28 Апреля 2017
$56.97
62.17
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Туризм04.08.2011

«…Сработанный еще рабами Рима»

Фотограф: Наталья Зимина

Жизнь и смерть священного города.

Почти любой досужий турист, впервые оказавшийся в Турции, рискует испытать культурный шок.

Рекламируя эту «шестнадцатую республику СССР», хозяева делают акцент на ленивом (или, наоборот, очень активном) пляжном отдыхе: море, солнце, дискотеки, аквапарки и, разумеется, столь любимое русскими туристами «все включено». И только уже на месте доводится осознать, что средиземноморское побережье современной Турции суть древняя Малая Азия – та самая заселенная некогда древними эллинами Анатолия, знакомство с которой для многих заканчивается на учебнике по истории Древнего мира для 5-го класса средней школы да на голливудских фильмах про Александра Македонского. Самым популярным туристическим объектом историко-культурного свойства стоит, пожалуй, считать расположенные в окрестностях города Денизли геологический комплекс Памуккале и античный город Иераполис; первый впечатляет необъяснимой изобретательностью матушки-природы, второй позволяет освежить в памяти упомянутый учебник и попытаться ответить на некоторые «проклятые вопросы» всемирной истории.

Краса античной экономики
Не буду утомлять уважаемого читателя подробностями истории этого во всех отношениях типичного античного города. Этим нас во время экскурсии изрядно утомил местный гид Байяр – дипломированный историк и вообще очень симпатичный человек. Нельзя сказать, что он не знал русского языка, но пользовался им крайне своеобразно – мало того, что пересыпал свою речь страшным количеством слов-паразитов, но еще и употреблял их всегда не к месту. Из-за этого продраться к действительно ценной информации было крайне сложно.

В наикратчайшем изложении история эта выглядит так. Сначала через этот евроазиатский проходной двор туда-сюда сновали многоразличные племена. Потом здесь осели греки, которые и построили первый Иераполис – посвященный Аполлону священный город. В течение долгого времени здесь правили потомки одного из генералов Александра Македонского – династия Селевкидов. Потом пришли римляне, и несколько столетий заново отстроенный, уже по римским канонам, город процветал необычайно. Что обосновано экономическими факторами. Здесь был перекресток торговых путей, Иераполис имел главенствующее положение над большой плодородной долиной (надо полагать, город начинался со сторожевой крепости, стратегически очень уж удобно расположенной), успеху способствовали прекрасно произрастающий виноград и достаточное количество корма для больших овечьих и козьих стад (этот регион и сейчас славится вином и текстилем), тут же шла добыча мрамора и оникса, и, возможно, самое главное – процветал туристический бизнес. При римлянах многочисленные термальные источники сделали Иераполис еще и популярнейшим курортом. Жить бы да радоваться! Но в один прекрасный момент начинается застой, потом закат, потом полный упадок – такой, что лет через двести забывается даже само название города. С чего бы?

Мечта археолога – могила
Нынешний Иераполис представляет собой даже не один большой раскоп – многое если и разведано, то еще не вскрыто. На обширном склоне горы трудятся и турецкие археологи, и их коллеги со всей Европы – преимущественно немцы (они первыми начали копать Иераполис еще в конце позапрошлого века, после фантастической удачи Генриха Шлимана, отыскавшего на малоазиатском берегу, только севернее, легендарную Трою), а также итальянцы и французы. Работа, надо сказать, та еще: на открытом склоне нет ни деревца, лишь в отдалении виднеются кладбищенские кипарисы, и солнце там палит нещадно.

Город впечатляет своими размерами. У нас здесь подобных археологических объектов нет, поэтому никогда не приходилось задаваться вопросом – а как, собственно, археологи оценивают количество жителей? Оказывается, первым делом исследуют театр, без которого не обходился ни один даже самый захудалый античный город. Считают его вместимость, и умножают полученную цифру на четыре – численность средней семьи. Получилось, что во времена расцвета в Иераполисе обитало около 60 тысяч человек – как в нынешнем тверском микрорайоне «Южный». И еще 20 – 25 тысяч в «спальных районах»: выше по склону горы есть еще один театр, пока практически не исследованный.

При римлянах в I веке н.э. Иераполис, практически разрушенный во время сильнейшего землетрясения, начал перестраиваться по регулярному плану – в точности как Тверь после пожара 1763 года. После разбора завалов был разработан генплан, проложены общие коммуникации, и началась стройка – финансировалась она и из местных налогов, и из «федерального» римского бюджета.

То, что получилось, впечатляет даже сейчас, после многовекового запустения. Огромный театр уже раскопан, там идут реставрационные работы – по-европейски аккуратные и деликатные. Сверившись с планом, можно найти две площади-агоры, одна служила «залом заседаний» городской администрации, вторая – «торгово-развлекательным центром», где проводились и ярмарки, и гладиаторские бои. Здесь же мемориальный комплекс, в котором похоронены самые популярные гладиаторы. Это, признаться, заставляет прислушаться к авторам проекта «Хронотрон», которые усомнились в общепринятой версии социального статуса этих бойцов. Стали бы хоронить с такими почестями презренных рабов?

Чуть выше на горе расположены руины массивного восьмиугольного сооружения – Мартирия, построенного на месте гибели апостола Филиппа, приехавшего сюда с миссионерскими целями во второй половине I века и здесь убитого. Буквально на днях, в конце июля, итальянский археолог Франческо д'Андрия сообщил, что он обнаружил рядом с Мартирием небольшую базилику, датированную тем же временем – он считает, что это и есть подлинное место погребения апостола. Правда, в таком случае возникает вопрос – чьи же мощи с 560 года покоятся в Риме?..

За короткое время в Иераполисе были построены стена с четырьмя воротами, несколько храмов, в том числе «офис» прорицательниц-пифий, фонтан Тритона – центр городского водопровода, огромный Гимнасий с аудиториями, библиотеками, спортзалами и баней. Ну и собственно бани – непременный атрибут любого римского города, а уже тем более такого, где в изобилии имеются горячие минеральные источники. Любопытно, что специальные общедоступные бани стояли снаружи городских стен перед всеми четырьмя воротами: через них обязаны были пройти все приезжие. Грязнулям вход в город был закрыт.

Но самое умилительное учреждение примостилось на некотором отдалении от официального центра города – солидное здание с непременными колоннами. Не храм, не рынок – общественный туалет с мраморными седалищами и сложной канализационной системой. И то сказать, «где нет сантехники – там нет цивилизации».

Баня или храм?
Попробуем ответить на вопрос: что же все-таки произошло с богатым и процветающим городом? В чем причина его разрушения? Будем использовать нелюбимую школьниками хронологию, а также самую, пожалуй, показательную отрасль хозяйства – строительство. Итак…

В начале I века н.э. в тех местах произошло сильное землетрясение, в конце века – еще одно, окончательно разрушившее обветшавшие постройки греческого периода. Тогда и была предпринята вышеупомянутая перепланировка города на римский манер. Во II – IV веках наблюдается настоящий строительный бум – в это время возведены все наиболее значительные постройки Иераполиса.
А теперь вспомним историю христианства. В 313 году был издан Медиоланский эдикт, по выражению нашего обаятельного и косноязычного Байяра, «освободивший христианство», а в 325 году состоялся Никейский собор. Христианство стало в Римской империи официальной государственной религией. Тогда в Иераполисе был построен большой кафедральный собор, а в V веке – упомянутый Мартирий.

В VI веке храмы уже не строят, под них перепрофилируют готовые сооружения. Так, в базилику была перестроена одна из «привратных» бань – необходимость в санитарном кордоне, надо полагать, к тому времени отпала.

А в VII веке город опять сильно тряхнуло. Но теперь восстанавливать его никто не стал. Рухнувшие колонны и провалившиеся своды начали зарастать дивной красоты маками. Обветшавшие к тому времени гидротехнические сооружения рассыпались, и прежде надежно упакованные в трубы и бассейны термальные воды свободно потекли по склонам: начало формироваться уникальное геологическое явление – травертины Памуккале. Символом этой катастрофы на небольшой террасе стоит древняя римская гробница, вросшая в белые кальциевые отложения характерной формы – в Питере их назвали бы «сосулями». Но это уже совсем другая история…

Автор: Наталья ЗИМИНА
57

Возврат к списку

Сегодня в Ржеве прошел областной день призывника
В воинской части 40963, где базируется соединение ПВО имени первого в стране трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина, побывали более 300 молодых людей – учащиеся школ, профессиональных училищ и колледжей из разных городов и районов Верхневолжья.
28.04.201719:04
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию