26 Апреля 2017
$55.85
60.79
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 05.07.2011

Наши дети в Интернете

Фотограф: Архив «ТЖ»

Контентная фильтрация – назойливая цензура или назревшая необходимость?

Не ходите, дети, в Интернет гулять куда попало и без разбору! Там попадаются такие опасные тропинки, что даже злой Бармалей с акулой Каракулой покажутся вам белыми, пушистыми и ласковыми…

Очумелые глазки
Интернет – мощный инструмент обучения, но помимо полезной информации в сети можно найти немало весьма и весьма сомнительной. Широко внедряя Интернет в школах и других учебных заведениях, мы открываем детям возможность просмотра сайтов, опасных для их нравственного и духовного развития.

Так что появление нового канала доступа молодежи к информационным ресурсам доставляет правоохранительным органам много хлопот, тем более что педагоги и социальные работники пока, к сожалению, недооценивают остроту проблемы. И это притом что в большинстве районов муниципальными властями дважды в год организуется обязательный мониторинг книжных фондов в библиотеках: нет ли печатных изданий экстремистской направленности? К сожалению, господа чиновники, будучи людьми солидными и уже не юными, никак не могут осознать, что в 14 – 15 лет сайты Интернета гораздо ближе и понятнее, чем книжки на полке…

Например, в девяти муниципальных образовательных учреждениях Заволжского района еще совсем недавно можно было спокойно просматривать интернет-сайты националистического и экстремистского содержания, книги «Чему на самом деле учит Библия?» и «Удар русских богов» (это выявила районная прокуратура в ходе проверок). В Заволжский районный суд направлены исковые заявления. Прокурор района требует признать незаконным бездействие администрации школ и оператора связи (ОАО «Центртелеком» в лице тверского филиала), которые не обеспечили защиту учащихся от информации, несовместимой с задачами воспитания и образования.

Аналогичные проблемы – в Калязинском, Спировском, Старицком, Рамешковском, Бологовском, Кимрском районах. К сожалению, здесь также нарушались ст.14 и 14.1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка» (ФЗ №124-ФЗ от 24.07.1998 года), предписывающего ограждать детей от информации, наносящей вред их духовному и физическому здоровью и развитию. В том числе от пропаганды национальной, расовой и социальной нетерпимости, до рекламы алкогольной продукции, наркотиков и табака.

Хотите знать, что такого интересного и полезного могли узнать мальчишки и девчонки? В Калязинском районе в двух школах в свободном доступе находилась «Майн кампф» («Моя борьба» Адольфа Гитлера и стихи откровенно экстремистского и антисемитского содержания). В трех образовательных учреждениях Спировского района при вбивании ключевых слов в окно поискового сайта тоже появлялись сайты, запрещенные для просмотра учащимися и не защищенные системой фильтрации. Подростки запросто могли выяснить, как приготовить курительные смеси наркотического воздействия, и полюбоваться снимками пикантной нагой натуры.

Но это еще цветочки! Ягодками «лакомились» детки в Бологовском, Кимрском и Селижаровском районах. Здесь были выявлены факты доступа к различным сайтам типа «Террорист-самоучка»: загляни и узнай, как в домашних условиях приготовить взрывчатку и наркотические вещества, а то посмотри террористический акт, заснятый на видео, или обращения боевиков…

Не лучше обстояли дела и в Оленинском районе. Здесь в семи образовательных учреждениях прямо с компьютеров, установленных в классах и учебных аудиториях, открывался доступ к текстам, включенным в федеральный список экстремистских материалов («Книга единобожия / Ислам – религия Аллаха» и другие). Согласитесь, что подобное «расширение кругозора» по меньшей мере нежелательно! Так что ирония, с которой кое-кто еще воспринимает призыв «Фильтруй контент!», явно неуместна.

Огласим весь список!
Так что же надо «фильтровать» и по какому принципу? Наконец, в какой последовательности? Вообще «нежелательный контент» бывает в основном двух видов. Во-первых, вообще запрещенный для любого возраста – как для мальчика Пети, так и для его папы Петра Ивановича, и допустимый разве что для служебного пользования (сотрудниками спецслужб и учеными). Это относится к детской порнографии, ресурсам террористов, к сайтам, разжигающим расовую и религиозную неприязнь, и т.п.). Во-вторых, это контент, нежелательный для детей и подростков (жестокие игры, порнография, сайты, пропагандирующие насилие, сайты сексуальных меньшинств, интим-услуги и интим-магазины и т.п.) – посещение таких сайтов имеет возрастные ограничения.

И те, и другие для детей опасны, но все же по-разному. И ответственность за доступ к ним со школьного компьютера тоже разная. Не хочется пугать учителей, они у нас и без того – извините! – затюканы ЕГЭ, оптимизацией сельских школ, новыми учебными программами и еще всяким-разным, слишком долго перечислять. Но напомнить об этом все же нужно.

Так, если во внутренней сети учебного заведения будет выявлена информация первого вида, то его администрация может подвергнуться не только административному, но и уголовному преследованию. Это должны знать и сами дети: если они будут пользоваться – пусть просто из любопытства! – таким запрещенным контентом, то их учителя могут оказаться на скамье подсудимых.

Кстати, специалисты отмечают, что к нежелательному может быть отнесен и в целом разрешенный контент, который тем не менее отвлекает школьников от учебного процесса. То есть теоретически школьной администрации может «нагореть» даже и в том случае, если дети вместо выполнения учебных заданий просматривают безобидные материалы, которые тем не менее не имеют никакого отношения к учебному процессу. Наконец, наши милые детки могут со школьного «компа» выполнять разные ресурсоемкие операции – скачивать «киношку», музыку, даже программное обеспечение – они ведь у нас сплошь продвинутые! Нетрудно представить, как при этом увеличиваются расходы на трафик…

Однако за такое «нерациональное» использование школьного Интернета (например, за чтение модного Джорджа Мартина вместо подготовки к сочинению по Льву Толстому) может достаться разве что от вышестоящего начальства, а не от правоохранительных органов. Так что на этом мы не будем останавливаться – в школе разберутся сами. А вот об утечке приватных данных поговорить стоит. Это очень серьезная опасность!

К сожалению, наш мир жесток; хватает в нем и опасных вымогателей, и сексуальных извращенцев. Ни в коем случае нельзя размещать в сети личную информацию о ребенке (даже о подростке) – его фотографию, расписание уроков, e-mail, номер телефона и пр. Определенный риск присутствует даже в публикации детских снимков на школьном web-сайте. Надо всегда учитывать, что ребенка могут похитить ради выкупа, что он может подвергнуться сексуальным домогательствам.
Можно ли полностью преградить детям доступ к опасным сайтам? Несомненно, нет! В борьбе с «нежелательным контентом» применяются разные способы, и ни один не гарантирует абсолютного успеха. Но сочетание фильтрации, мониторинга действий учеников, правовое просвещение в доступной и убедительной форме, наконец, жесткий режим доступа в компьютерные классы должны дать неплохой результат. Впрочем, мы предлагаем высказаться самим педагогам и специалистам в области компьютерных технологий. «Нежелательный контент» все еще остается проблемой, и она значительно серьезнее, чем многим сегодня кажется.

Автор: Лидия ГАДЖИЕВА
5

Возврат к списку

Фронтовые дороги ведут в Ржев
25 марта 2017 года. Идет подготовка к Международной военно-исторической экспедиции «Ржев. Калининский фронт» у деревень Есемово и Кокошкино. Отряды приезжают на политую кровью землю – предстоят полевые работы. У деревни Полунино московские поисковики находят останки красноармейца.
26.04.201722:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию