19 Ноября 2017
$59.63
70.36
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Общество 08.07.2011

Идти своим путем

Нужны ли нам такие реформы?

Недавно я вернулся из Новосибирска, где крупные ученые России встречались на научно-практической конференции по реформе высшей и средней общеобразовательной школы в России.

Актуальность этого вопроса сегодня обусловлена не только наличием многочисленных фактов коррупции, связанных с неудачным проведением ЕГЭ, разочарованием значительной части общественности в данном эксперименте и упрямым нежеланием Министерства образования вернуться к прежней, на мой взгляд, более конструктивной системе проверки полученных знаний, а также с неизбежностью масштабных изменений в высшей школе.

Речь шла и о необходимости повышения роли экспертного управления как наивысшей формы авторитетной оценки и контроля образования в стране.

– Независимый эксперт сегодня в нашей стране становится по своей роли гражданином, берущим на себя ответственность говорить правду, в которой зачастую не нуждается ни чиновник, ни бизнесмен, ни политик, ни общественный деятель. Само отношение населения к реформам системы образования стало поводом для спекуляций. Так, например, абсолютное большинство работников высшей школы, экспертов дают сегодня отрицательную оценку ЕГЭ. Между тем конъюнктурно заинтересованные слои организаторов высшего и общего среднего образования в России продолжают «зарабатывать» на этом «эксперименте», – подчеркнул в своем выступлении на конференции С.И. Григорьев, академик ПАНИ (Москва).

Экспертам из семи федеральных округов (25 регионов) предложили оценить характер отношения населения страны к реформам образования последних трех лет. Более трех четвертей опрошенных экспертов констатируют либо отрицательное, либо противоречивое отношение к ним:

– коммерциализация высшей и средней школы (58%);
– вхождение России в Болонский процесс без достаточной подготовки (43%);
– формализация оценки качества образования в процессе проведения ЕГЭ (34%);
– ограниченность программ воспитания в вузах и школах России (29%).

Как говорил великий русский педагог К.Д. Ушинский, без воспитания нет и быть не может образования. Там, где государство ответственно берет на себя управление главными рычагами образования и молодежной политики, как правило, есть положительные сдвиги, и, напротив, устранение государства обычно ведет к их серьезному усугублению. Это признавали практически все участники конференции в Новосибирске.

Обращают на себя внимание и тема вхождения России в Болонский процесс, информационная неподготовленность и отрицательное отношение к этому жителей России, несмотря на более чем трехлетний период обсуждения этой проблемы.

Позитивная оценка введения двухуровневой подготовки кадров с высшим образованием отмечается только у 18% опрошенных. При этом у 52% россиян – отрицательное отношение к двухуровневой подготовке по западной модели. 59% участников экспертного опроса констатировали неприятие людьми предстоящего изменения статуса вузов России, их превращение в автономные научно-образовательные учреждения. Почти половина экспертов (46%) отмечает негативное отношение жителей страны к проведению эксперимента по ЕГЭ.

Весьма неоднозначна картина с отношением россиян к созданию нескольких укрупненных супервузов, развертыванию в Ростове и Красноярске так называемых «национальных университетов». Здесь эксперты фиксируют отрицательный настрой у 60% населения страны. При этом позитивная оценка только у 15–19% жителей современной России. У 22–23% – противоречивое отношение.

Резко негативное отношение к витающему в воздухе уже не один год проекту создания вузовского холдинга в нашем областном центре высказал ряд крупных ученых ТвГУ и других вузов, с которыми мне довелось беседовать.

Такое отношение к новациям в высшем образовании в современной России, очевидно, в значительной мере обусловлено обострением проблемы доступности и качества высшего образования.

– Кризис российской государственности и институтов гражданского общества вызвал закономерную деградацию образовательной системы страны в 90-е годы, – заметил А.Д. Лопуха, профессор, член-корреспондент ПАНИ. – По международной оценке индекса интеллектуализации молодежи, Россия со 2 – 3-го места в 1950-е годы опустилась на 50 – 52-е место в 1990-е. Одной из главных причин социальной деградации общества является уход государства из сферы воспитания. В России исчезли государственно закрепленные цели воспитания, и оно, таким образом, утратило ориентиры и смысл.

В свое время А.С. Пушкин, В.О. Ключевский, В.А. Жуковский, А.А. Мусин-Пушкин, Д.И. Менделеев, Ф.М. Достоевский, П.И. Новгородцев, П.Н. Игнатьев считали, что основой воспитания должно стать воспитание патриотизма. Этим идеям не суждено было широко и обстоятельно закрепиться, что стало одной из причин грандиозных общественных катастроф, которые пережила Россия в минувшем веке и еще не оправилась от них сегодня.

В своем обращении к руководству страны участники конференции единодушно заявили: система образования должна основываться на национальных традициях и ценностях. Сегодня существует достаточно консолидированное мнение церкви, интеллигенции и значительной части общества о том, что ценности представляют собой «программное обеспечение» жизни нации. Замена их чужими, сформированными народом с иной историей, жизненным опытом и национальными задачами, неизбежно ведет к вырождению этноса. Можно лишиться многого, даже национальной территории, и выжить. Но достаточно утратить национальные ценности, и исчезновение народа становится всего лишь делом времени.

К сожалению, ряд высокопоставленных чиновников и некоторые ректоры взялись ретиво перестраивать стройную систему образования России в Болонскую. Уж не потому ли, что зарплата последних порой превышает оклад президента США (200 тыс. долларов в год)? При том что профессора российских вузов получают меньше, чем грузчики, а «простые» преподаватели – в 1,5 –
2 раза меньше уборщиц в магазинах? Молодой преподаватель за 1,5 ставки имеет 3,5 тыс. рублей. Об «умопомрачительных» стипендиях аспирантов и студентов я уже не говорю. Моя жена – учительница гимназии – выше головы завалена неведомо кому нужной внеклассной канцелярщиной: планами, отчетами, проектами, педсоветами, собраниями, заседаниями, олимпиадами – за весьма скромную зарплату.

Настоятельно осуществляемое сегодня «реформирование» системы образования в рамках «болонского процесса» превращает образование в России в периферийную часть западного, причем худшей его части, поскольку такие страны, как Великобритания, от этого отказались.

Российская школа всех уровней нуждается в реализации принципа государственно-общественного управления образованием. Органы управления образованием должны отказаться от немыслимого диктата, тотальной унификации процедур образовательного процесса, подобно пресловутому ЕГЭ или нарастающему валу никому не нужной отчетности.

Профессиональное образование в государственных вузах должно быть строго ориентировано на внутренние потребности страны, а не на насыщение рынка труда других стран.

Современные попытки давать фанты «лучшим» вузам приведут только к дальнейшей деградации «худших». Между тем вовсе не факт, что вуз «среднего» уровня не может подготовить хорошего специалиста, а выпускники «лучшего» будут самоотверженно трудиться во благо России. Автор этих строк в свое время окончил обычную сельскую школу и скромный провинциальный вуз на Кубани, но, не сочтите за бахвальство, довольно успешно «выбился в люди».

Учитель советской школы в 30-е годы подготовил победителя в Отечественной войне 1941–1945 годов, в 50 – 60-е – прорыв в космос. Сможет он и сегодня подготовить патриотов, способных поднять страну, если будет востребован и достойно оценен.

Автор: Владимир ЮДИН, профессор, доктор филологических наук, академик ПАНИ, заслуженный работник высшей школы РФ
13

Возврат к списку

В Твери чествовали работников сельского хозяйства
Рачительные хозяева, упорные и терпеливые труженики, наши кормильцы – это все про них. Сегодня в тверском ДК «Пролетарка» чествовали работников сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
17.11.201719:48
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость