17 Октября 2017
$57.09
67.3
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Экономика 19.07.2011

Дерево целей

Зачем промышленному комплексу нужны условия для развития?

Постановлением администрации Тверской области в конце марта этого года утверждена долгосрочная целевая программа Тверской области «Создание условий для развития промышленности и торговли Тверской области на 2011 – 2013 годы».

Я расспрашивала Андрея Суязова, руководителя департамента промышленного производства, торговли и услуг Тверской области, являющегося администратором этой программы, о ее сути и поняла, что создание условий для развития – это не предоставление льгот или тепличных условий. Прежде всего это призыв к сообществу промышленников совместно работать на благо Верхневолжья. Задача власти в этом процессе не исполнять роль официанта, подающего к столу рыбу, а предложить удочку, помочь поймать свою удачу, свой успех. Подробности – от Андрея Суязова.

– Андрей Вячеславович, программа получила официальный статус и работает уже три месяца. Какой была мотивация к ее созданию? Зачем она нужна?
– Я возглавил департамент чуть больше года назад. Практически тогда же возникла необходимость разработки программы. Считаю, что результата можно добиться, лишь видя четкие цели, поставив конкретные задачи.

Над программой мы трудились достаточно долго, чтобы достичь качественно нового уровня в деятельности департамента. Последнюю точку поставили как раз к началу формирования бюджета на 2011 год, чтобы успеть заложить в него программные статьи.

Мы ставили задачу оценить эффективность мер, действенность механизмов для создания условий развития промышленного комплекса области, которые могут реально повлиять на качественные изменения в этой сфере, способствовать формированию предприятиями всей добавленной стоимости на тверской земле.

– За счет чего это должно произойти?
– Исключительно за счет внутренней кооперации, субконтрактации, локализации производств различных промышленных гигантов, которые уже пришли и, надеюсь, еще будут приходить в регион, тем самым загружая заказами наши промышленные предприятия. Это и есть «удочка», на которую можно поймать успех.

– Ко всему перечисленному я бы добавила более тесную кооперацию с нашей наукой – нужно более эффективно задействовать научный потенциал региона.
– Естественно, мы это предусмотрели: в рамках кооперации будет формироваться заказ и на нужные профессии, специальности. Бизнес сам должен инициировать подготовку необходимых ему специалистов.

– И все-таки программа – это деньги. В каком объеме региональный бюджет может профинансировать ее реализацию в этом году?
– Цена на 2011 год – 25 млн. 613 тысяч 500 рублей. Понятно, что, потеряв целый квартал, мы не сможем выйти на стопроцентное освоение заложенных средств, но важно то, что департамент влился в процесс и успешно функционирует в этом русле. Наша задача на данном этапе не в том, чтобы израсходовать деньги, а в том, чтобы обеспечить узнаваемость программы и оценить эффективность тех подходов, которые в нее были заложены.

– Узнаваемость в чем?
– Регион очень серьезно заявил о себе, о своем потенциале, проведя в Твери Всероссийский форум по торфу. Мы продемонстрировали в Москве на выставочной экспозиции «Жар-птица» лучшие образцы продукции наших народных художественных промыслов. Теперь в наших намерениях – участвовать в издании серии книг, рассказывающих об истории, традициях, знаменитых мастерах-ремесленниках. Кроме того, проводим яркие профессиональные праздники, в том числе День химика, День работников легкой и текстильной промышленности. Впереди – участие в отраслевых российских выставках.

Оперируя знаниями и постоянно расширяя сферу действия программы, контактируя, взаимодействуя с предприятиями, как промышленными, так и торговыми, мы можем вводить новые мероприятия, новые тактические задачи, новые цели, идти к новым показателям. В основе нашей долгосрочной целевой программы лежит достаточно гибкий механизм, который позволяет эффективно управлять процессом и вовремя принимать управленческие решения, чтобы опять же гибко перестраивать циклы, перераспределять средства. Одним тактическим задачам мы можем придавать больший вес, на другие смотреть как на перспективу. Главное, что программа есть, и с ней надо в ежедневном режиме работать.

– Что в ней является стержневым, чем она наполнена?
– В бизнесе, в государственном управлении и в менеджменте в целом очень важно иметь стратегическую цель, к которой будешь стремиться. Под нее выстраивается дерево целей. У нас такие глобальные цели две: развитие промышленного производства и развитие торговли в Тверской области. В сфере промышленного производства три тактические задачи: возрождение и воссоздание торфодобычи и торфопереработки, создание условий для развития промышленного потенциала обрабатывающих производств и народных художественных промыслов. У каждой тактической задачи есть свои мероприятия: форумы, выставки, конкурсы, мастер-классы. Основной показатель у нас – это индекс промышленного производства, а в торговле – количество квадратных метров торговых площадей на 1000 жителей. В зависимости от роста этих показателей в целом можно оценивать, как развиваются данные направления.

Таким образом формировали дерево целей в соответствии с общей идеологией департамента. Если с течением времени поймем, что не этими показателями надо оценивать наши достижения или выбраны не те цели, то тупика нет – мы можем вносить коррективы.

– Давайте поднимемся к кроне дерева. В названии программы акцент сделан на создании условий. Значит, логика в том, что рост показателей можно ожидать, только их создав. Но каким образом? Какие условия способны повлиять на качественный прорыв в промышленном производстве?
– Прежде надо понять, в каком направлении эффективнее двигаться, куда вкладывать средства. Может, направить на субсидирование предприятий? Но говорить, что внутренний рынок воспрянет и расцветет при наличии субсидирования, – это не совсем правильно. Иллюзий на этот счет нет, учитывая возможности нашего бюджета. Тогда, может быть, нашим предприятиям необходимы выставки, мастер-классы, чтобы они смотрели, учились, выстраивали взаимовыгодные партнерские отношения? Может, идти по пути создания готовой инфраструктуры?

Я уже упоминал о «Жар-птице». Так вот: если еще год назад на этот фестиваль в Москву от Верхневолжья поехали всего два-три предприятия и свои небогатые экспозиции смогли разместить в разных углах Экспоцентра, то в нынешнем мае свой товар лицом демонстрировали под общей вывеской все тверские промыслы. Разве это не прорыв?!

Я надеюсь, что о тверском качестве, о наших брендах мир действительно узнает и заговорит. Но в чем загвоздка? В извечной проблеме: мы умеем производить (кто хуже – кто лучше, кто быстрее – кто медленнее), но не умеем продавать, презентовать свою продукцию, организовывать ее сбыт – не доросли. Для этого роста тоже надо создавать условия, учиться хорошей «упаковке» хорошего товара. Если предприятие не найдет ему рынок сбыта, то никакие меры поддержки правительства, региональной власти, муниципалитетов не пойдут на пользу. Поэтому надо тормошить своих собственников: вкладывайте деньги в раскрутку.

К этой проблеме примыкает другая: управление акционерным капиталом. У нас еще достаточно много предприятий старопромышленного советского формата, владельцы которых уверены, что у них все произведенное купят. А на дворе совсем иное время. Я, например, собственник, а вы – наемный генеральный директор. У меня таких заводов, как ваш, по стране несколько, а сам я – в Испании или на Кипре, вы же – в Торжке или Кимрах. И управляете заводом неэффективно. Я не успеваю отследить все важные моменты в череде прочих, а у вас нет навыков, нет опыта, недостаточно знаний. Я вам выделил деньги, а вы их неэффективно расходуете. Получается, что неэффективное управление акционерным капиталом (а удельный вес частных предприятий сегодня примерно 99%) часто ведет к банкротству. И надо еще подумать, давать ли субсидию на погашение процентной ставки по кредиту такому горе-управленцу.

– Меры помощи, меры воздействия выливаются и в просветительский, информационный блоки.
– Задача просветительская, как ни стараются некоторые ее обойти, стоит не только перед тверским, но и российским бизнесом во весь рост. На рынок нельзя лезть через дыру в заборе, надо шагать с полным пакетом юридически верно оформленных документов. А наш бизнес в большинстве своем к этому не приучен. Вот здесь власть и может сказать свое слово, не вмешиваясь в дела собственников, но создавая условия для регулятивной деятельности. На острие темы, например, разъяснение позиции вступления в ВТО. Власть должна методично и системно выстраивать именно эту работу. Наш проект на это и нацелен.

Вообще долгосрочная целевая программа создания условий для развития промышленного комплекса вбирает в себя очень многое. С самого начала передо мной стояли две глобальные задачи: не только ее создание и утверждение, но параллельно и оценка роли и места промышленности региона. В кратчайшие сроки совместно с консалтинговыми компаниями, где трудятся тверские ученые, была выполнена очень серьезная, 4-томная работа – «Анализ и оценка структуры и структурных преобразований промышленных производств Тверской области» за 15 предыдущих лет. Сейчас мой рабочий стол завален различными концепциями, программами из других регионов – мы готовим еще один важнейший документ: концепцию промышленной политики. Мы постоянно учимся, в своих поисках стараясь ориентироваться на лидеров среди субъектов Российской Федерации. Если кто посчитает необходимым посоветовать, порекомендовать что-то нужное, интересное, выйти на дискуссию с конструктивными предложениями – мы открыты для диалога. Сайт департамента – www.tverpromtorg.ru.

Автор: Маргарита СИВАКОВА
83

Возврат к списку

Тверь запомнилась гостям конкурса «Лучший по профессии» испытаниями и красотой улиц
Сегодня торжественной церемонией награждения победителей в ДТДМ завершились соревнования Всероссийского конкурса среди юных «Лучший по профессии». Более 140 участников из 34 регионов страны смогли достойно проявить себя и показать, чему их научили наставники. 
13.10.201719:52
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость