29 Апреля 2017
$56.98
62.04
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Транспорт10.03.2010

«Сапсан» – «птица» беспокойная

Пуск высокоскоростных составов обострил проблемы пригородного сообщения

Столичной публике пришлись по вкусу поездки на «Сапсанах» – это очевидно. Только за два последних месяца более 150 тысяч человек остановили свой выбор именно на них. Спрос, как известно, рождает предложение. И вот РЖД с апреля увеличивают число высокоскоростных поездов «Сапсан», курсирующих между двумя столицами,до пяти пар.

Пуск высокоскоростных составов обострил проблемы пригородного сообщения

Столичной публике пришлись по вкусу поездки на «Сапсанах» – это очевидно. Только за два последних месяца более 150 тысяч человек остановили свой выбор именно на них. Спрос, как известно, рождает предложение. И вот РЖД с апреля увеличивают число высокоскоростных поездов «Сапсан», курсирующих между двумя столицами, до пяти пар.
А вот у жителей Тверского региона «Сапсан» вызывает не столь восхищенные эмоции. Вернее, не сам «Сапсан» – это, безусловно, амбициозный проект, позволяющий России войти в число стран, имеющих высоко­скоростное сообщение, а то, как организована реализация проекта, ведь «Сапсан» покоряет версты железнодорожного полотна, по которому по-прежнему ходят сотни обычных пригородных электропоездов. В областной администрации департаментом транспорта по этому поводу был организован «круглый стол», в работе которого приняли участие представители железной дороги, компании-перевозчика, главы муниципальных образований.
– С пуском «Сапсана» мы получили значительные проблемы, – сразу задал тон разговору начальник департамента транспорта и связи Церен Церенов. – И нам кажется неправильным то, что эти вопросы решаются постфактум. Их необходимо было урегулировать до момента принятия серьезных решений. Наше мнение мы постараемся донести и до общественности, и до правительства. Мы были поставлены перед фактом отмены пригородных поездов Тверь – Торжок. По сути, сложилась катастрофическая ситуация: школьники после уроков предоставлены самим себе и идут по пять километров пешком до дома. И это в тех населенных пунктах, где нет никакого другого сообщения, кроме железнодорожного. Есть ряд вопросов по обустройству переездов через железнодорожное полотно на трассе Москва – Санкт-Петербург. Нужно строить как минимум шесть пешеходных переходов на перегоне от Калининского до Бологовского районов.
Слово взял Павел Бурцев, заместитель начальника ОЖД. В зале погасили свет и включили проектор, чтобы демонстрировать на экране слайды. Полумрак, монотонная речь выступавшего, очень похожая на песню поезда, следующего по бесстыковому пути, убаюкала, пожалуй, добрую половину аудитории.
По его словам выходило, что, по большому счету, на железной дороге все хорошо, хотя есть некоторые малюсенькие нюансы, которые, конечно же, будут урегулированы, и, право, обращать на них внимание не стоит.
Иного мнения придерживались главы сельских поселений, по территории которых пролетает «Сапсан».
Глава администрации Щербининского сельского поселения (станция Чуприяновка, Калининский район) Александра Рагудова не скрывала своей тревоги.
– Чуприяновке нужен путепровод, 12 деревень остались фактически без связи с внешним миром. После пуска «Сапсана» железнодорожный переезд чаще бывает закрыт, чем открыт. Жители нашего поселения в основном учатся и работают в городе. Они каждый день по часу ждут, пока переезд откроют и можно будет проскочить на нужную сторону. А потом, возвращаясь, приходится ждать еще столько же. Не могут проехать ни «скорая», ни пожарные, ни милиция. На территории поселения расположено несколько спортивных баз. По выходным у переезда выстраиваются километровые вереницы желающих попасть на пруды, на лыжные трассы. А что будет летом, когда на свои участки хлынет основная масса дачников? Появились и большие экономические проблемы. Поселение теряет привлекательность. Спрос на недвижимость упал. Люди, начавшие было возводить у нас жилье, сейчас обращаются ко мне, как к главе поселения, по поводу продажи недостроя. Необходимо срочно решать вопрос строительства путепровода или чаще открывать переезд.
Железнодорожный начальник с железным спокойствием выслушал главу поселения и парировал:
– Не надо строить иллюзий по поводу того, что у вас переезд будет открыт дольше. Режим его работы выверен по минутам, и не нам его менять. Нужно строить путепровод, который пройдет над железной дорогой, и тогда автотранспорт и поезда не будут мешать друг другу.
Золотые слова. Только отчего же тогда железнодорожники, прежде чем пускать «Сапсан», не построили этот самый путепровод?
– Сегодня РЖД в составе своего имущественного комплекса по Тверской области имеют восемь путепроводов. Но с 2003 года мы не ведем строительства несвойственных нам объектов. В том числе и путе­проводов, – пустился в объяснения Бурцев. – Мы предлагаем регионам заключать совместное соглашение об участии сторон в строительстве и изыскании источников финансирования.
Что оставалось в этой ситуации Церену Церенову, кроме как на чиновничьем языке в очень дипломатичной форме сделать железнодорожникам предложение, суть которого сводилась к следующему: езжайте тогда в Чуприяновку и честно скажите, что ОЖД и впредь будет продолжать реализацию намеченных планов, не считаясь с мнением местного населения и не учитывая его интересы.
Об ущемленных интересах сельского населения говорила и председатель Собрания депутатов Лихославльского района Ольга Громова:
– С пуском «Сапсана» 18 декабря прошлого года были отменены дневные электрички от Твери до Торжка, что самым пагубным образом отразилось на жизни жителей деревень нашего поселения. А это 850 человек. Из них только 65 работают на селе, остальные – в Твери, Лихославле, Торжке. С отменой электричек люди, работающие по сменам, вынуждены увольняться, поскольку у них нет возможности добираться до работы и обратно. Единственный путь сообщения с областным центром – железная дорога. С февраля отменили остановки дневной бологовской электрички на станции Барановка. 47 детей из этого поселка учатся в школе в Лихославле. В семь утра они приезжают в школу, которая начинает работать только в 8.15. В 13.00 у них заканчиваются уроки, и до 17.00 они сидят и ждут ближайшую электричку, чтобы уехать домой. У нас сейчас много говорится о необходимости формирования здорового образа жизни, но как эти благие намерения увязываются с данной ситуацией? Как и где питаются эти дети, большинство из которых из малообеспеченных семей и денег на обеды у них нет? Конечно, мы понимаем, что «Сапсан» – это прогресс, но почему благо жителям столиц делается за счет ущемления элементарных возможностей тысяч жителей других городов и поселений? Мы такие же граждане нашей страны и имеем право на свободу перемещения! Кроме того, необходимо оборудовать платформы. Потому что, когда проходит «Сапсан», ожидающие поезд люди просто прыгают в сугробы, чтобы не оказаться в вихревом потоке и не попасть под колеса.
Другая актуальная тема, которой?участники? «круглого стола» уделили серьезное внимание,  – выстраивание системы новых взаимоотношений в цепочке «железная дорога – региональная власть – пассажир». Поскольку в соответствии с федеральным законодательством ответственность за организацию пригородных перевозок лежит на исполнительной власти региона, до прошлого года взаимоотношения администрации области с РЖД строились по следующей схеме. Железная дорога выставляла счета с суммами своих убытков на пригородных пассажирских перевозках, а область их гасила. В прошлом году счет перевалил за 300 млн. рублей – цифра явно запредельная. Очевидно, наложившийся на естественные процессы экономический кризис подстегнул к пересмотру подходов, и область заключила договор на перевозку пассажиров по социально важным для нее маршрутам. Результаты не заставили себя долго ждать. РЖД неоднократно предлагали закрыть несколько нерентабельных участков, например, Земцы – Жарковский. Поезд туда  ходил один раз в сутки и был безнадежно убыточным. После того как была составлена карта госзаказа и вместе с муниципалитетами посчитано, где и какие могут быть пассажиропотоки, на маршруте Земцы – Жарковский пущено два поезда. Это не единственный пример. Всего в восьми муниципальных образованиях железнодорожное сообщение увеличилось вдвое.
– В соответствии с контрактом, – пояснил участникам «круглого стола» Церен Церенов, – мы можем требовать, чтобы поезда ходили своевременно и с той интенсивностью, которая была оговорена в контракте. Также теперь мы вправе контролировать качество предоставляемых услуг. Чтобы вагоны были в нормальном санитарном состоянии, чтобы были окна без щелей и битых стекол, отопление, туалеты. За невыполнение условий контракта предусмотрены штрафные санкции.
Большинство выступавших были едины во мнении, что при запредельно высоких тарифах на услуги железнодорожники не обеспечивают необходимый уровень обслуживания.
По словам представителя Роспотребнадзора Светланы Литягиной, самое большое количество жалоб поступает по поводу несвоевременного представления информации об изменении графика движения. Точность исполнения графика является для всех потребителей существенным условием договора перевозки. Его нарушение недопустимо. На «круглом столе» был приведен пример, когда в мае прошлого года пассажиров только за 20 минут до отправления поезда оповестили, что он идет не до Москвы, а только до Зеленограда. Немало нареканий вызывает и отсутствие работающих туалетов в пригородных поездах, а также отсутствие на вокзале бесплатных туалетов. Ведь на руках у пассажиров есть билет, то есть у них заключен договор перевозки с РЖД, и в соответствии с правилами он может пользоваться этой услугой бесплатно. Но на вокзалах нет даже информации о такой услуге для пассажиров. Отвратительное освещение платформ в ночное время, незащищенность пассажиров, ожидающих электричку на перроне, от дождя и снега – это только часть тех претензий, которые были озвучены за «круглым столом».
– Мы знаем, что есть такая услуга, как СМС-сообщения о пяти ближайших электричках, – продолжила тему представитель Уполномоченного по правам человека в Тверской области Анна Угахина. – Но они приходят без учета изменений в расписании. Кроме того, с пуском «Сапсана» обострилась проблема длительных задержек электричек. Иногда пригородные поезда простаивают по сорок минут. Много жалоб на качество сервиса. Цены повышаются, уровень обслуживания снижается. В зимнее время поезда холодные. Отопление либо вовсе не работает, либо частично отапливается несколько вагонов. Вагоны грязные, объявления о следующих станциях невнятные, понять, что говорит машинист, невозможно. Поезда наводнили стихийные торговцы и бомжи. Они, кстати, каким-то непостижимым образом минуют турникеты.
– Пассажирские перевозки для нашей компании – один из ключевых видов деятельности, – как ни в чем не бывало, уверял Павел Бурцев. – На Московское отделение железной дороги приходится 70 процентов от общего объема пассажирских перевозок, осуществляемых в целом по России. Постановлением правительства о реформировании железнодорожного транспорта в сфере пассажирских перевозок была поставлена задача создания конкуренции с запуском рыночных механизмов регулирования. На ОЖД с 2005 года пошли по пути создания компаний-перевозчиков. Первой стала Северо-Западная?пригородная пассажирская компания. Она работает на полигоне Санкт-Петербурга,?Ленинградской, Новгородской,?Вологодской областей. В Санкт-Петербурге не смогли изыскать средства на дотации. Мы выявили самые убыточные маршруты и закрыли их – заменили на автобусы. Итог – снижение расходов перевозчика – Северо-Западной компании – почти на миллиард рублей. Это только за год. В Тверской области мы видим выход в формировании совместного плана работы на 2010 год. Это совместные усилия железной дороги, компании-перевозчика и субъекта федерации в части оптимизации размера движения пригородных поездов, поэтапной замены поездов с локомотивной тягой на более экономичный вид подвижного состава. Это очень значительный резерв снижения затрат. Одновременно мы совместно с администрацией Тверской области начали в прошлом году работать над созданием Московско-Тверской?пассажирской компании. С первого января этого года компания работает на полигоне Тверской области, Московской области и Москвы как агент и занимается сбором выручки. При получении лицензии с 1 апреля компания придет в качестве перевозчика. Главной целью создания таких компаний мы видим повышение финансовой прозрачности. Раньше различные методики расчетов убытков по-разному рассматривали такие статьи расходов, как предоставление локомотивной тяги, содержание всей инфраструктуры. На сегодня, когда мы имеем компании, основным видом деятельности которых является осуществление перевозок пригородных пассажиров, мы получаем абсолютно прозрачный бюджет.  Прозрачность, как показывает опыт, приводит и к снижению убытков. Однако полностью от убытков подобные компании не спасают.
Статистика показывает, что ни один из регионов даже в новых условиях не обходится без дотаций по их покрытию. С 1 апреля убытки по Тверскому региону будут оседать на балансе Московско-Твер­ской пассажирской пригородной компании. И бюджетные дотации должны увеличиваться. Также предстоит оптимизация некоторых маршрутов с пуском там автомобильного транспорта. В тарифной политике предусмотрен переход от зонных расчетов к покилометровым. Ставятся задачи оптимизации графиков движения электропоездов и повышения качества сервиса. И, конечно, на контроле вопрос о компенсации за проезд льготных категорий граждан. В итоге мы должны получить абсолютно прозрачную систему госконтракта и понимание роли и места каждого, кто участвует в организации пассажирских перевозок.
Абсолютную ясность о роли новой структуры на железной дороге постарался внести Сергей Кубраков, заместитель руководителя Московско-Тверской компании:
– Как уже было сказано, целью нашей компании является формирование тарифов, позволяющих за счет госзаказа обеспечить поступательное развитие сферы услуг и пассажирских перевозок при недопущении дополнительной финансовой нагрузки на потребителя и пассажира. На первом этапе, начиная с сентября прошлого года, компания работает на полигоне Московско-Тверской дирекции как агент по продаже билетов и сбору денежных средств. Одновременно мы формируем подразделения для обеспечения хозяйственных функций как перевозчика, договорной документации, получение в федеральной службе по надзору в сфере транспорта лицензий на право перевозочной деятельности с разработкой и заключением необходимых договоров. Второй этап начнется с первого апреля этого года – компания приступит к выполнению функций перевозчика пригородных сообщений на направлении Москва – Тверь. На всех остальных участках мы остаемся агентом по продаже билетов.
Начало третьего этапа – первого января следующего года, когда компания станет выполнять функции перевозчика на всей дистанции Московско-Тверской дирекции. Это самый ответственный для нас шаг, поскольку тут прибавляется необходимость аренды локомотивной тяги и магистральных локомотивов, понадобятся дополнительные расходы на вновь создаваемую инфраструктуру. Программа направлена на безубыточность и стопроцентную компенсацию выпадающих доходов компании. В бюджет компании уже перечислено более 27 млн. рублей, из бюджета Тверской области – 16 млн. рублей. В данный момент 200 человек заняты на работе в МТППК. В перспективе штат увеличится до 500 человек. В качестве индивидуальных предпринимателей работают более 100 билетных кассиров.  Доходы с сентября прошлого года увеличились на 23,7 процента. Из 229 пригородных поездов, осуществляющих перевозку на нашем полигоне, 132 поезда обеспечивают перевозку в границах Тверской области. Для нас, как для перевозчика, очень важно, чтобы своевременно компенсировались расходы компании, связанные с перевозкой отдель­ных категорий граждан.
Прогнозируемый ежемесячный  убыток составит 20 млн. рублей. Чем планируем компенсировать? Это тарифное регулирование, в частности, повышение тарифов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Компенсация убытков за счет региона, сокращение информационных расходов, оптимизация графика движения поездов, модульное движение, когда состав доходит до определенного пункта, где часть вагонов уходит в разных направлениях. А еще строительство турникетов на станциях, пуск дизель-поездов, организация скоростного движения с приобретением комфортабельного подвижного состава. А также развитие вспомогательной деятельности: организация торговли сопутствующими товарами, предоставление бытовых услуг, размещение рекламы, партнерство с представителями туристического бизнеса. Сейчас рассматриваем возможность приобретения трех дизель-поездов для организации прямого транспортного соединения крупных райцентров, как, например, Ржев, с Москвой. А также изучаем возможность назначения дополнительных поездов на коммерческие рейсы: дачные, туристические, заказные.
Хотелось бы надеяться, что результатом всех грядущих изменений на железнодорожном транспорте станет не только увеличение тарифов, но и изменение отношения к пассажиру.
Автор: Андрей ВОРОБЬЕВ
150

Возврат к списку

Сегодня в Ржеве прошел областной день призывника
В воинской части 40963, где базируется соединение ПВО имени первого в стране трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина, побывали более 300 молодых людей – учащиеся школ, профессиональных училищ и колледжей из разных городов и районов Верхневолжья.
28.04.201719:04
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию