24 Марта 2017
$57.52
62.1
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
История30.05.2011

Берновские краски в японской палитре

Фотограф: Архив "ТЖ"

К 125-летию со дня рождения Варвары Бубновой.

Говорят, эта маленькая женщина всегда оглядывалась, если ей смотрели вслед. Может, улавливала настроения прошедшего, может, чувствовала цвет того, кто миновал ее, – скромную фигурку на извилистой дороге. Она чувствовала мир не так, как другие.

Варвара Дмитриевна Бубнова родилась в Петербурге 17 мая 1886 года. Отец трех сестер, Дмитрий Капитонович, служил в Крестьянском поземельном банке, а мать, Анна Николаевна, оставив карьеру оперной певицы, занималась их воспитанием. По линии отца мужчины в семье преимущественно были военными моряками, а материнская родня — давно обрусевшие шведы Вульфы — владели поместьем Берново в Старицком уезде Тверской губернии. Петру Гавриловичу Вульфу императрица Екатерина I своим милостивым указом «за раны и за понесенные в службе многие труды» изволила даровать тверские земли, где и выросли позднее родовые усадьбы Вульфов со знакомыми пушкинскими названиями: Берново, Малинники, Павловское.

На исходе XVIII столетия тайный советник Иван Петрович Вульф решил поставить в селе Бернове каменный господский дом — на горке, с видом на окрестные леса, Успенский храм и речку Тьму. Самые сокровенные истории дома связаны с именем Александра Сергеевича Пушкина, любившего заезжать сюда, где ему так легко писалось. В Бернове Пушкин всегда был желанным гостем, и комната с камельком на втором этаже и окнами в сад всегда ждала поэта. «Здесь мне очень весело, ибо я деревенскую жизнь очень люблю, — писал Пушкин приятелю. — Здесь думают, что я приехал набирать строфы в «Онегина», и стращают мною ребят как букою. А я езжу по пороше, играю в вист… и таким образом прилепляюсь к прелестям добродетели...»

В этом живописном тверском краю, овеянном поэтическими грезами, в старинной усадьбе Берново и прошло дет¬ство Вареньки Бубновой и ее сестер Анны и Марии. До глубокой старости помнила она рассказ своего деда Николая Вульфа, как подростком, вбежав в спальню поэта, застал он Александра Сергеевича лежащим на диване в глубочайшей задумчивости и с тетрадкой в руках. Поэт что-то писал. В дет¬стве сестры так часто слышали имя поэта, что всерьез полагали: он — самый близкий и любимый родственник.

Варвара Бубнова с детства с увлечением рисовала, а Мария и Анна обладали абсолютным слухом. Развитие природных задатков при чутком и постоянном участии Анны Николаевны привело Варвару в Академию художеств, а ее сестер — в консерваторию.

В академии Варвара встретила человека, во многом определившего ее личную и творческую судьбу. Владимир Иванович Матвей, ставший ее мужем, был одним из тех молодых художников, кто искал и утверждал новые пути в искусстве. Академию Варвара Дмитриевна окончила со званием художника по классу известного пейзажиста Н.Н. Дубовского.

После скоропостижной смерти В.И. Матвея в 1914 году Варвара Дмитриевна собрала все его бумаги и записи и подготовила к изданию рукописи задуманных им книг «Искусство негров» и «Искусство Северной Азии». Одна из ее поездок в Москву закончилась приглашением заняться древнерусской миниатюрой, с зачислением в штат Исторического музея. 

В начале 1918 года она получила письмо от сестры. Анна писала, что вышла замуж за японца Шуничи Оно и уезжает с ним в Японию. Из далекой восточной страны приходили письма, и Варвара с Анной Николаевной с волнением разглядывали личико единственного отпрыска их семьи — сына Шуничи и Анны. В феврале 1922 года Бубновы отправились морским путем в Японию погостить. Анна Николаевна никогда больше не увидела родной земли, а Варвара вернулась в Россию только в 1958 году.
Анна давала уроки игры на скрипке и изредка выступала с концертами — европейская музыка еще мало была известна тогда в Японии, но японцы активно начинали осваивать западную культуру. Шуничи Оно помогал Варваре войти в японскую культурную жизнь, способствовал ее поступлению в Токийское художественно-промышленное училище. Вскоре она стала преподавать русский язык на филологическом факультете университета Васэда и в Токийском институте иностранных языков.

Позднее одна из японских газет писала: «Если бы не она, переводы русской литературы в Японии, может быть, не достигли бы такого высокого уровня…» Параллельно Варвара Дмитриевна продолжала заниматься станковой, а потом и книжной графикой. В Японии Бубнова была подлинным полпредом нашей культуры: писала статьи о русском искусстве для японских энциклопедий и справочников, многотомного издания «Мировое искусство»; ею выполнены иллюстрации ко многим произведениям Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого.

В 1934 году в семье Оно родилась дочь Йоко, и Варвара Дмитриевна занялась ее художественным воспитанием, став для девочки второй матерью. Выдающийся художник современности Йоко Оно, жена и вдова лидера группы «Битлз» Джона Леннона, до сих пор хранит в своем сердце память о ней, а несколько лет назад приезжала в Берново на Пушкинский праздник поэзии и передала в музей серебряную ложечку, подаренную ей когда-то любимой тетей Варей «на первый зубок».

В конце Второй мировой войны нежелательных иностранцев — Варвару Бубнову и ее мужа — выселили из Токио в горное место Каруидзава. Дом в Токио и все их имущество, включая библиотеку и литографии, погибли в результате американской бомбежки. После войны Бубнова снова преподавала и работала как художник, много сил отдавала Русскому клубу. «Только заполненность работой и искусством, — писала она в своей автобиографии, — спасала меня от тоски по Родине».

В 1958 году Варвара Дмитриевна вернулась в СССР и поселилась в Сухуми, где жила ее старшая сестра Мария. Через год к ним присоединилась и Анна Дмитриевна. В конце 1960-х годов сестры Варвара и Анна Бубновы решили побывать в отчем доме. Весть о приезде дорогих гостей тут же разнеслась по Бернову, а «барышни» (обеим было уже за восемьдесят) не скрывали своих слез, счастливых и горьких.

Именно на той встрече сестер Бубновых с сельчанами было произнесено заветное слово «музей». И Варвара Дмитриевна, несмотря на преклонные годы, с энтузиазмом приступила к эскизам по воссозданию парка и пушкинского музея в родной усадьбе. Художница подарила будущему собранию первые экспонаты: свои картины и литографии, книги — переводы Пушкина, вышедшие в Японии с ее иллюстрациями, фамильные реликвии. Родовой дом стал вновь собирать свои ценности. Не иначе как чудом можно назвать возвращение картин, чайных сервизов, милых безделушек, да и целых мебельных гарнитуров работы здешних крепостных мастеров.

На закате жизни судьба подарила Варваре Бубновой светлые дни: в июне 1971 года в Бернове, в деревянном усадебном флигеле, был открыт первый Пушкинский музей; а пятью годами позже, уже в особняке, — настоящий, полнокровный музей поэта.

На исходе XX века, уже после кончины Варвары Дмитриевны на 98-м году жизни, в отчем доме, ставшем музеем русского гения, ей и ее творчеству посвятили обширную экспозицию. Стены одной из комнат второго этажа украсили ее литографии и картины. Музейными экспонатами стали фарфоровый чайник и лаковая шкатулка, а в стеклянных витринах разместились книги о ней и книги с переводами пушкинских поэм и романов, выполненными ее учениками.

Мы справедливо воздаем должное за создание Пушкинского музея художнику Юрию Керцелли и писателю Алексею Пьянову, директору областного музея Израилю Бружеставицкому и секретарю обкома Виктору Смирнову. Но давайте не забывать об огромном вкладе в полнокровную жизнь музея его многолетнего директора Тамары Прокофьевны Кочневой, которая и ныне не представляет без него свою судьбу. Ее стараниями появилась в берновском усадебном доме и комната Варвары Бубновой.
За два десятилетия жизни в Сухуми Варвара Дмитриевна создала многочисленные пейзажи Абхазии и обширную галерею портретов. 

Последние годы жизни художница провела в Ленин¬граде. Там в 1981 году в залах бывшего Общества поощрения художеств, где она когда-то училась рисовать, состоялась ее большая выставка. А в следующем году Варвара Дмитриевна была награждена японским орденом Драгоценной короны за вклад в развитие культурных связей между нашими странами. 28 марта 1983 года ее не стало, а прах, согласно воле покойной, был захоронен в Сухуми, на старом монастырском Михайловском кладбище, рядом с сестрами Марией и Анной. В Абхазии создано отделение Ассоциации тверских землячеств, и его руководитель Александр Белоусов принял в нынешнем году эту могилу с обелиском из белого мрамора под свою опеку.

Недавно в кладовой токийского храма Воскресения Христова, кафедрального собора Японской автономной православной церкви, обнаружена большая икона Божией Матери, написанная в 1925 году, во время восстановления храма после страшного землетрясения. В ходе реставрации ученые обнаружили на потемневшей доске надпись «Писала В. Бубнова».

Автор: Виктория БАРИНОВА, студентка Государственной академии славянской культуры
115

Возврат к списку

В Твери названы имена лучших молодых поэтов России
Во вторник Тверь стала литературным центром всей нашей огромной страны: во Всемирный день поэзии в столице Верхневолжья подвели итоги Всероссийского конкурса молодых поэтов «Зеленый листок», учрежденного поэтом Андреем Дементьевым. Награждение победителей проходило в единственном в России Тверском Доме поэзии.
22.03.201721:38
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию