23 Мая 2017
$56.5
63.17
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия


День Победы-2017 в Тверской области | Видеотрансляции

Торжества, посвященные празднованию 72-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, в прямом эфире.

Подробнее

Новости дня
Общество 02.03.2010

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Ежегодный доклад о состоянии гражданского общества в Тверской области

Введение
Настоящий Доклад о состоянии гражданского общества в Тверской области подготовлен в соответствии со статьей 24 Закона Тверской области «Об Общественной палате Тверской области». Принцип, которому при подготовке Доклада следовала Общественная палата, — объективный анализ, основанный на действительных фактах и данных официальной статистики.


Ежегодный доклад о состоянии гражданского общества в Тверской области

Введение
Настоящий Доклад о состоянии гражданского общества в Тверской области  подготовлен в соответствии со статьей 24 Закона Тверской области «Об Общественной палате Тверской области». Принцип,  которому при подготовке Доклада следовала Общественная палата, – объективный анализ, основанный на  действительных фактах и данных официальной статистики.
 В нем использованы результаты специальных социологических исследований, проведенных по проблемам гражданского общества, исследовательской группой «ТверьЦИОМ», центром социального анализа «Мониторинг – Тверь», а также материалы социологического исследования, проведенного на примере Твери кафедрой социологии и социальных технологий Тверского государственного технического университета.
Основная цель Доклада – по­знакомить читателя с современным состоянием гражданского общества в Тверском регионе, дать количественную и качественную оценку основных его институтов.
Учитывая, что это первый Ежегодный доклад  первого состава Общественной палаты, было принято решение отразить в нем некоторые итоги деятельности палаты за истекший год ее существования. Кроме того, в Докладе представлен анализ состояния нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование некоммерческого сектора.
Определенное место в Докладе отведено вопросам государственной поддержки некоммерческих организаций как на областном, так и на муниципальном уровнях.
Доклад учитывает широкий спектр мнений представителей общественности, в том числе критические настроения, содержит ряд конкретных предложений по совершенствованию форм межсекторного взаимодействия властных и гражданских структур.
Часть I. Современное состояние гражданского общества в Тверской области
Гражданское общество в широком смысле представляет собой совокупность общественных институтов, непосредственно не включенных в структуры государства и позволяющих гражданам и их объединениям реализовывать свои интересы и инициативы.
Интересы, представленные в зрелом гражданском обществе, предельно разнообразны. Гражданская активность, в конечном счете, находит выражение в защите и реализации прав и свобод человека, которые, как известно, гарантированы  Конституцией РФ. Они включают в себя право на жизнь, личную неприкосновенность, защиту чести и доброго имени, свободу совести и вероисповедания, право на объединение, участие в управлении делами государства, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право частной собственности, предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, право на социальное обеспечение, жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, образование, свободу творчества, судебную защиту и целый ряд других прав и свобод.
Гражданское общество охватывает институты и отношения (включая семейные), к которым человек принадлежит от рождения, в силу обстоятельств, принадлежности к той или иной профессиональной или социальной группе, либо экономической необходимости.
Профессиональные, культурные и иные сообщества, из которых оно состоит, открыты для всех, кто осознанно стремится к объединению на основе общих интересов. Институты гражданского общества позволяют гражданам совместно вырабатывать цели и достигать их, соединяя собственные усилия с другими общественными структурами, вступая в диалог с носителями власти, бизнеса, отстаивая свои принципы в публичном пространстве. Эти институты обеспечивают возможность самореализации в отличие от институтов, через которые преимущественно удовлетворяется потребность в доходе.
Гражданское общество самоорганизуется с помощью таких институтов, как семья, церковь, СМИ, органы местного самоуправления, политические партии, профессио­нальные союзы, разнообразные общественные объединения, кооперативные и потребительские объединения, творческие союзы и т.д.
Эффективной самоорганизации граждан, особенно их взаимодействию с государством, благоприятствует придание их объединениям правовых форм некоммерческих организаций.
Согласно действующему российскому законодательству некоммерческой считается организация, деятельность которой направлена не на извлечение прибыли, а на решение социально значимых вопросов путем привлечения и целевого использования ресурсов, в том числе благотворительных пожертвований. Средства, полученные некоммерческой организацией, не могут распределяться между учредителями или членами этой организации, а расходуются на ее уставные цели.

Статистический портрет некоммерческого сектора Тверской области в 2009 году
В данном разделе Доклада прежде всего представлен обзор данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики (Тверьстат) по численности некоммерческих организаций в контексте их основных организационно-правовых форм.
По данным Тверьстата, общая численность некоммерческих организаций (кроме бюджетных НКО, учрежденных органами государственной и муниципальной власти) в Тверской области на 01.01.2010 г.  составляла 5,081тыс. По разным классификациям к числу некоммерческих организаций относят свыше 20 организационно-правовых форм юридических лиц. Такое многообразие связано с тем, что в отличие от коммерческих организаций эти формы устанавливаются не только Гражданским кодексом РФ, но и рядом других специальных законов.
Более трети от общего числа зарегистрированных организаций третьего сектора приходится на общественные и религиозные организации (объединения) – 34,4%  (рис.1).
По данным Тверьстата, общая численность НКО за период с 1 января 2009 г. по 1 января 2010 года сократилась с 5,311 тыс. до 5,081 тыс., или на 4,3%.
Наибольшее абсолютное сокращение наблюдалось среди общественных и религиозных объединений (на 328, или 4,7%), потребительских кооперативов (на 13, или 0,5%).
В то же время увеличилось число товариществ собственников жилья (на 245, или 5,2%), некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций, учреждений среднем на 0,3%).
Анализ показывает, что тенденция сокращения НКО в течение 2009 года проявилась в основном за счет существенного сокращения общественных объединений, которые в течение длительного времени фактически бездействовали, не отчитывались о своей работе и в условиях повышенных требований законодательства к деятельности НКО были признаны прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица в связи с нарушениями
ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях».
Однако  после принятия поправок в федеральное законодательство об НКО с целью усиления дисциплины в вопросах их учета и отчетности появились и некоторые проблемы.
Во-первых, лидеры НКО, особенно небольших, отмечают, что при регистрации в органах юстиции требуется довольно солидный пакет документов, приходится нести финансовые расходы.
Определенные затруднения у них вызывают вопросы налогообложения, изменившийся порядок аренды государственного и муниципального имущества, частое изменение форм отчетности.
Динамика изменений численности некоммерческих организаций в разрезе их основных организационно-правовых форм за период 2007–2009 гг. (выборочно) представлена на рис. 2.
Представляют интерес сведения о том, как распределяются эти некоммерческие организации по городам и районам области (рис.3)
Как видно из таблицы, территориальное распределение НКО весьма разнообразно и неравномерно. Лидером по количеству зарегистрированных НКО, естественно, является Тверь. За ней второе и третье места занимают Калининский район и  Торжок соответственно, затем Конаково, Кимры, Калязинский район.  В значительном числе муниципальных образований НКО представлены лишь традиционным набором районных отделений обществ ветеранов, инвалидов, охраны природы, охотников и рыболовов, садово-огородными товариществами и приходами православных церквей.
Общественные объединения тяготеют к более крупным населенным пунктам, где сконцентрировано большинство населения, где общественность получает больше внимания со стороны власти, где активнее внедряются современные технологии социального управления и межсекторного взаимодействия.
Очевидно, что в числе организаций, которые официальная статистика относит к «некоммерческим» (опираясь на определение Гражданского кодекса РФ), есть такие, которые не относятся к структурам гражданского общества, создающимся на основе свободной самоорганизации граждан, независимым от государства и не являющимся рыночными субъектами.
Общественная палата РФ рекомендует определять границы некоммерческого сектора на основе российского законодательства, в частности, на основе официальной статистики числа НКО (РОССТАТА), а также используя так называемый «структурно-операционный» подход к определению некоммерческого сектора, принятый ООН. Согласно этому подходу к некоммерческому сектору как сегменту гражданского общества рекомендуется относить такие организации, которые отвечают следующим пяти критериям:
-?представляют собой организацию, имеющую некий юридический статус;
-?не преследуют цель получения прибыли  и не распределяют прибыль между учредителями, членами и участниками;
-?организационно не зависимы от органов государственной власти;
-?являются самоуправляющимися;
-?образуются на основе добровольности, а не принуждения.
Применяя данный подход к определению некоммерческого сектора как сегмента гражданского общества, из общей численности НКО (по данным Тверьстата, см. рис.1) следует исключить виды организаций, не соответствующих перечисленным выше критериям, а именно учреждения, созданные органами государственной и муниципальной власти, а также потребительские кооперативы.
Таким образом, число  зарегистрированных Тверьстатом на территории области НКО, которые, по версии ООН, следует отнести к некоммерческому сектору, будет составлять 4 166 организаций.
Кроме того, существует учет НКО, который ведут территориальные органы Министерства юстиции РФ в соответствии с Законом РФ №7 ФЗ «О некоммерческих организациях». Они осуществляют регистрацию  межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, религиозных организаций, региональных отделений политических партий и иных некоммерческих организаций (кроме потребительских кооперативов, товариществ собственников жилья, садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан, органов государственной власти,  других госорганов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, ряда некоммерческих организаций).
По данным управления Министерства юстиции РФ по Тверской области, по состоянию на 01.01.2010 г. значатся 3 185 таких некоммерческих организаций, в том числе 2 132  общественных объединения, 290 религиозных организаций, 7 политических партий, 21 национально-культурная автономия и община, 7 казачьих обществ, 728 фондов, некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций, ассоциаций и союзов.
 Именно эти некоммерческие организации, деятельность которых носит наиболее открытый, массовый и социально ориентированный характер, т.е. действующие не столько «во внутрь», а сколько «во вне», и составляют «ядро» некоммерческого сектора как сегмента гражданского общества Тверской области.
Не менее актуальным является вопрос о числе реально действующих на территории области НКО. Не секрет, что ряд организаций существуют лишь на бумаге и не ведут деятельность, предусмотренную их уставами. Такие организации искажают представления о потенциале областного некоммерческого сектора, его ресурсах и способности решать социально значимые  задачи.
Вместе с тем количественный анализ реально действующих НКО может восприниматься   как свидетельство определенных (благоприятных или неблагоприятных) условий для деятельности некоммерческого сектора, как свидетельство гражданской активности населения.
К сожалению, как на федеральном, так и на региональном уровнях нет общепринятой системы получения информации о реально действующих НКО на основе определенных критериев. Поэтому корректная оценка числа таких НКО в основном содержится в данных социологических исследований, проводимых опросными методами.
По данным социсследований, проведенных сотрудниками Центра исследований гражданского общества Высшей школы экономики, доля реально действующих в России НКО в общей численности официально зарегистрированных составляет не более 38%. Тверские социологи фиксируют этот показатель на уровне 33–35%.
Если оценивать показатель по тому, как наши НКО отчитываются в соответствии с действующим законодательством перед контролирующими органами (налоговая служба, управление юстиции), то он может составлять чуть более 25%. Не случайно, только за I полугодие 2009 года по разным основаниям (самоликвидация, прекращение деятельности в судебном порядке) управление Министерства юстиции РФ по Тверской области исключило из ведомственного реестра сведения о 137 некоммерческих организациях, в том числе о 117 общественных объединениях.
Вполне естественно, что динамика развития некоммерческого сектора в значительной мере связана с социальной базой, т.е. с долей и качественным составом населения, способного осознать свою роль в системе социального управления, обладающего активной жизненной позицией и проявляющего ее в общественно-полезной деятельности.
Аналитики Высшей школы экономики выделяют так называемое «ядро» социальной базы в среднем по стране около 8%. По данным социологического исследования, проведенного в декабре 2009 года группой «ТверьЦИОМ», доля активных и действующих на общее благо граждан в Тверской области оценена экспертами в среднем в объеме 12,5%. Третья часть населения, по мнению экспертов,  – это социально безразличные, пассивные люди. В целом же доля населения, неравнодушно относящегося к окружающей действительности, оценивается в объеме более 60%.
Исходя из экспертных суждений, можно говорить о значительном, но пока не реализованном потенциале общественной активности  в регионе.
Большинство опрошенных экспертов уверены, что для реализации имеющегося потенциала гражданской активности в области пока не созданы необходимые условия. Среди причин низкой общественной активности называется неудовлетворенность граждан отношением властных структур к инициативам общественности, низкий авторитет НКО, определенная усталость населения от необходимости выживать в сложных социально-экономических условиях. Исследования также показали, что, несмотря на общую заинтересованность населения в услугах общественного сектора, граждане слабо информированы о структуре и результатах его функционирования. 84% опрошенных по поводу уровня информированности граждан о деятельности некоммерческих организаций и о возможности их участия в этой работе отметили, что население об этом или совсем не информировано, или информировано только отчасти.
По данным других исследований «ТверьЦИОМ» (опросы  г. Тверь, 2009 г.) выяснилось, что количество взрослых горожан, которые смогли более или менее содержательно ответить на вопрос, известно ли им понятие «гражданское общество» и что оно означает, составило не более 10%.
Примечательно, что в ходе опросов самыми известными общественными организациями оказались благотворительный фонд «Доброе начало», ДСП «Важное дело», Тверской областной совет ветеранов и другие ветеранские организации, региональное отделение Союза пенсионеров России, «Родители против наркомании», «Молодая гвардия» (их назвали от 20 до 50% опрошенных).
Граждане плохо осведомлены о других областных  и местных общественных объединениях, их инициативах (до 10%), что свидетельствует в том числе и о неравномерном освещении деятельности различных объединений в СМИ. В этих условиях некоммерческому сектору необходимо самому научиться энергичнее работать с прессой, навыками продвижения объективной информации об интересных и полезных инициативах, акциях.
В 2009 году Тверская область, как и вся Россия, переживала экономический кризис. Финансово-экономические трудности коснулись многих людей, непосредственно сказались на социальной сфере. В связи с падением производства и сокращением занятости сложилась достаточно напряженная социальная обстановка в отдельных муниципальных образованиях и на многих предприятиях области. Например, по данным департамента занятости, пик максимальной неполной занятости наблюдался в мае и достиг 35,5 тыс. человек. На 49 предприятиях высвобождения работников были квалифицированы как массовые. Безработица по сравнению с 2008 г. увеличилась в 2 раза.
Институты гражданского общества в регионе приняли деятельное участие в обсуждении и решении  проблем, связанных с кризисом. Наряду с действиями администрации области, государственной службы занятости, руководителей  предприятий по снижению напряженности на рынке труда, недопущению спада производства свой вклад в формирование  и реализацию антикризисных мероприятий внесли и многие некоммерческие организации.
Около 50 общественных объединений приняли участие в общественных работах на основе договоров, заключенных с городскими и районными центрами занятости.
 Успешно представляет в области интересы малого и среднего бизнеса Тверское областное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства  «Опора России». При непосредственном участии этой организации была подготовлена долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства Тверской области на 2009–2013 годы», создана и действует общественная приемная и горячая линия для предпринимателей на базе бизнес-центра Тверской областной библиотеки им. А.М. Горького.
Конкретную помощь в разработке концепции развития инфраструктуры технического сервиса автотранспортных средств в Тверской области на период 2010–2013 годов оказала Тверская ассоциация предприятий технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств.
Постоянное организационно-методическое содействие в реализации проекта «Школа молодежного предпринимательства» обеспечивает некоммерческое партнерство «Тверской ресурсный центр общественных проектов».
Активно взаимодействует с департаментом экономики Тверской области некоммерческая организация «Тверской областной фонд жилищного кредитования», некоммерческое партнерство «Региональное отраслевое объединение строителей», Тверской деловой клуб. Данные организации – постоянные участники семинаров, «круглых столов», различных информационно-рекламных выставочных мероприятий, направленных на развитие инновационной деятельности.
Тверское областное отделение Всероссийского общества «Знание» на протяжении ряда лет организует техническое  и консультативное обслуживание ежегодных конкурсов научных проектов в рамках соглашений администрации Тверской области с Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) и Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ).
Следует отметить активную позицию, занимаемую Федерацией тверских профсоюзов, по взаимодействию с администрацией Тверской области и другими партнерами в рамках трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Тверской области.
Представители профсоюзов широко использовали имеющиеся возможности для оказания правовой помощи работникам в период вынужденных увольнений, твердо аппелировали к представителям государства и руководителям предприятий с требованием не допустить массовых увольнений.
Перспективный путь самоорганизации в ряде отраслей и видов социально-экономической деятельности – создание саморегулируемых организаций. Опыт успешной деятельности таких некоммерческих организаций имеется и у нас в области. Речь идет о недавно созданном некоммерческом партнерстве «Саморегулируемая организация «Тверское объединение строителей». Данная организация в настоящее время самостоятельно осуществляет лицензирование строительной деятельности, контроль за соблюдением в строительстве соответствующих СНИПОВ и регламентов и т.д.
Вместе с тем передача подобным организациям отдельных регулятивных функций, ранее выполнявшихся государством, ставит и определенные вопросы, в частности, о возможном использовании ими своего монопольного положения в целях неоправданного ограничения доступа на рынке и вытеснения конкурентов.
Как известно, на территории области созданы и действуют такие крупные общественные объединения, как Тверской союз промышленников и предпринимателей, региональное отделение Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Торгово-промышленная палата Тверской области, Союз фермеров и личных подсобных хозяйств Тверской области.
К сожалению, за исключением последней остальные названные организации недостаточно полно используют свой значительный потенциал в разработке проектов областных законов, формировании и реализации концепций, программ, направленных на создание более благоприятных условий  для развития экономики региона, предпринимательства, частной инициативы.
Кризисные явления негативно отразились на условиях функционирования некоммерческого сектора в регионе, связанных прежде всего с сокращением объемов финансовых поступлений от бизнеса, а в ряде муниципальных образований и от местных органов власти.
В то же время социальный запрос к НКО на помощь и поддержку наиболее?социально?уязвимых слоев населения даже увеличился.
В данной ситуации многие лидеры НКО были вынуждены задуматься над тем, как не просто выживать, а как повысить эффективность своей деятельности, оптимизировать управление, освоить новые социальные технологии, привлечь средства путем активного участия в конкурсах социальных проектов, расширения платных услуг, увеличения объемов добровольческой деятельности.
Значительная часть областных и местных общественных объединений успешно проявляет себя
в сфере социальной защиты населения. В этом направлении эффективно действуют благотворительные фонды «Доброе начало», «Вера, Надежда, Любовь», «Благофонд», «Надежда детей», «Твой выбор», «Созидание», центр социальной реабилитации «Так живем» и другие.
Большое значение имеет систематическая и планомерная помощь, оказываемая этими организациями детям-инвалидам и детям-сиротам. Несмотря на трудности по привлечению необходимых для этого финансовых средств, они практически не сократили объемы благотворительности. Например,  Тверским благотворительным фондом «Доброе начало» за 2009 год привлечены средства в сумме почти 1 млн. 900 тыс. рублей, на которые было приобретено медицинское и реабилитационное оборудование в 216 семей из 29 районов области, воспитывающих детей с ограниченными физическими возможностями.
73

Возврат к списку

«Волжский хоровой собор» принял коллективы из Чехии, Литвы, Венгрии и Белоруссии
В Тверской области завершился IV международный фестиваль «Волжский хоровой собор». Свое мастерство показали лучшие хоровые коллективы из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Кирова, а также из Чехии, Литвы, Венгрии и Белоруссии. 
22.05.201721:43
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию