09 Декабря 2016
$63.39
68.25
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экология09.03.2010

Венец творения?

Поставить экологию в центр всех учебных программ требуют экологи

Кризис начался не год и не два назад. Сначала, много веков назад, человек противопоставил себя природе – вырубал, убивал, опустошал. Природа восстанавливала, самоочищала, возрождала.

Поставить экологию в центр всех учебных программ требуют экологи

Кризис начался не год и не два назад. Сначала, много веков назад, человек противопоставил себя природе – вырубал, убивал, опустошал. Природа восстанавливала, самоочищала, возрождала.
В XX веке количественные изменения превратились в качественные, и тогда к людям пришло осознание глубочайшего экологического кризиса.  
В 1991 году был принят Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды»,  который предписал установление системы всеобщего, комплексного и непрерывного экологического образования, обязательное, независимо от профиля, преподавание основ экологических знаний, а во всех средних специальных  и высших учебных заведениях – в соответствии с профилями – преподавание специальных курсов.
В 1994 году постановлением Министерства образования РФ и Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ «Об экологическом образовании обучающихся  в образовательных учреждениях РФ» оно было признано приоритетным.
– Но волна экологического образования не успела подняться, – говорит Любовь Томашевская, доцент кафедры экологии ТвГУ. – Только в средней школе №15 остался предмет «Экология». В других он даже не успел появиться – не было ни учебников, ни учителей. Надо вернуться к поставленным целям, сделать экологию центром всех учебных программ. И на первоначальном уровне выполнить одну из задач – сформировать ответственность за собственное здоровье. Например, не бросать в костер пластиковые бутылки, чтобы не травить ни себя, ни воздух диоксином. И научиться просто любоваться природой.
Логика развития западной цивилизации, развития ее отношений с миром оказалась такова, что в общественном сознании прочно утвердилась идея человеческой исключительности. Высшую ценность представляет человек, он стоит на вершине пирамиды в иерархической картине мира. Целью взаимодействия с природой он поставил удовлетворение своих прагматических потребностей. Правильно и разрешено то, что полезно человеку и человечеству. Природа воспринимается только как объект человеческих манипуляций, как обезличенная «окружающая среда». Этические нормы и правила действуют только в мире людей и не распространяются на мир природы. Деятельность по ее охране продиктована тоже прагматизмом: необходимостью сохранить  природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения.
Эта мысль глубоко проникла в современное сознание даже тех людей, которые профессионально, на самом высоком уровне, занимаются охраной природы, говорит Любовь Борисовна. Например, Всемирный фонд дикой природы, действительно много сделавший для сохранения редких животных, призывает сохранить мир животных, «чтобы и наши потомки могли ему радоваться».
Учебные программы по биологии, географии, экологии, призванные в общем-то воспитывать «ответственное отношение к природе», пронизаны идеей полезности ее для человека: «вредные и полезные жуки», «значение леса в народном хозяйстве», «полезные ископаемые». В экономических расчетах при планировании нового производства учитываются его прибыльность, рыночная конъюнктура, возможность удовлетворения спроса и прочее. Даже если и проводится экологическая экспертиза, то, как правило, она осуществляется  с точки зрения человека: насколько это производство будет для него безопасным.
Антропоцентрический тип сознания очень устойчив, и люди не хотят от него отказываться. И решение экологических проблем в глобальном масштабе невозможно без изменения господствующего в настоящее время экологического сознания, считают специалисты кафедры экологии ТвГУ. Если для со­хранения себя человек должен сохранить природу, то для охраны природы он должен развить себя.
Если старый привычный тип мышления допускает разработку планов поворота северных рек, то новый – экоцентрический – строительство на европейских автомобильных магистралях специальных подземных переходов в виде труб, чтобы лягушки могли безопасно переходить с одной стороны дороги на другую. Дело не в финансовом благополучии стран, где создают такие переходы для лягушек, а в том, что проектировщику с антропоцентрическим типом экологического сознания такое просто не придет в голову. Для него это просто экзотика или курьез.
Экологические проблемы могут быть решены только образованным населением – людьми, осознающими свою ответственность перед природой и будущими поколениями,  говорит Любовь Томашевская. Именно поэтому вопросы экологического образования, воспитания, формирования экологической культуры выходят сегодня на первый план. Концепция экологического образования, которая была разработана в последнем десятилетии прошлого века, содержала лучшие достижения науки. Изобретать ничего не требуется – надо просто запустить процесс развития экологического образования, который, едва успев начаться, приостановился. Уже за тот небольшой период, отмеченный этим подъемом, произошли явные изменения – уровень экологического мышления молодежи, школьников и студентов благодаря экологическому компоненту, который присутствует во многих предметах, повысился.
Автор: Мария СПИРИДОНОВА
22

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери прошел городской молодежный марш-бросок «Москва за нами!»
Несмотря на снег и холодный пронизывающий ветер, они пришли сюда, чтобы отдать дань памяти тем, кто ровно 75 лет назад остановил фашистских оккупантов на подступах к столице нашей Родины и перешел в контрнаступление, изменившее ход Великой Отечественной войны.
07.12.201620:02
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию