24 Мая 2017
$56.56
63.62
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура17.06.2011

Со всей определенностью линии

Фотограф: Ольга Моисеева

Графика и живопись Людмилы Юга.

В большом зале Тверского городского музейно-выставочного центра открылась выставка «Россия и мир». Заслуженный художник России Людмила Юга представляет на ней свои графические и живописные работы. Корреспондент «ТЖ» осмотрел экспозицию и пришел к выводу, что в нынешнем сезоне это один из самых мощных выставочных проектов центра.

Людмила Юга регулярно знакомит публику со своими издательскими проектами: скажем, не так давно она презентовала оформленные в ее творческой мастерской альбомы «Тверь» и «Старицкий Свято-Успенский монастырь», однако подобный нынешнему масштабный проект был осуществлен пять лет назад. За это время такой работоспособный мастер, каковым является Людмила Юга, придумал и воплотил в материале не одну графическую серию, тем более что увлеченность творчеством, стремление к поиску дают ей богатый материал для художественного осмысления.

Пространство зала по случаю новой выставки вроде бы и не изменилось вовсе, однако – и в этом нет ничего удивительного – многочисленные листы и холсты не только «пришлись к месту», но и добавили ему какой-то неуловимой привлекательности, которая сначала ощущается на интуитивном уровне, а потом, спустя некоторое время, заставляет, находясь в экспозиции, подчиняться законам эмпатии. Художник, кажется, и сама имеет их в виду в первую очередь, запечатлевая средствами живописи и графики окружающий мир, незнакомую или не вполне привычную среду. Тематическое разнообразие выставленных листов не может не поразить, на ум сразу же приходит сравнение с музеем, но это очень живой музей, потому что это собрание впечатлений, которыми художник с удовольствием делится со зрителем. Листы из одной серии, другой, третьей, четвертой…

В основе творческого мышления Людмилы Юга лежит цикл, сюита: «Земля пророков. Египетские мотивы», «Русская провинция», «Волговерховье», «Тверь. Времена года», «Чудное приволье», «По пушкинским местам Верхневолжья», «Был одарен универсально». В этих названиях заложены не только основные темы, решаемые художником, но и маршруты его путешествий. Именно глазами Людмилы Юга и ее коллеги по Бюро творческих экспедиций Владимира Анисимова тверитяне увидели и остров Бали, и Индонезию. Работы из серий, созданных в этих экзотических странах, соседствуют с видами вполне привычными и родными – пейзажами Митина и Василева, Торжка и древнего села Иваниши Старицкого района.

Едва ли не в каждой своей работе Людмила Юга обращается к истории и переосмысляет ее с позиций человека, живущего в XXI веке. Она создает изображения памятников истории и архитектуры – как тех, что дошли до нас, так и не сохранившихся. На стенах узнаешь храмы Ниловой пустыни, уникальные в своей идеальности постройки Николая Львова, дивишься нездешней красоте восточных мотивов. Но только видео, сопровождающее выставку, позволяет зрителю понять, как и в каких условиях создаются эти картины. Людмила Юга работает в не очень популярной ныне – прежде всего по причине трудоемкости – технике офорта. Эта разновидность гравюры на металле, известная с XVI века и прославившая Дюрера, Калло и Рембрандта, позволяет получать оттиски с печатных форм или досок. Цинковая доска покрывается специальным грунтом, устойчивым к воздействию кислоты, затем на нее острой стальной иглой наносят рисунок и помещают в азотную кислоту – в результате рисунок протравляется до желаемой глубины. После этого грунт смывается с доски, втирается краска и делается оттиск. Эту творческую кухню Людмилы Юга можно увидеть в небольшом видеосюжете. Художник успешно работает также самими разными техниками офорта. Например, акватинтой, одной из основных манер офорта, которая позволяет создавать тональные плоскости большого диапазона и разнообразия силы, формы и фактуры. В экспозицию авторы предусмотрительно включили в качестве примера одну цинковую печатную форму, которая имеет загадочный вид предмета, словно бы вынесенного из лаборатории алхимика. Изучив ее, потом можно попытаться найти изображение, отпечатанное с нее. Если поискам задать правильное направление, то непременно придешь к ориентальному листу «Театр. Эпос».

Графический почерк Людмилы Юга вполне узнаваем по особой динамичности, твердости и решительности линий, богатству ритмических решений и фактурным находкам. Даже в живописи она прежде всего график, для которого линия означает определенность мысли. «Выбросьте эту линию, и вы выбросите самую жизнь; все снова станет хаосом…» – писал поэт и художник Уильям Блейк. В данном случае понятно, ни о каком хаосе и речи быть не может: с точки зрения архитектоники произведения Людмилы Юга рационалистичны, продуманны и выверены, при разглядывании ее офортов не без основания приходят сравнения с произведениями не изобразительного искусства, а архитектуры. Целостность и динамика свойственны многочисленным издательским проектам художника. На выставке представлена только часть из тех книг, к созданию которых Людмила Юга и ее «Творческая мастерская» имеют непосредственное отношение. Однако и они показывают, что мастер, работая над оформлением книги, выступает как режиссер, собирающий в единый ансамбль разрозненные элементы ее – обложку, титул, шрифты, виньетки, буквицы и заставки, не говоря уже о собственно иллюстрациях. И так до самой последней страницы. Литературный текст словно бы развивается во времени, и в этом Людмила Юга – замечательная наследница традиций книжной графики, заложенных Андреем Гончаровым, ее учителем, от которого в свою очередь идет прямая линия к классику отечественного искусства Владимиру Фаворскому, чьи работы сейчас висят в музеях рядом с шедеврами живописи.

…Когда мы сказали о музее, то были не так уж и правы – в экспозиции обнаружилась небольшая часть серии «История книгопечатания», выполненная Людмилой Юга для итальянского музея печати и шрифтов Topoteca Italiana. Эти листы можно сравнить с кратким конспектом этой истории: вот сын актера, придумавший литографию, Иоганн Алоиз Зенефельдер, вот первопечатник Иван Федоров, вот итальянский гуманист, издатель и типограф Альд Мануций, которому весь мир обязан изобретением курсива. В этой же витрине находятся резец и литографическая пластина с изящным автографом: Людмила Юга.

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
18

Возврат к списку

Крупнейшие компании России идут делать бизнес в Тверской области
На этой неделе в Верхневолжье открылся новый операционно-логистический комплекс. Объем вложенных в него инвестиций – 1,5 млрд рублей.

23.05.201717:18
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию