01 Мая 2017
$56.98
62.04
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура21.06.2011

Деревянный образ

Резные иконы Константина Карпинского.

В лекционном зале Тверского городского музейно-выставочного центра открылась выставка резных икон Константина Карпинского. Автор экспонируемых работ – профессиональный дизайнер, однако свое призвание он нашел в области культовой резьбы по дереву.

Резьба – один из самых древних и самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства, она бытует в самых разных формах – мастера выполняют архитектурные украшения, режут парковую скульптуру, мебель, шкатулки, солонки, кухонные доски, хлебницы и т.д. В 1993 году, когда Константин Карпинский начал освоение техники резьбы по дереву, он упражнялся именно в простой геометрической резьбе на изделиях бытового назначения. Прежде всего потому, что это самый доступный по простоте и технологии вид резьбы по дереву: повторяющиеся в определенной композиции клинорезные выемки образуют узоры, которые можно «складывать» во множестве вариантов. Следующим этапом освоения Константином Карпинским техники стало обращение к плоскорельефной, когда фон находится на уровне рисунка, и архитектурно-скульптурной резьбе религиозно-культового назначения.

Как известно, традиция резной иконы пришла на Русь из Византии. Православие, как и всякая религия, оформившись в стройную систему, создало свой зрительный ряд, и резные иконы были весьма важной частью его. На Руси имелась собственная традиция резьбы, которая сыграла свою роль в распространении вырезанных из дерева икон. К тому же они были значительно дешевле, чем писаные византийские образа, резчиков на первых порах было больше иконописцев – все это способствовало быстрому и – самое главное – органичному вхождению образцов культовой резьбы в русскую жизнь. Особое к ним отношение, возможно, связано с тем, что в вырезанной из дерева иконе чувствуется тепло и самого материала, и человека, обработавшего его. В свое время, главным образом в эпоху раскола, и резьба, и сами резчики подверглись гонениям, по свидетельству этнографа Сергея Максимова,  «решительно изгонялись из русских храмов этого вида и характера иконы. Значительное число их было свезено в Новгород и свалено под Софийскою звонницею. Какая судьба постигла их впоследствии, неизвестно. Значительную часть, конечно, сожгли».

Константин Карпинский успешно продолжает развивать древнюю традицию. Его наставником в области религиозно-культовых канонов стал иконописец Ярославской иконописной мастерской Николай Сорокин, с помощью которого мастер весьма убедительно теперь владеет сложной техникой этого вида декоративно-прикладного искусства. Его работы экспонировались на девяти областных и межрегиональных выставках, и мастеру есть что показать – им выполнено около ста пятидесяти произведений, часть из которых можно видеть в нынешней экспозиции лекционного зала. Другая – самая значимая для художника – находится в Свято-Даниловском монастыре, для которого Константин Карпинский выполнял резной сборный иконостас. Он сейчас установлен в одной из часовен Завидовского заповедника.

Работа резчика над иконой подразумевает весьма солидную подготовку, прежде всего культурную, для того чтобы произведение воплотить в материале, мастер изучает историю образа, не помешает также знакомство с различного рода преданиями и легендами, связанными с ней, сравнение нескольких вариантов списков, ведь они, как известно, могут отличаться. Все это помогает лучше передать особенности иконы. На выставке, которую Константин Карпинский показывает в зале на улице Советской, 54, представлены не только иконы, хотя они составляют основу этой компактной экспозиции.

Своеобразным открытием выставки стала икона «Святой великомученик Федор Стратилат в житии», в среднике которой – сюжет об умерщвлении святым змея, а в клеймах – фрагменты его жития. Среди других экспонатов выставки – иконы Николая Чудотворца, Спаса Вседержителя и Спаса Нерукотворного и другие. Все они показывают знание и трепетное отношение художника к иконографической традиции и пластике, сюжетным схемам. Дополняют выставку книги с иконой «Спас Вседержитель» с текстом: «Архангеле Божии, хранителю мой святый, живот мой соблюди во страсе Христа…» и книга с иконой «Святой Николай Чудотворец».

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
28

Возврат к списку

Сегодня в Ржеве прошел областной день призывника
В воинской части 40963, где базируется соединение ПВО имени первого в стране трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина, побывали более 300 молодых людей – учащиеся школ, профессиональных училищ и колледжей из разных городов и районов Верхневолжья.
28.04.201719:04
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию