24 Июля 2017
$58.93
68.66
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Образование02.08.2011

Кризис младшего школьного возраста

В октябре родители зачастую перестают узнавать своих детей.

Наступил август, и уже пришло время задуматься о школе – не за горами первое сентября. Можно, конечно, начать заботиться об этом за пару дней: сходить в магазин за канцтоварами, погладить костюм, собрать ранец. Этого, конечно, недостаточно.

К школе надо готовиться уже сейчас. В первую очередь это касается родителей детей, которые пойдут в первый класс. Советы, которые дает психолог гимназии №12 Елена Жебраэль, адресованы прежде всего им.

Слишком много нового
Родителям первоклассников надо знать, что детей ждут глобальные изменения в их жизни. В первые же школьные дни на ребенка обрушится слишком много нового.

Ему придется делать не то, что нравится, а то, что от него требуют, в том числе и то, что не очень хочется, причем не от случая к случаю, а систематически. Его двигательная активность резко сокращается, что влияет на общее эмоциональное и физическое состояние организма, особенно если родители не помогают компенсировать недостаток активности днем, например, не устраивают совместных игр и вечерних прогулок.

Абсолютно новый коллектив требует от ребенка научиться устанавливать новые контакты с большим количеством людей – и учеников, и учителей, выстраивать новую социальную роль. И, конечно, ему необходимо слушать учителя и усваивать учебный материал. И если до этого его психические процессы были непроизвольны, то есть запоминалось то, что нравится, то сейчас возникает необходимость включать произвольные процессы – даже если не очень нравится, нужно слушать, запоминать, усваивать.

Еще один очень важный момент: в первом классе идет самоопределение – устанавливается или подтверждается самооценка или падает. Заниженная самооценка может спровоцировать невротические процессы – именно здесь берут начало так называемые дидактогенные (то есть связанные с обучением) неврозы.

Классная буря
Буквально с первых дней в школе начинаются процессы адаптации ребенка. Их первую фазу психологи называют «адаптогенной бурей», и длится она в среднем две-три недели. В этот период первоклассник, оказавшись в незнакомом окружении, получает максимальное количество стрессогенных факторов.

За ней следует так называемая фаза «неустойчивого равновесия», которая длится 5 – 6 недель. В это время ребенок нащупывает варианты своих поведенческих моделей, в правильности которых еще не уверен – они то срабатывают, то нет.

Затем наступает третья фаза – «устойчивого равновесия», когда все эти механизмы, варианты моделей в принципе уже найдены, опробованы и работают. Считается, что при благоприятных условиях у большинства детей адаптация заканчивается к завершению первого полугодия.
Кроме всего прочего, надо помнить, что в семь лет наступает возрастной кризис, он так и называется: «кризис семи лет» – и характеризуется тем, что дети становятся раздражительными, непослушными, любят кривляться, паясничать, передразнивать. Этот кризис неглубокий, и если со стороны взрослых – родителей и учителей – есть понимание, то достаточно быстро и безболезненно проходит.

Сентябрь проходит для родителей в ощущении новизны и привыкания к этой новизне. Но, кажется, только-только приспособились, как начинаются внутрисемейные конфликты с ребенком. И уже в октябре родители порой перестают узнавать своих детей – об этом говорят очень многие папы и мамы. Вместо достаточно послушного и понимающего малыша родители с недоумением обнаруживают существо требовательное, раздражительное, упрямое, не желающее слушаться. Что случилось? Просто это наступает кризис семи лет, самими детьми не осознаваемый. В этот период родителям надо быть тактичными и деликатными, не отталкивать ребенка и не требовать от него безоговорочного послушания, поскольку именно сейчас начинается новый этап в построении личности маленького человека.

Начинаем с режима
Гораздо легче адаптацию и учебу в школе переносят те дети, у которых высокая или по меньшей мере незаниженная самооценка. Родителям никогда не следует ругать ребенка как личность – можно обсуждать только отдельные его поступки.

И еще один очень важный момент. Существуют различные типы воспитания, такие, как гиперопека, гипоопека, но самым губительным для личности оказывается стиль, который характеризуется непостоянством требований – когда один и тот же проступок вызывает разные реакции: сегодня за него наказывают, завтра – нет. Отсюда берет начало манипулятивный стиль поведения ребенка и отсутствие четкого понимания незыблемых, прежде всего нравственных, основ. В этом возрасте у ребенка еще работает копинг-механизм (он следует стилю поведения взрослых), велика внушаемость – он верит во все, что видит и слышит. Но это скоро закончится, и он начнет критически относиться к действительности.

Наиважнейшим, кульминационным моментом в вопросе воспитания детей этого возраста является режим дня. Если ребенок знает, чем он будет заниматься в определенное время, он подготавливается к этому. Временная неопределенность, неструктурированность действий вызывают внутренние метания, которые поглощают много энергии. За примерами далеко ходить не надо: школьник откладывает выполнение домашнего задания на вечер, устает и не успевает вовремя его сделать.

Родителям можно посоветовать составить распорядок дня, четко прописав ключевые моменты. Чтобы он установился и стал естественным, взрослым придется потрудиться в течение двух-трех месяцев. Малыш должен принять его как непреложность и не сбиваться – это сильно облегчит его жизнь на все школьные годы. И дальше, всю оставшуюся жизнь, он будет сам составлять себе график и придерживаться его. Чтобы свести невротические реакции к минимуму, в первом классе ребенку надо спать 10 – 11 часов, включая и незаменимый помощник – дневной сон. А поскольку перестроить режим за два-три дня невозможно, начинать это нужно уже сейчас, в августе.

Автор: Мария СПИРИДОНОВА
73

Возврат к списку

День русской деревни в Ржевском районе прошел весело, громко, вкусно и ярко
Дым из трубы над деревянным домом, милые бабушки, коровы в поле, тихая рыбалка на речке, чистый воздух, трудолюбие и усердие – вот лишь некоторые ответы на вопрос, с чем у вас ассоциируется русская деревня. Их мы получили во второй главный день народного праздника в Есёмово, собравшем более 13 тысяч гостей.
22.07.201723:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость