23 Января 2017
$59.67
63.73
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура24.06.2011

Проект «от удивления»

Фотограф: Наталья Зимина

Выставка как способ политической декларации.

Именно так, удивившись известным прошлогодним событиям на столичной Манежной площади, куратор Виктор Бондаренко и художник Дмитрий Гутов сочинили арт-проект «Россия для всех», который сейчас экспонируется в центре современного искусства «ТверЦА», сиречь в здании речного вокзала.

– Проект «Россия для всех» - наш ответ тем, кто сегодня выдвигает лозунг «Россия для русских», – сказал, открывая выставку, Виктор Бондаренко.

– Мы хотим, чтобы сторонники «России для русских» задумались: а есть ли в этой России место для них?

Сама по себе экспозиция не поражает изысканностью и полетом творческой фантазии: на двух стенах размещено несколько десятков листов, пестрящих знакомыми именами – от Александра Невского до Владимира Высоцкого. К каждому имени приписано уточнение: авторы напомнили зрителям, что Виктор Цой – кореец по отцу, Махмуд Эсамбаев – удивительное дело, чеченец, а Максим Грек и Феофан Грек, кто бы мог подумать, – греки! Судя по всему, авторы «взяли в разработку» этническую принадлежность первого-второго поколения. Собственно, можно было бы копнуть и глубже, обнаружив, что практически у всех считающихся исконно русскими дворянских родов среди предков-основоположников обязательно найдется экзотический персонаж – то немецкий рыцарь, а то и татарский хан. Впрочем, авторы проекта не ставили своей целью в очередной раз «поскрести русского». Речь идет о том, что нынешняя «русскость» заключается не в этнической принадлежности, а в органичном существовании человека в определенном языковом и культурном контексте. Идея, мягко говоря, не поражает новаторством: вряд ли кого-то можно удивить утверждением, что феномен русской культуры создавался усилиями самых разных людей.

Впрочем, всякое бывает. В Интернете, говорят, попадаются возмущенные пассажи на предмет, «кто дал право черному арапу учить нас нашему языку». Надо полагать, это можно расценивать либо как неуклюжую попытку соригинальничать, либо просто как диагноз.

К полемике с эдакими доморощенными филологами и призван проект «Россия для всех», а непосредственным поводом для создания экспозиции послужили граффити соответствующего содержания, во множестве обнаруженные на Манежке. Вдохновившись оными, Дмитрий Гутов решил дать адекватный и симметричный ответ, ответив улице на ее же языке. Именно поэтому здесь нет ни изысканной каллиграфии, по части которой Дмитрий Гутов изрядный мастер, ни хитрых декоративных наворотов традиционного западного граффити. Художник излагает свою мысль так же, как его оппоненты, – в стиле «на заборе тоже кой-чего написано…», используя надпись по ее прямому назначению – для донесения информации. Он, кстати, признался, что давно хотел поработать с написанными именами, а тут и достойный повод подвернулся. А для актуализации выставленного к листам с именами прилагаются фотографии с той самой Манежки, разбросанные по полу в живописном беспорядке, – предполагается, что зрители должны «попирать стопой» столь вопиющее проявление национальной нетерпимости.

Выставка задумана как передвижная – потом она поедет в Нижний Новгород и Пермь, а завершится в питерском Русском музее. В контексте этих трех крупных культурных центров наш город выглядит достаточно скромно, и потому возник вполне законный вопрос: «А почему Тверь?» Иосифа Кобзона этот вопрос очень развеселил: «Отвечу в полном соответствии со своей национальностью вопросом на вопрос: а почему бы и нет?» Дмитрий Гутов добавил, что такой способ визуализации информации именно у нас представляется наиболее доходчивым: из окна поезда он видел на заборах вдоль железной дороги множество точно таких же образцов современного народного искусства.

Состав гостей на вернисаже, надо сказать, сложился весьма представительный. Иосиф Кобзон украшал собой происходящее, упорно именуя жителей Твери «тверянами», Марат Гельман созерцал дело рук своих, в очередной раз убеждаясь, что это хорошо, известные тверские врачи Каринэ Конюхова и Игорь Эльгардт говорили о своем видении национальной проблемы в рамках отдельно взятого провинциального города, правозащитница Ирина Алексеева очень к месту вспомнила стихи Евтушенко:

Родство по слову
Порождает слово.
Родство по крови
Порождает кровь.

Вместе с Кобзоном вернисаж украшали телевизионные дивы Светлана Сорокина и Александра Буратаева. Последняя, кстати, попыталась развить концепцию – в отличие от многих она увидела в этой инсталляции не разноцветный лоскутный коврик, ассоциация с которым лежит на поверхности, а окна, через которые на нас смотрят давно умершие люди, при жизни славно потрудившиеся на благо России. И вполне резонно спросила: «Стыдно, правда?».

Все было очень правильно – правильные люди говорили правильные слова. И было очень скучно. Как раз потому, что в этом проекте изначально заложен диалоговый потенциал. А диалога-то и не случилось, и случиться не могло, поскольку собравшиеся на Манежке люди – не из тех, что ходят по выставкам современного искусства, стараясь разгадать месседж авторов и кураторов. Этой выставке бы место где-нибудь на улице. Именно об этом, кстати, изначально думал Дмитрий Гутов – он рассказал, что при работе над проектом держал в голове образ странного человека, которого интересует исключительно национальная принадлежность исторических и ныне живущих персонажей. Этот человек составил себе некий список и ночью ходит по темным дворам и переулкам, перенося фрагменты своего списка на все подвернувшиеся плоскости. Картинка жутковатая, но не лишенная глубины и драматичности.

На вернисаже определенно не хватало и этого человека, и его оппонента – человека с упомянутым плакатом «Россия для русских». Выставку вполне могли бы актуализировать, к примеру, пикет националистов или демарш скинхедов. Кстати, в этот день и почти в это же время на другом берегу Волги состоялся митинг одной из политических партий: в числе ее лозунгов есть и упомянутая мысль про Россию и русских. Но это уже не искусство, это политика, а значит, совсем другая история.

Автор: Наталья ЗИМИНА
2

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери чествовали журналистов, операторов и фотокоров
В киноконцертном зале «Панорама» бизнес-центра «Тверь» прошло торжественное мероприятие, посвященное Дню российской прессы. Его главными героями стали наши коллеги, сотрудники редакций региональных и районных газет, телерадиокомпаний и сетевых изданий.
20.01.201721:46
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию