кончине.

14 августа
Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. В просторечии его еще называют «первым Спасом» (второй – Преображение 19 августа, третий Спас – перенесение Нерукотворного образа 29 августа). Праздник установлен после того, как князю Андрею Боголюбскому и византийскому императору Мануилу довелось в один день одержать военные победы, первому – над камскими булгарами, второму – над сарацинами. Перед русским войском священники несли крест и икону Богородицы (отсюда название праздника – изнесение Креста). А когда князь возвращался с победой, от его княжеского знамени с изображением иконы Спасителя проливался как бы луч света на все войско.

15 августа
Преставление блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Юродство – самая необычная, парадоксальная форма святости. Оставаясь в миру, Христа ради юродивый, прикрываясь обликом безумия, бросает вызов ценностям этого мира, в том числе и внешнему, показному благочестию. Таким способом он ставит под сомнение «мудрость века сего», которая, по апостолу Павлу, «есть безумие пред Богом». В России юродивых особенно много: из трех десятков прославленных Православной Церковью юродивых более двадцати – русские. Блаженный Василий благодаря тому, что знаменитый Покровский собор на Красной площади, в котором он похоронен, чаще всего называют его именем, наиболее известен. Благочестивый молитвенник, он уже в 16 лет обрел дар прозорливости. Сапожник, учеником которого он был, спросил Василия, почему он улыбнулся, когда заказчик попросил сделать ему сапоги попрочнее. Открыв хозяину, что человек этот завтра должен умереть, Василий оставил хозяина и родительский дом и, наложив на себя тяжелые вериги, принял подвиг юродства, который продолжался 72 года, вплоть до его кончины в 1557 году. Зимой и летом полунагой (его называли еще и нагоходцем) Василий жил на улицах вместе с нищими. Ежедневно бывал в церкви на богослужении, а ночи проводил на папертях в молитве. Правду говорил всем, не исключая и царя Иоанна Грозного, и прямо, и в иносказаниях  и знаках. Царь любил его, но и опасался. Известно, что при жизни святого Василия царь не впадал в ту лютость, какой прославился впоследствии. Народ горько оплакивал кончину блаженного. Сам царь с боярами несли гроб его на плечах.

17 августа
Память мучеников Симеона и Димитрия (Воробьевых). Братья Симеон и Димитрий – сыновья крестьянина села Ключевого Кашинского уезда Михаила Воробьева. Семен родился в 1871 году, а Дмитрий – в 1873-м, так что во время гонений 1937 года им было за шестьдесят. Семья их была благочестивой, и братья с детства были приучены к молитве и церковной службе. Оба были грамотны и начитаны в церковной литературе. Братья имели небольшие крестьянские хозяйства: Семен – лошадь, корову и овцу, а Дмитрий – две коровы, две овцы и ветряную мельницу. Тем не менее в начале тридцатых годов все имущество братьев было конфисковано, а сами они с семьями были сосланы на Урал. Через год им было разрешено вернуться на родину, но ни имущества, ни хозяйства им не вернули. Семен еще до ссылки был церковным старостой в храме в селе Ключевом, и приехавший в село священник Александр Диевский предложил ему работать при храме сторожем, а его сына, Николая, научил петь и читать на клиросе, и вскоре он стал исполнять обязанности псаломщика. Дмитрий Михайлович, чтобы не умереть в родном селе с голоду, обзавелся кое-каким хозяйством. В доме братьев и поселился священник о. Александр; их благочестивые семьи были опорой прихода.

23 июля 1937 года Дмитрий, Семен и сын его Николай были арестованы и заключены в Бежецкую тюрьму. На допросах братья категорически отрицали какую-либо причастность к контрреволюционной деятельности, в которой их обвиняли только на основании того, что один из них был церковным сторожем, а второй просто посещал церковные службы.
Был допрошен и сын Семена Михайловича, Николай. Ему в это время едва исполнилось семнадцать лет. Он также не признал себя виновным ни в чем, кроме того, что исполнял обязанности псаломщика. 13 августа Тройка НКВД приговорила Семена и Дмитрия к расстрелу. Николай не был приговорен к расстрелу только по молодости лет, его приговорили к восьми годам исправительно-трудового лагеря.

Братья Симеон и Димитрий были расстреляны 17 августа 1937 года.
(Изложено по книге игумена Дамаскина (Орловского) «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 3». Тверь. 2001. С. 132–134)

Автор: Сергей ГЛУШКОВ
4

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

На Тверском региональном этапе Всероссийского дня снега Морозовы опередили Снежковых
Накануне всю ночь медленно, но верно падал снег. В парке активного отдыха «Гришкино» на территории Калининского района и вовсе намело сугробы по колено.
16.01.201722:23
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию