18 Ноября 2017
$59.63
70.36
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 27.05.2011

Три тысячи труб

Фотограф: Вячеслав Старостенко

Органному искусству Верхневолжья исполняется двадцать лет.

В Тверской академической филармонии при поддержке департамента культуры области прошел концерт «Бисы Гарри Гродберга». Маэстро исполнил произведения Вивальди, И.С. Баха, Альбинони, Мендельсона и других композиторов и посвятил свое выступление двадцатилетию со дня установки в филармонии органа. Размер, широкий диапазон звуковых частот, богатство тембров и обилие музыкально-исполнительских средств – все это обеспечивает ему первенство среди всех музыкальных инструментов, орган по праву называют королем инструментов. Чтобы вспомнить историю появления «короля» в Твери, корреспондент «ТЖ» перенесся на двадцать лет назад.

От идеи к воплощению

Идея установки в Твери органа больше походила на авантюру, чем на проект, который можно было воплотить в жизнь. О ней заговорили, правда, еще не вслух, года двадцать три назад, и если вспомнить то время, то сама мысль об органе казалась недостижимой мечтой. Где взять деньги? Какое помещение выбрать?

Гарри Гродберг в то время был заместителем председателя Совета по органостроению Министерства культуры СССР, при его деятельном участии органы появились по всей стране, в том числе и в Твери:
– Когда мы очень плотно занялись органостроением в стране, то выяснилось, что у нас очень мало хороших залов для исполнения классической музыки: строились оперные театры, большие клубы, в которых была очень плохая акустика, – вспоминает Гарри Гродберг. – Несмотря на очевидные трудности, существовал план установки в стране органов, и государство его финансировало. Я был одним из основателей совета, на общественных началах ездил по Советскому Союзу, выбирал помещения для органных залов, участвовал в экспертизе инструментов и первым играл на них. Сложное, но очень интересное время!

Гарри Гродберг признается, что установка органа в Тверской филармонии – одна из самых ярких страниц его биографии, это едва ли не последний инструмент, который создавался по государственному заказу в то время, когда история Советского Союза заканчивалась.

Сейчас это кажется странным, но в девяностых годах вполне серьезно рассматривался вопрос об установке органа в одной из церквей города Твери! То, что король инструментов был установлен не в храме, как это тогда очень часто практиковалось, а в филармонии – большое достижение и Гарри Гродберга, и художественного руководителя филармонии Владимира Боярского. «Воевать с обкомом тогда было себе дороже, – признается Владимир Боярский, – но нам удалось отстоять свою позицию».
Наверное, помогли и дар убеждения Гродберга и Боярского, и их удивительная прозорливость: мало кто тогда предполагал, что занятые под склады пустующие храмы уже вскоре будут переданы православной церкви. Примерно в то же время орган появился в одном из челябинских соборов, сейчас его планируют переносить в другое помещение, что, конечно, инструменту пойдет не на пользу…

Цена вопроса – миллион долларов

– В филармонии шел ремонт, – рассказывает Гарри Гродберг, – устанавливать орган было негде. В православных храмах делать это с профессиональной точки зрения бессмысленно, не говоря уже о канонических аспектах. Я всеми силами доказывал, что инструмент должен находиться в ведении концертной организации. А лучшего помещения, чем помещение филармонии, я в Твери не нашел.

Идея Боярского была поддержана руководством Твери и области – председателем Калининского облисполкома Владимиром Сусловым, первым секретарем Калининского горкома, а затем председателем Тверского городского Совета народных депутатов Сергеем Киселевым, председателем горисполкома Александром Белоусовым. Как рассказывает Владимир Боярский, Александр Белоусов приходил в ремонтирующуюся филармонию и, вооружившись молотком, сам сбивал со стен штукатурку. Когда местонахождение будущего органного зала было определено, ход ремонтных работ в филармонии, которые выполнял Калининский домостроительный комбинат, пришлось существенным образом скорректировать, в частности, потребовалось укрепление фундамента здания, иначе такой тяжелый инструмент, как орган, устанавливать было бы нельзя.

Орган из трех тысяч труб с пятьюдесятью регистрами, тремя мануалами для Тверской филармонии был создан чешской фирмой «Ригер-Крос» в рекордные сроки – за полтора года. Стоил этот проект более миллиона долларов.

– Обычно процесс создания органа занимает около пяти лет, – замечает Владимир Боярский. – Монтаж занял три с половиной месяца, причем Гарри Яковлевич внес по ходу строительства и установки инструмента девяносто замечаний и предложений. Потому что этот проект был особенно ему близок и дорог.

– Флейта и гобой у вас звучат просто феноменально, – оценивает инструмент маэстро. – Если вы поставите в ряд все органы, которые были установлены в России, то ваш будет одним из лучших. Можно, конечно, подумать, что такое невозможно, ведь лучшие инструменты должны находиться в глубине великих католических соборов. Однако это не совсем так. У нас они эксплуатируются совсем по-другому, чем на Западе: о каждом органе заботится мастер, а за рубежом их нет.

Бах и не только

Знаменитая баховская Токката и фуга ре минор в исполнении Гарри Гродберга впервые прозвучала в Твери 18 октября 1991 года. После того как затихли последние аккорды, зал взорвался оглушительными аплодисментами. За двадцать лет зал Тверской филармонии слышал игру многих органистов, но к Гарри Гродбергу отношение в Верхневолжье особое. Трудно посчитать, сколько раз он выходил на тверскую сцену, каждый раз предлагая слушателю новые программы, новые интерпретации, каждый год участвуя в концертах Баховского фестиваля, ставшего возможным после появления в филармонии короля музыкальных инструментов.

На юбилейном концерте Гарри Гродберг играл сочинения разных стилей и эпох, в том числе и произведения Иоганна Себастьяна Баха, творчество которого маэстро по-настоящему открыл тверской публике. В одном из разговоров с вашим корреспондентом Гарри Яковлевич рассказал:

– В жизни Бах был типичным бюргером, он нисколько не отличался от сограждан своего времени, жил теми же самыми заботами, теми же проблемами и интересами. Бах даже не подозревал, что он великий композитор. Это, можно сказать, почти доказано. Он считал себя большим специалистом в создании фуг, очень хорошо разбирающимся в этой форме. Бах считал, что он очень здорово играет на органе, но ни на секунду не думал о себе как о гениальном композиторе. Это вытекает из целого ряда деталей его практического поведения. У нас, к сожалению, очень мало документов, свидетельствующих о его жизни. Материалы церковных архивов, несколько писем дают нам лишь косвенные указания. В одном из концертов Вивальди в обработке Баха, в третьей его части, есть место, которое почти невозможно исполнять: надо одновременно играть двумя ногами, причем идет очень большая растяжка. Отсюда я делаю вывод, что Бах был высокого роста…

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
49

Возврат к списку

В Твери чествовали работников сельского хозяйства
Рачительные хозяева, упорные и терпеливые труженики, наши кормильцы – это все про них. Сегодня в тверском ДК «Пролетарка» чествовали работников сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
17.11.201719:48
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость