21 Января 2017
$59.67
63.73
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Образование09.06.2011

Бакалавр или магистр?

В новом году тверские вузы перейдут на новые образовательные стандарты. Чего следует ожидать абитуриентам, выяснял корреспондент tverlife.ru.

В новом году тверские вузы перейдут на новые образовательные стандарты. Чего следует ожидать абитуриентам, выяснял корреспондент tverlife.ru.

Стандарт – это что-то новое?

Да ничего подобного! Те стандарты, по которым будут учиться наши дети, являются российскими образовательными стандартами третьего поколения. Из чего следует, что были и первого, и второго.

Зачем стандарты меняют? Истекает срок действия предыдущих. Но самая глубокая причина – изменилась жизнь, изменились требования к выпускникам вузов.

Раньше студента рассматривали как некую оболочку, которую, словно колбасу – мясным фаршем, нужно нашпиговать знаниями. В результате выпускник много знал и умел чуть-чуть. Отсюда родом и шутки советской эпохи о том, что, мол, ничего страшного, что молодой специалист ничего не умеет, на рабочем месте обучим! И обучали…

Стандарты третьего поколения будут ориентированы на те умения, которыми молодой спец должен обладать после окончания обучения.

Почему происходят такие глубинные изменения? В профессии все большую роль играют творческий фактор, умение внести что-то новое, а следовательно, личностные качества работника.

Быть хорошим исполнителем тоже неплохо, однако такой специалист будет вечно на вторых ролях.
Можно привести и такой пример: я могу без всякого разумения вызубрить слова китайского языка, но смогу ли я говорить на нем? То же самое и с выпускниками вузов. Прежде они знали только слова китайского, а теперешние будут еще и без проблем на нем общаться.

А что касается творческого подхода, то я, развивая свою мысль, придумала такой пример: представьте, все молодые специалисты, обученные по-новому, могут хорошо говорить по-китайски. Но самые творчески одаренные, нестандартно мыслящие, могут новеллы писать. А там и до романов недалеко!

Процесс пошел

Упоминая об изменениях в образовании, многие вспоминают тут же Болонский процесс. Что совершенно уместно! В 1999 году в этом итальянском городе был принят важный документ.
В нем говорилось, что негоже образовательным системам государств Старого Света существовать обособленно в условиях уже единой Европы.

Разобщенность систем приводила к тому, что, проучившись пару лет в университете, скажем, Италии и желая продолжать образование в Голландии, молодой парень или девушка начинали вновь учиться чуть ли не с первого курса. Им приходилось досдавать кучу предметов. Но самое любопытное, что нужной им специальности в выбранном университете могло и не быть!

Разница в подготовке приводила к тому, что была затруднена миграция высокообразованных специалистов внутри еврорынка, что, естественно, сдерживало его развитие. К тому же и дипломы других стран не признавались. То есть, получив высшее образование во Франции, переехав в Англию, молодой специалист де-юре считался бы окончившим только среднюю школу. Чтобы диплом о высшем образовании был признан, людям приходилось сдавать квалификационные экзамены, проходить практику.

Образовательные системы нужно сблизить, гармонизировать и сделать последовательными, решили в Болонье. А это значит, создать единое европейское профессиональное образовательное пространство, решили в Берлине десять лет спустя.

Европейская система образования предусматривает среди прочего многоуровневость (подготовка бакалавров и магистров), выдачу взаимно признаваемых документов.

С 2003 года Россия — участница Болонского процесса по созданию общеевропейского образовательного пространства, следовательно, изменения должны пройти и в ее системе образования.

На кого учим?

Одним из результатов реформы высшего образования, связанной с Болонским процессом, явилось разделение высшего образования на два уровня.

Первый — это бакалавриат, второй — специалитет и магистратура. В Европе высшее образование давно уже подразделяется на два уровня: бакалавриат и магистратуру. Бакалавров в Европе в основном готовят колледжи, а магистров — университеты. Поскольку Россия вступила в Болонский процесс, то она обязана перейти на двухуровневую систему высшего образования.

Признаться, тверские вузы давно уже учат и на бакалавров, и на специалистов. Однако теперь все будет закреплено документально, и в течение последующих лет совершится полный переход на многоуровневую систему образования.

Правда, в медакадемии, например, не будут выпускать магистров или бакалавров медицины. По-прежнему выпускники медакадемии будут специалистами. В техническом университете также полностью не отказались от специалитета: по крайней мере, открытые горные работы, фундаментальная и прикладная химия, наземные транспортно-технологические средства по-прежнему останутся в его рамках. В общем, специалитет сохраняется на тех факультетах, чье направление связано со сферой здравоохранения или государственной службой.

Вечный студент?

Чтобы стать бакалавром, нужно проучиться в вузе четыре года, специалистом – пять лет, и срок обучения в магистратуре – шесть лет (четыре года бакалавриат + два года магистратура).
Таким образом, прежде чем стать магистром, студент должен обучиться в бакалавриате. Причем зачислять на бакалавриат будут, как и прежде, по результатам ЕГЭ.

А платно или бесплатно будут учить наших детей?

Чиновники всех рангов клянутся: как в средней школе, так и в вузе сохранятся бесплатные места. Причем, обещают они, бюджетные места сохранятся и в магистратуре, правда, всего лишь для 15–30% самых одаренных выпускников. Кстати, для того чтобы иметь возможность обучаться на магистра, также нужно будет сдавать экзамен.

Прошу обратить внимание и на подзаголовок статьи. Новая система образования предполагает, что человек, для того чтобы быть новатором, нестандартно мыслить, должен все время получать новые знания. Да, таковы реалии жизни. Представьте себе, что вы учились русскому языку, прекрасно овладели им и на том успокоились. Однако жизнь движется вперед, и в языке произошли изменения – отменили яти и ижицы. А вы по-прежнему придерживаетесь старой орфографии. Увы, через некоторое время вас просто перестанут понимать, и вы окажетесь на обочине жизни.

Как будут учить?

По новым программам, учебным планам, курсам, материалам, разумеется. Причем это не будет простое «утаптывание» пятилетней программы обучения в четырехлетнюю. Бакалавр будет обладать широкими знаниями, но без специализации. Представьте себе (и я понимаю, что это сравнение «хромает»), что бакалавр получил техническое образование на машиностроительном факультете. У него в отличие от специалиста не будет узкой специализации. Доучившись, он может, если имеет на то желания и склонности, углубить свои знания. А это можно сделать, только проучившись в магистратуре.

Чему научат?

Итак, уже упомянуто, что у бакалавров могут возникнуть проблемы с трудоустройством. Ведь работодатель пока еще не имеет четкого представления о том, кто такой бакалавр и на каких должностях его можно использовать. К тому же вузы России в течение ближайших пяти лет будут выпускать и бакалавров, и специалистов. И представьте, эта трудармия выйдет на рынок занятости. Перед работодателями встанет вопрос: кого брать на работу? Объектами профессиональной деятельности бакалавров станут реальные секторы экономики, то есть организации, предприятия, учреждения, выпускающие товары, выполняющие работы и оказывающие услуги. Как правило, учиться на бакалавров идут выпускники школ, не планирующие посвятить свою жизнь науке, научно-педагогической и научно-исследовательской деятельности.

Вернемся к нашему примеру с бакалавром, изучавшим машиностроение. Он получит только теоретические знания, а вот заниматься проектными работами не сможет. Поэтому в большинстве случаев они смогут претендовать только на должности линейных менеджеров (хотя специалистов тоже не берут сразу на руководящие должности). Или же им придется повышать свою квалификацию на рабочем месте.

Магистратура в основном предназначена для подготовки научных, научно-исследовательских и научно-педагогических кадров. Источник пополнения магистратуры – бакалавры и специалисты, которые имеют к этому виду деятельности определенные способности и наклонности. Объектами их профессиональной деятельности станут научные, научно-исследовательские подразделения, центры, институты, вузы и т.п.

Они могут преподавать в вузах России и занимать любые должности в органах власти и управления, требующие наличия высшего образования. Магистры имеют право на обучение в аспирантуре и защиту кандидатской диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.

Кстати, увильнуть от обучения по-новому преподавателям и вузам не удастся – периодически им самим будут устраивать «экзамены», контролируя, как идет процесс.

А как у них?

Могу ориентироваться на близкую мне Германию. В немецких школах дети учатся 12 лет (до недавнего времени – 13). Они, так же как и наши школьники, сдают ЕГЭ. Правда, называется он там «абитур», но иное название сути дела не меняет.

В высшую школу юноши и девушки поступают по результатам выпускных экзаменов в школе средней. Если конкурс высок и баллов для поступления недостаточно, молодой человек вписывается в нечто вроде «Листа ожидания». В конце концов, даже с не очень высоким баллом есть реальная возможность стать студентом.

Изменения в системе высшей школы Германии привели к тому, что высшее образование – бакалавриат – немцы «впихнули» фактически в три года обучения в вузе, хотя считается, что учатся молодые люди четыре года. Будущие бакалавры пишут нечто вроде диплома, хотя по уровню теоретических наработок он не идет ни в какое сравнение с выпускной работой, которую пишут претенденты на звание «мастер».

Мастер – следующая ступень обучения, которое продолжается еще два года. По уровню подготовки «мастер» примерно соответствует кандидатскому званию российских ученых.

При обучении в бакалавриате в семестр нужно изучить несколько модулей, которые в итоге дают те самые зачетные единицы. Немцы приветствуют не устные экзамены, а письменные. Наш зачет, только сданный письменно в виде четырехстраничной работы, дает в итоге два балла, 15-страничная письменная работа приравнивается к экзамену и «весит» целых четыре единицы.

Но каковы бы ни были различия в системах образования, жизнь постепенно их приведет к общему знаменателю – конкурентоспособному образованному выпускнику.

Автор: Наталья РАДЖ
37

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери чествовали журналистов, операторов и фотокоров
В киноконцертном зале «Панорама» бизнес-центра «Тверь» прошло торжественное мероприятие, посвященное Дню российской прессы. Его главными героями стали наши коллеги, сотрудники редакций региональных и районных газет, телерадиокомпаний и сетевых изданий.
20.01.201721:46
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию