17 Января 2017
$59.61
63.23
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура29.06.2011

Задним тоже хочется

Фотограф: Александр Солодков, Вячеслав Старостенко

Джазмены сыграли в Твери ночью.

«Задние тоже хочут», – рассказ Михаила Зощенко «Кинодрама» процитировал известный джазовый музыкант Анатолий Кролл на ночном джазовом фестивале, прошедшем в Тверской филармонии. Композитор и пианист во время своего сета периодически поглядывал на часы, чтобы не выбиться из регламента, потому как после него предстояло выступить еще двум коллективам. До двух часов ночи джаз слушал корреспондент «ТЖ», который, впрочем, отказался от ночного купания, как ни призывал к этому организатор фестиваля Владимир Боярский.

Джазовый фестиваль Fire jazz night проходит в филармонии при поддержке областного департамента культуры в шестнадцатый раз. Организаторам в силу объективных причин в разные годы приходилось экспериментировать с его форматом: форум делали то вечерним, то дневным, плавно перетекающим в вечерний. Но именно ночные концерты были и остаются более всего по душе публике. Ночной джаз в День города Твери теперь такое же естественное явление, как праздничный фейерверк в акватории Волги через сутки.

Ритм фестиваля можно сравнить с движением поезда. Зеленый свет – в зале гаснут люстры, гудок – звучат фанфары, поезд тронулся и быстро набирает ход – зритель, поначалу сдержанный, по мере смены джазовых коллективов все более и более раскрепощается, и вот уже весь зал двигается в такт музыке, отбивает ритм постукиванием пальцев по колену, подпевает, свистит и аплодирует. «Это чудесное превращение и есть наша цель, – говорит художественный руководитель филармонии, а в прошлом джазовый музыкант Владимир Боярский. – Все это благодаря тем артистам, которые участвуют в тверских джазовых фестивалях».

Нынешний фестиваль в начале девятого вечера открыл пианист, легенда российского джаза Анатолий Кролл и его группа «Мы из джаза». Анатолий Кролл не нуждается в представлении – даже люди, далекие от джаза, прекрасно знают его по музыке к фильмам Карена Шахназарова «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Сны» и другим. В 2002 году, к 20-летию выхода на экраны фильма «Мы из джаза», Анатолий Кролл создал одноименный ансамбль, а с 2003 года он дирижер большого джазового оркестра «Академик-Бэнд». Именно в этом, «академическом», статусе маэстро приезжает в Тверь, где, по его собственному признанию, он может вспомнить, что является прежде всего пианистом.

– Продюсерская работа, дирижерская деятельность занимают все больше и больше моего времени, – сказал Анатолий Кролл. – Поэтому я не так часто играю, как мне того хотелось бы. Но рояль привел меня в джаз, и предавать его я не хочу и не могу.

Особых комплиментов маэстро удостоилась тверская пуб-лика, чрезвычайно преданная джазу:
– Этот зал просто заряжен джазом, так что у меня нет никаких сомнений в том, что джазовый бог существует – иначе как еще объяснить вашу любовь к джазовой музыке?!

Сет Анатолия Кролла и его квартета был составлен в основном из композиций самого маэстро. Он еще пошутил, что играть будет много, и если зазвучит неизвестная музыка, то она его, а если аудитория узнает мелодию, стало быть, это джазовая классика. Во время сета господин Кролл не забывал о времени – сыграв меланхоличную композицию «Предрассветный сон», написанную «ночью во время бессонницы», а потом и свой ответ американцам – «Славянскую грусть», он признался, что как человек старой фестивальной закалки просто не может не думать о музыкантах, которые стоят в программе после него. «Задние тоже хочут», – пошутил Анатолий Кролл, но со сцены не ушел, а велел своим музыкантам играть еще и еще, импровизировать и выдавать умопомрачительные соло, которые моментально находили дружное одобрение в зале.

Ближе к десяти к Анатолию Кроллу присоединилась певица Юлиана Рогачева, о которой маэстро говорил с нескрываемым восхищением. Повод для гордости у него был такой же основательный, как исполненный чуть позже эллингтоновский «Караван»: Юлиана – победительница Montreux Jazz Festival, приз зрительских симпатий в швейцарском Монтрё ей вручал сам Куинси Джонс – легенда мирового джаза. Выступление Юлианы Рогачевой стало своего рода прелюдией к тому вокальному торжеству, которое ожидало слушателей во втором и третьем отделениях. После антракта на сцену вышла московская группа Coffeetime, шесть участников которой не используют во время своих выступлений никаких музыкальных инструментов, кроме самого главного – собственного голоса. Можно, конечно, спорить, попал ли секстет в общую джазовую струю: все-таки в их исполнении прозвучали и народные, и эстрадные песни, но к тому моменту, когда эти споры могли возникнуть, было уже решительно все равно, какое отношение Coffeetime имеет к джазу. Им к тому же удалось подхватить то настроение, которое до них так бережно создавал Анатолий Кролл, раскрасить фестиваль приджазованными эстрадными мелодиями, более того – мелодиями и песнями народными, исполненными с необходимым джазовым полетом, размахом и пульсацией. Так что даже композиция про Параню, за что-то любящую Ивана, оказалась окончательно и бесповоротно вписанной в общий контекст. Вовремя объявленный перерыв дал полуночникам возможность довольно эмоционально обсудить услышанное и увиденное, но при этом ни разу не сказать о Coffeetime – ресторанщина. В основном звучало: «Да, это джаз, хотя зря они каждую песню анонсировали…» Речь в этот момент шла о том, что перед каждой новой песней артисты ее кому-то посвящали (например, светотехнику Татьяне и всем Татьянам в зале вообще) или раскрывали ее глубинные смыслы («Песня о том, как глубока наша любовь к вам»). Впрочем, даже это музыкантам можно было простить за How deep is your love Bee Gees и Майкла Джексона, «единственного поп-исполнителя, чьи песни обрабатываются джазменами»…

Эмоции, таким образом, у всех были только положительные. Все ждали бразильских гостей – Маушу Аднет и группу Jazz Brasil. Хедлайнеры фестиваля появились уже совсем поздно, но в сон никого не тянуло – собственно, публике, разгоряченной музыкой, не до него было. Когда бразильские гости вышли на сцену, никто не мог и подумать, что еще несколько часов назад они мирно дремали в одном из уютных помещений готовящейся к фестивалю филармонии – настолько они оказались живыми и по-настоящему джазовыми. Мауша Аднет наповал сразила зрителей мощным напором энергии, темпераментом и изящным вокалом, а барабанщик Jazz Brasil – виртуозными соло. Однако это было еще не все. Настоящая свобода самовыражения наступила в самом финале фестиваля, глубоко за полночь. Каким-то непостижимым образом музыканты стали сменять друг друга на сцене, причем делали это так незаметно, что уследить, когда Анатолий Кролл сменил за роялем своего бразильского коллегу или в какой именно момент басист Jazz Brasil Аркадий Овруцкий стал играть не на басу, а на контрабасе Владимира Боярского, не было никакой возможности.

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
55

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

На Тверском региональном этапе Всероссийского дня снега Морозовы опередили Снежковых
Накануне всю ночь медленно, но верно падал снег. В парке активного отдыха «Гришкино» на территории Калининского района и вовсе намело сугробы по колено.
16.01.201722:23
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию