23 Мая 2017
$56.5
63.17
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия


День Победы-2017 в Тверской области | Видеотрансляции

Торжества, посвященные празднованию 72-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, в прямом эфире.

Подробнее

Новости дня
Культура23.06.2011

«Подсолнухи» из Италии

Фотограф: Архив Андрея Ульянова

Жители города Калинина еще не успели забыть съемки художественного фильма «Доктор Вера», когда на площади Революции можно было увидеть виселицы, а на улицах встретить фашистских солдат. А тем временем в гостинице «Селигер» в начале января 1970 года уже размещалась новая съемочная группа. Интерес к ней был огромен. Не так часто в нашу страну приезжали настоящие звезды мирового кинематографа. И, конечно, знаменитый итальянский режиссер Витторио де Сика, не менее известный актер Марчелло Мастроянни, а также продюсер фильма Карло Понти, который был одновременно и мужем Софи Лорен не могли не приковать к себе внимание и местной публики, и журналистов. Неподалеку от нашего города, около села Городня, начинались съемки фильма «Подсолнухи».

Фильм о любви и мире
«Подсолнухи» – фильм о любви. Роман между Антонио (Марчелло Мастроянни) и Джованной (Софи Лорен) развивался столь стремительно, что уже после нескольких встреч они решили пожениться. Тем более шла война, а молодожену полагалась отсрочка от призыва. Увы, короткий отпуск, наполненный страстью, пролетел незаметно, а хитроумные попытки «откосить» от армии привели к тому, что молодому супругу пришлось отправиться не в Африку, а на русский фронт, в снега и морозы бескрайней России. Именно здесь, при отступлении, замерзающий, брошенный товарищами на произвол судьбы Антонио встречает русскую девушку Машу (Людмила Савельева). Она подбирает итальянского солдата, отогревает и влюбляется в него.… Съемки фильма шли в Москве, Полтаве, Риме, Милане и наконец добрались до Городни. Именно здесь и были сняты сцены отступления итальянской армии, а также встреча Антонио и Маши.

Сожженную деревню построили на волжском льду
Когда смотришь на экране сцены, снятые под Городней, то невольно охватывает озноб. Так и представляешь пронзительный ветер, нестерпимый холод и отчаяние солдат, которые понимают, что им уже не вернуться на родину. На самом деле погода во время съемок была теплая, хотя и шел густой снег. Это очень обрадовало итальянскую часть съемочной группы. Уже в первый день удалось снять отступление итальянской части, а также сцену, где Антонио пытается войти в избу, набитую солдатами. Полуразрушенные, сожженные дома построили прямо на льду Волги. Известно, что Витторио де Сика не слишком любил давать интервью журналистам. Однако корреспондентам «Калининской правды» и «Смены» все-таки удалось задать ему несколько вопросов. Так, Владимир Исаков, который в ту пору представлял «Смену», спросил, откуда возникло такое название фильма.
– «Подсолнухи», по-моему, очень символическое название, – сказал Витторио де Сика. – В фильме есть такой эпизод: Джованна видит бесконечные русские поля, засеянные цветущими подсолнухами. Земля, пережившая столько трагедий, столько разрушений, столько смертей, возрождается к жизни. Там, где когда-то шли бои, где были могилы, цветет подсолнух. В этом большая мудрость жизни и бессмысленность войны.

Тверской журналист также задал вопрос, чем привлекла итальянского режиссера советская актриса Людмила Савельева.

– Я видел вашу очаровательную Людмилу Савельеву в «Войне и мире», и мне очень понравилась ее манера игры. Она делает все очень точно и очень тонко. Для актера это важно.

В эпизодах – Дмитрий Званцев
Если Владимир Исаков ограничился беседой с Витторио де Сика, то корреспонденту «Калининской правды» пришлось непосредственно поучаствовать в съемках фильма. Его фактура настолько понравилась режиссеру, что он пообещал дать интервью только после того, как Дмитрий Званцев сыграет одного из отступающих итальянских солдат. Эта задача была журналисту по плечу. Его отец Петр Званцев был одним из лучших актеров Калининского драматического театра, да и сам он в молодости играл на любительской сцене. Что ж, нашему коллеге здесь можно только позавидовать. Он смог увидеть мир кино изнутри.

«Для того чтобы написать этот репортаж, мне пришлось стать итальянцем по имени Винченцо Оливетти, перенестись почти на тридцать лет назад, голодать, замерзать в снежном безмолвии российских просторов и вообще заниматься вещами, не свойственными профессии журналиста»,– написал позже Дмитрий Петрович. И действительно, этот день выдался для корреспондента «Калининской правды» насыщенным на события. «Нас загоняют по пояс в снежную целину на Волге. Наша задача по команде «пошли» бежать по направлению к сгоревшим избам. Бежать так, как могут бежать к человеческому жилью окостеневшие от стужи и полумертвые от голода люди. И мы бежим по целине, падаем, задыхаемся. И тут «Стоп!» И еще «Назад!» Будет новый дубль. И мы возвращаемся, бежим, возвращаемся, бежим… Нам нужно замерзать, а с нас катит пот в три ручья: на улице ноль градусов, оттепель».

Впрочем, такая участь постигла не только местных статистов. Рядом с ними столь же послушно выполнял команды режиссера Марчелло Мастроянни.

«В Марчелло поражают его исключительная способность мгновенно входить в образ и добросовестность. Он все делает сам (и как делает!), хотя на общих планах мог бы за него сниматься и дублер. Но дублер – архитектор Калининского облгражданпроекта Геннадий Шилов – пока томится в машине. А Марчелло карабкается по сугробам, вместе с нами обливается потом, подмигивает нам, когда это можно».

И вот награда за нелегкий труд. Вечером Дмитрий Званцев сидит в гостинице «Селигер» и беседует с одним из лучших режиссеров мирового кино. «Мы говорили о фильме. Почему Витторио де Сика выбрал именно этот сценарий, эту тему? Отвечает: потому что это тема мира. Потому что у него было давнее желание поставить фильм об ужасах войны и человеческих судьбах, о необходимости мира, попытаться выразить вечные и большие истины через конкретную маленькую историю жизни нескольких людей».

Сняли – и на полку!
В Италии «Подсолнухи» пользовались огромным успехом, а в СССР фильм практически не показывали. И закончились его съемки большим скандалом. Было вообще удивительно, что в СССР согласились снимать фильм на очень больную для итальянцев тему. В ту пору многие в Италии еще ждали возвращения из России пленных солдат. Однако почти все итальянцы, попавшие в плен, умерли от голода и болезней. Советское правительство этот факт не признавало. Были даже уничтожены все кладбища итальянских военнопленных. В Италии верили, что пленные либо остаются до сих пор в лагерях, либо решили жить в Советском Союзе. Премьеру фильма «Подсолнухи» должны были провести в Москве Восьмого марта, в день Международного женского праздника. Ведь в фильме показана судьба двух женщин – итальянки Джованны и русской Маши. И тут в Италии прошла серия митингов, где от Советского Союза потребовали возвращения или пленных, или останков погибших на советской земле итальянцев. В фильме «Подсолнухи» есть сцена на итальянском кладбище на Украине. На самом деле таких кладбищ в Советском Союзе не было. Наше руководство могло попасть в двусмысленную ситуацию и поэтому потребовало, чтобы Витторио де Сика вырезал этот эпизод. Тот ответил отказом. В результате премьера фильма состоялась 13 марта в Риме. А скандал разрастался день ото дня. Начальник идеологического управления КГБ Филипп Бобков писал в ЦК партии: «Авторы фильма «Подсолнухи» стремились показать преимущества западного образа жизни и отсутствие элементарной культуры у советских людей. В фильме тенденциозно подтверждаются измышления буржуазной пропаганды о том, что в СССР якобы существуют громадные кладбища итальянских солдат и до настоящего времени задерживается возвращение на родину итальянских военнопленных». Не дремали и ультраправые организации в Италии, которые пригрозили советскому послу, что, если военнопленные не будут отпущены, в разных странах Европы они уничтожат 20 советских дипломатов.

…А Витторио де Сика снимал фильм о любви и мире. Фильм, который занял достойное место в истории кино и в истории нашего тверского края.


Автор: Андрей УЛЬЯНОВ
577

Возврат к списку

«Волжский хоровой собор» принял коллективы из Чехии, Литвы, Венгрии и Белоруссии
В Тверской области завершился IV международный фестиваль «Волжский хоровой собор». Свое мастерство показали лучшие хоровые коллективы из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Кирова, а также из Чехии, Литвы, Венгрии и Белоруссии. 
22.05.201721:43
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию