23 Ноября 2017
$59.01
69.4
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 21.06.2011

Таинство белых ночей

Фотограф: Нина Азарина

Вышневолоцкий областной драматический театр закрывает 115-й сезон премьерным спектаклем, который посвящает 190-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского.

Когда в театре смолкает третий звонок, в зрительном зале и за кулисами воцаряется особая, ни с чем не сравнимая атмосфера ожидания чуда. Артисты уже и не артисты вовсе, а герои пьесы. Зрители, сами того не ведая, перемещаются во времени и пространстве, чтобы стать свидетелями событий, которые разворачиваются на подмостках.
И спектакль начинается.

На сцене появляется молодой человек приятной наружности, но небрежно одетый и непричесанный. Посмотришь на такого и сразу понимаешь: жизнь не задалась. Но не настолько же, чтобы в руке нашего героя блеснула острым лезвием опасная бритва! Он совсем было примерился вскрыть себе вены над тазиком с водой. Зрители испуганно затаили дыхание… Но герой, оказавшись у последней черты, останавливается, чтобы поведать миру свою историю. Даже для закаленного телевизионными боевиками зрителя такое начало спектакля немного слишком. К счастью, этот психологический эксперимент не имел продолжения. Спектакль оказался вполне классическим, с бережным отношением к авторскому тексту и настроению, которое он порождает.

Достоевского на театральных сценах ставят нечасто, особенно в небольших городах. Дело это многотрудное, требующее профессионализма, хорошего литературного вкуса и большого эмоционального напряжения от режиссера и актеров. В Вышневолоцком областном драматическом театре с произведениями Федора Михайловича зрители в последний раз встречались лет пятнадцать назад. Самой заметной была почти фантасмагория по роману «Бесы» в постановке Юрия Кокорина. И вот новая встреча с творчеством писателя. Фантазией на темы сентиментального романа «Белые ночи» коллектив театра закрывает свой 115-й сезон и посвящает ее 190-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского. Поставил ее главный режиссер театра Игорь Жетинев.

В неверном и таинственном свете белых ночей прагматик становится мечтателем, а уж мечтатель – непременно фантазером. Вот и наш герой бродит по улицам и набережным дивного города и фантазирует. Но как выразить его мечты и видения на театральной сцене? Режиссер призывает на помощь заслуженного художника России Юрия Муравьева, балетмейстера Ирину Ковалеву и композитора Валентину Иванову. На сцене появляется ретроспектива петербургских набережных, и если у зрителя есть хоть немного воображения, то он увидит парящий над водой экран, на котором отражаются тени людей. Они полны грации и пластики. Они приходят и уходят, радуются и грустят. Вот в это туманное зазеркалье авторы спектакля и перенесли ту часть действия, в котором не участвует главный герой, он его только созерцает и сопереживает героине. А зовут ее Настенькой.

Он молод и очень одинок. Потому что легко затеряться в большом городе, где никому нет до тебя дела. И случайно (а может, и не совсем случайно) на его пути встречается такая же одинокая барышня, да к тому же пришпиленная булавкой за юбку к старой бабушке. И нет ничего удивительного в том, что молодые люди почувствовали родство душ. Принято считать, что от одиночества больше всех страдают старики, но это не совсем так. Оно свойственно ранней юности, когда молодой человек или девушка порой неосознанно томится предчувствием любви, ожиданием встречи с человеком, который станет настолько близким, что ему можно раскрыть сердце, доверить самое сокровенное. Об этом и написан роман «Белые ночи». Игорь Жетинев, как автор инсценировки, сумел выбрать из текста произведения самые волнующие и выразительные строки и вложить их в уста своих героев. Поэтому длинные монологи и диалоги не кажутся зрителю затянутыми.

В спектакле используется несколько символов. И хотя умывание героя в тазике – использованный уже прием, на этот раз вода помогает персонажам выражать настроение. Бумажные кораблики тоже не бог весть какая находка режиссера, но они довольно органично вписываются в канву повествования. В целом же символика спектакля помогает артистам Анастасии Волоцкой и Алексею Кузнецову воплотить в сценических образах порывы, мечты, переживания.

«Разговорные» пьесы, где реплики практически не сопровождаются действием, обычно воспринимаются зрителями как скучные. На этот раз скуки удалось избежать. Хотя вся интрига сводится к ожиданию: придет или не придет герой романа Настеньки? Если придет, то она, вероятно, будет счастлива (а может, и нет…), зато жизнь нашего мечтателя наверняка будет разрушена. Сценарист и режиссер последовательно и очень осторожно посвящает зрителя в перипетии судеб героев, историю их знакомства, в их мечты и надежды. В этой ситуации большое значение приобретают каждый жест и каждый взгляд артиста. Мимика, поворот головы, пожатие руки… Любая фальшь сразу станет заметна. Артистам надо быть очень искренними и так вжиться
в роль, чтобы зрители им поверили. Актерский дуэт справился с этой непростой задачей. И если Анастасию Волоцкую зрители хорошо знают и оценили ее умение перевоплощаться на сцене, то с Алексеем Кузнецовым они еще только знакомятся. В этом спектакле он заявил о себе как артист, которому много дано, а впереди у него все разнообразие мужских ролей – было бы желание работать. Известно ведь, что знаменитыми артистами мужчины становятся чаще, чем женщины.

В 115-м театральном сезоне Вышневолоцкий театр не баловал зрителей премьерами, их было всего четыре, но каждый новый спектакль имеет право надолго прописаться в афише Вышневолоцкого областного театра. Это шутка по рассказу А.П. Чехова «Предложение», комедия «Касатка» по пьесе Алексея Толстого, современная лирическая комедия по пьесе Владимира Гуркина «Любовь и голуби». И под занавес сезона – Достоевский. Этот спектакль адресован и молодежи, потому что каждому поколению предстоит пройти через испытания первой любви и все, что с ней связано, и людям старшего возраста – как повод для воспоминаний о далекой юности.

Автор: Нина АЗАРИНА «Вышневолоцкая правда»
18

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя провел инспекционную поездку по Твери
Облик города – из чего он складывается? Детская площадка во дворе и брусчатка на центральной площади. Дорога к школе и пандус у поликлиники. Все это – штрихи к портрету нашего города.
22.11.201719:34
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость