26 Февраля 2017
$57.48
60.45
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Летопись22.07.2011

«Действовал в народе… своими увещаниями»

Истинная вера и политические страсти.

На рубеже 1570–1571 годов родился преподобный Дионисий, архимандрит Троице-Сергиевой лавры, начавший свой монашеский путь в Старицком Свято-Успенском монастыре, – личность яркая, оставившая важный исторический след в летописях Смутного времени. Историки С.М. Соловьев и В.О. Ключевский относили его к числу великих патриотов Русской земли наравне с Мининым и Пожарским.

Его родители Федор и Ульяна «переселились из села Зобнина Кашинского уезда сначала в Ржев, а затем в Старицу, слыли по прозванию Зобнинскими, сын их, в крещении Давид, родился, вероятно, в этом городе» (т. е. Ржеве).

Отец Давида, переехав в Старицу, исполнял обязанности старшины в местной Ямской слободе. По достижении сыном школьного возраста родители отдали его учиться в Старицкий Свято-Успенский монастырь, который находился по соседству с их домом. Воспитателями кроткого мальчика были монахи, обучившие его грамоте, а также исполнению церковных обрядов.

В юношеском возрасте Давида женили на Вассе, дочери старицких мещан. За добрый нрав и беспорочную семейную жизнь Давид был определен священником в церковь Богоявления Господня Старицкого Успенского монастыря в селе Ильинском, которое, по описи, находилось в Роменской волости. К приходу относились 22 деревни и 11 пустошей.

На седьмом году службы в Богоявленской церкви молодой священник потерял всю семью: в один год умерли (вероятно, в эпидемию) жена Васса и маленькие сыновья Кузьма и Василий. После этой утраты Давид Федорович решил полностью посвятить себя служению Богу. В Старицком Свято-Успенском монастыре он принял постриг под именем Дионисия. «При высоком уме, он был всегда бодр и весел, имел красивое лицо и высокий рост, бороду длинную до пояса и широкую, пением и чтением увлекал слушателей, был кроток и любвеобилен, терпелив и исполнителен в служебных обязанностях».

Деловые природные качества, благочестие и кротость, прекрасное знание церковной службы молодого монаха были замечены архимандритом монастыря Пименом. Вскоре он стал исполнять обязанности казначея, а в 1605 году стал настоятелем Старицкого Свято-Успенского монастыря.
Годы Смуты стали великим испытанием и одновременно звездным часом для архимандрита Дионисия. Когда в 1605 году Патриарх Иов был выслан в простой монашеской одежде в старицкую обитель, архимандрит монастыря Дионисий не только проигнорировал приказ Лжедмитрия о строжайшем содержании святителя, но, более того, предпринял все меры к тому, чтобы смягчить страдания убеленного сединами старца. Стражники, доставившие Святейшего Патриарха Иова, были отправлены восвояси, а сам настоятель «со всею братиею и со многими горькими слезами, не ведый, что сотворити великому пастырю, и молит, и просит, что повелит и что укажет еже о себе творити».

Как отмечают исследователи, именно благодаря святителю Иову состоялась встреча святого Патриарха Гермогена и преподобного Дионисия, положившая начало их совместного служения Церкви и Отечеству.

События Смуты вели, казалось, к полному краху Русского государства. Летом 1607 года, когда крестьянская война под руководством Ивана Болотникова уже затухала, объявился Лжедмитрий II, вошедший в историю как «тушинский вор», или «таборский царь».

К началу 1609 года «тушинский вор» через свои разосланные во все концы отряды контролировал огромную территорию. Старичане не захотели подчиняться Лжедмитрию II. После взятия города-крепости Зубцова грабительское войско в полночь подошло к Старице. Воспользовавшись темнотой и перерезав часовых, нападавшие отворили ворота. «Малочисленные защитники и жители города, застигнутые врасплох, растерялись; после недолговременного сопротивления разбежались по церквям, где и были истреблены, а город сожжен и разграблен», – сообщает об этих событиях монастырский патерик. После этого страшного набега Старица долгое время находилась в руках поляков и только по Столбовскому миру 1617 года возвращена России.

Монастырский архив оказался в Москве. Вполне возможно, в ту кровавую ночь архимандрит Дионисий вместе с уцелевшими монахами сумел унести его, хотя бы частично, из обители.
После этого Дионисий находился при Патриархе Гермогене и «весьма много действовал на народ своими увещаниями от божественных книг». В «Историческом описании...» игумена Арсения говорится, что «Дионисий ездил в Ярославль на погребение какого-то вельможи и на возвратном пути 19 июня 1610 года получил патриаршую грамоту о перемещении его в архимандрита Троицкой Сергиевой лавры...»

23 сентября того же года польское войско подошло к монастырю, где, по традиции, готовились к Сергиеву дню. Началась одна из самых ярких страниц освободительной войны русских патриотов – 15-месячная осада монастыря интервентами и примкнувшими к ним изменниками. Число монашеской братии в лавре едва достигало трехсот человек. К ним присоединились крестьяне из ближайших вотчин монастыря, богомольцы, прибывшие на поминальные торжества... Воевода князь Григорий Долгорукий и дворянин Алексей Голохвастов знали, что всего у защитников обители в строю не более двух с половиной тысяч мужчин, способных сражаться.

Рать польских военачальников Сапеги и Лисовского обстреливала монастырь калеными ядрами, вела подкопы, не позволяла пробиться к нему ни конному, ни пешему, а в лютую стужу пресекала всяческие попытки добыть дрова. А обитель жила по заведенному распорядку – с молебнами, звоном колоколов, крестными ходами, празднествами, но на них лежала печать тревоги за дальнейшую судьбу. Трудности воинской жизни тесно переплелись с бытовыми, а когда цинга стала вырывать одного за другим защитников и уносить в могилу десятки осажденных, некоторые сочли, что наступил предел страданиям. Сохранившееся письмо из осажденного монастыря Ксении Годуновой, дочери царя Бориса, свидетельствует о критическом положении защитников: «...С часу на час ожидаем смерти, потому что у нас в осаде шаткость и измена великая...»

Еще не была снята осада, а архимандрит Дионисий и келарь Аврамий Палицын начинают создавать и рассылать во все стороны знаменитые «троицкие грамоты» – агитационные послания: «...Вспомните, православные, что все мы родились от христианских родителей, знаменались печатью, св. крещением, обещались веровать во Св. Единосущную Троицу. И, возложив упование на силу Животворящего Креста, Бога ради покажите свой подвиг: молите своих служилых людей, чтобы всем православным христианам быть в соединении и стать сообща против наших предателей и против вечных врагов Креста Христова – польских и литовских людей».

Проникновенные слова обращений к россиянам будили мысль, сознание собственного достоинства, патриотические чувства.

Весь свой публицистический дар авторы посланий направляли на внушение необходимости быстрейшего избавления от внутренних потрясений, которые стали тормозом на пути развития государства, лишили возможности проявления созидательного гения народа. Троицкие грамоты попали в цель. Памятная руководящая роль выпала на долю нижегородцев с их торговым старостой Кузьмой Миничем Сухоруким, пригласившим на военное возглавление жившего в отставке князя Дмитрия Михайловича Пожарского.

18 августа 1612 года ополчение Минина и Пожарского стояло около горы Волкуши вблизи монастырских стен. Архимандрит Дионисий говорил слова благословения ратникам поволжских городов на изгнание поляков и литовцев из Москвы. Под звон колоколов, «поюще песни духовныя» ополчение князя Пожарского выступило к Москве. Летописец записал, что «в день сей вся Россия взирала на Троицкую обитель яко на солнце». Не стал отсиживаться в монастыре и архимандрит Дионисий и отправился вместе с войском в поход.

27 ноября 1612 года архимандрит Дионисий, после изгнания чужеземцев из Кремля, на Лобном месте Красной площади еще раз благословил заметно поредевшее ополчение.
Затишье после боев, наступившее на Руси, вовсе не означало спокойствия в умах. Последствия польско-литовского нашествия вызвали к жизни задачу снабжения храмов богослужебными книгами. Преподобный Дионисий, наместник Троице-Сергиева монастыря, получил благословение церковного священноначалия на редакторско-издательский труд.

С небольшой группой наиболее грамотных монахов Дионисий взялся за это трудное дело. Оно требовало языковедческих, филологических и богословских знаний. Разночтений и ошибок было найдено много. Но некоторые монастырские писцы не согласились с предложенными поправками и вступили в открытую борьбу с архимандритом. На церковном соборе 1618 года их мнение возобладало, и архимандрита Дионисия признали еретиком. Его помощники были брошены в тюрьму, а сам он заточен в Кирилло-Белозерский монастырь.

Каждый день Дионисий должен был класть по тысяче земных поклонов. Подвижник Божий все переносил и даже вместо «1000 клал ежедневно по 2000 поклонов, по своему усердию». Ему грозили Сибирью и Соловками, а он говорил: «Я рад тому, тое жизнь мне». Так продолжалось около года, до тех пор пока вернувшийся из польского плена отец царя Михаила Филарет не был избран Патриархом. На первом же церковном Соборе он признал Дионисия невиновным и вновь поставил настоятелем Троице-Сергиевой лавры.

Троицкой обителью правил преподобный Дионисий 23 года и скончался в 1633 году 10 мая. Отпевание архимандрита Дионисия совершил сам Патриарх Филарет в Москве, а мощи его были погребены в Троицкой Сергиевой лавре. Русская Православная Церковь причислила преподобного Дионисия к лику святых. В городах Ржеве и Старице архимандрита стали чтить как местного святого.

Автор: Александр ШИТКОВ, председатель Старицкого отделения Российского общества историков-архивистов, краевед
82

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Без грусти и печали встречает Великий пост православная Тверь
О Прощеном воскресении наслышаны и те, кто никогда не ходит в церковь. Уж очень красив обычай в этот день не только просить прощения у тех, кого мы обидели, но и прощать всех обидевших нас, даже если они об этом не просят, и молиться за них.
26.02.201717:28
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию