23 Ноября 2017
$59.01
69.4
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
История 08.06.2011

Первые европейские правила движения и дорожные знаки

Фотограф: Архив "ТЖ"

Они появились с участием нашего земляка.

Владимира Владимировича Свечина в начале XX века единодушно признавали «душой российского автомобилизма и спорта». Вышневолоцкий дворянин, родившийся 26 мая 1891 года в усадьбе Дубровка (ныне Спировский район), принадлежал к известному роду, давшему Отечеству несколько десятков офицеров и генералов. Наиболее известны бородинский герой Никанор Михайлович Свечин и теоретик военного дела начала XX века Александр Николаевич Свечин.

Владимир окончил с золотой медалью курс в Императорском училище правоведения, затем Константиновское военное училище и был зачислен на службу в лейб-гвардии Преображенский полк, где занимал ряд командных должностей. В августе 1905 года он был назначен флигель-адъютантом к императору Николаю II. Примерно в это же время Владимир Свечин увлекся автомобилями, вступил в Российское автомобильное общество и вскоре был избран его вице-президентом.

В.В. Свечин являлся в эти годы организатором, руководителем и участником многих международных автопробегов, в том числе на Императорский приз: Рижского (1909), Киевского (1910, попал в аварию под Черниговом), Севастопольского (1911), Варшавского (1912) и других.

21 сентября 1911 года в столице Черноморской губернии, Новороссийске, стартовал первый на Кавказе автопробег по маршруту Новороссийск – Гагры, являвшийся продолжением масштабного тура Петербург – Севастополь. Руководил состязанием вице-президент ИРАО В.В. Свечин. 23 экипажа из 29 стартовавших прибыли в Гагры практически одновременно, поэтому для выявления победителя была проведена верстовая гонка на скорость. Первое место в ней занял австрийский граф Александр Коловрат на «Лауринт-Клемент», который показал скорость 99,5 км/ч и взял Первый приз великой княгини Ольги Александровны.

При посещении Николаем II автомобильной выставки в Санкт-Петербурге в мае 1913 года В.В. Свечину был пожалован чин полковника. На 1 сентября того же года он был владельцем автомобиля «Бразье» мощностью 10 лошадиных сил.

В январе 1914 года на I Всероссийском съезде деятелей по шоссейному делу В.В. Свечина избрали председателем комитета, а с началом Первой мировой войны назначили в комиссию, принимавшую и готовившую к отправке в действующую армию приходившие из-за границы автомобили. За отличную службу его наградили рядом российских и иностранных орденов и медалей.

В апреле 1917 года, после отречения императора Николая II от престола, лейб-гвардии полковник В.В. Свечин отказался присягать Временному правительству, подал прошение об отставке и был уволен со службы. После революции, подобно сотням тысяч других русских, он был вынужден покинуть Россию: приплыл в Константинополь, затем перебрался в Париж, где смог найти скромную должность на автозаводе «Рено».

В.В. Свечин принимал активнейшее участие в деятельности русских эмигрантских организаций во Франции, был заместителем председателя полкового объединения «Союз Преображенцев». Он учредил в Париже Союз ревнителей памяти императора Николая II, был избран председателем Союза, стал автором идеи и организатором сбора средств на создание в кафедральном Александро-Невском соборе креста-памятника в память убийства царской семьи. Ныне существующий крест-памятник был торжественно открыт в 1938 году. Поэт русского зарубежья Сергей Бехтеев посвятил в связи с этим Владимиру Свечину стихотворение «Царский крест». Тогда же В.В. Свечина избрали членом Совета Российского монархического объединения.

Лейб-гвардии полковник Владимир Владимирович Свечин, один из пионеров и руководителей автомобильного движения в России, скончался в Париже через месяц после освобождения его от фашистов 21 сентября 1944 года и похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа, где лежат еще восемь представителей этого дворянского рода.

Интересные факты, касающиеся В.В. Свечина, связаны с проведением в октябре 1909 года международной конференции в Париже по выработке общеевропейских требований к автомобильному движению. В знак признания русских автомобилистов и за личные заслуги он, как глава делегации и вице-президент РАО, был избран в президиум.

На конференции была принята первая конвенция – «Международное соглашение об автомобильном движении», содержавшая технические требования к автомобилям, международные дорожные знаки, правила разъезда со встречным автомобилем, вид и правила установки дорожных знаков, впервые были определены требования к автомобилю и водителю. Автомобилю полагалось иметь унифицированный номер, звуковой сигнал, фары и задний фонарь. Определялись правила обгона, использования дорожных знаков и указателей. К применению были рекомендованы четыре дорожных знака: «Неровная дорога», «Опасный поворот», «Пересечение дорог», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом». Конвенцией было предусмотрено, что правительства подписавших договор стран могут добавить к этой группе знаки «Таможня» и «STOP».  Водитель должен быть не моложе 18 лет и иметь выданное органами власти свидетельство на право управления транспортным средством. Сдав экзамены в своей стране, он имел право ездить и по дорогам других государств, подписавших конвенцию.

Именно под руководством В.В. Свечина работала комиссия, выработавшая первые общие правила передвижения по Европе и первую номенклатуру дорожных знаков.

В царской резиденции Ливадия в Крыму 10 октября 1909 года флигель-адъютант В.В. Свечин был принят и выслушан Николаем II. Доклад касался автомобильных дел в России и за границей. Царь одобрил деятельность автомотоклубов и обществ России, обещав свое содействие. Эта встреча дала мощный импульс дальнейшему развитию отечественного автомобилизма. 19 декабря 1909 года император пожаловал Российскому автомобильному обществу право именоваться Императорским, что значительно повышало его статус и возможности для практической деятельности. В.В. Свечин стал вице-президентом общества и его фактическим руководителем. Эмблема общества стала носить атрибуты царской власти.

К началу 1913 года Россия, имея около 10 тысяч автомобилей, занимала по их количеству 10-е место в мире, деля его с Аргентиной. Лидировали Соединенные Штаты, далее шли Великобритания, Франция, Германия… В марте 1914 года Союз автомобильных клубов России принят в Международную ассоциацию признанных автомобильных клубов. Но после 1917 года все автомотоклубы России перестали существовать, и новый этап отечественного автомобилизма — это уже совсем другая история.

Автор: Иван ТОРОПЕЦКИЙ
358

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя провел инспекционную поездку по Твери
Облик города – из чего он складывается? Детская площадка во дворе и брусчатка на центральной площади. Дорога к школе и пандус у поликлиники. Все это – штрихи к портрету нашего города.
22.11.201719:34
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость