17 Января 2017
$59.61
63.23
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
ЖКХ26.05.2011

Заложники жилищно-коммунального хаоса

В Твери нет ни одной управляющей компании, которую хотя бы с натяжкой можно назвать образцовой.

В Твери нет ни одной управляющей компании, которую хотя бы с натяжкой можно назвать образцовой.

Об этом нам поведали в Управлении государственной жилищной инспекции Тверской области. Не один год, занимаясь контролем за исполнением требований Жилищного кодекса, специалисты инспекции вынуждены констатировать, что управляющие компании (УК) преследуют единственную цель: собрать с собственников жилья больше денег и как можно меньше потратить. В настоящее время в Твери существуют 28 управляющих компаний. Но предполагавшейся законотворцами конкуренции в сфере жилищно-коммунального обслуживания пока нет и в помине. Несмотря на усилия контролирующих органов заставить управляющие компании работать, как того требует закон, меняется ситуация очень медленно. Есть ли у собственников жилья выход из сложившейся ситуации? Пробуем разобраться вместе со специалистами Управления в госжилинспекции.

Анекдот в тему

Звонок в дверь. Хозяин открывает.
— У вас лопнула труба в ванной?
— Нет.
— Как это нет?! Это квартира Петровых?
— Петровы съехали два месяца назад.
— Что за люди! Вызывают водопроводчика, а сами уезжают!

Шкала оценки для УК

Для начала неплохо попытаться хотя бы самостоятельно оценить деятельность компании, на обслуживании которой находится ваш дом. Существует ряд критериев, по которым легко можно это сделать. Первый – чисто визуальный: есть ли в вашем доме информационный стенд с номерами телефонов УК, диспетчерских служб? Полный перечень информации, подлежащей открытому доступу, определен в прошлом году постановлением Правительства РФ. Информационный стенд должен быть в каждом подъезде.

Далее многим, наверное, придется напрячь память, так как надо вспомнить, что делается обслуживающей организацией для содержания жилого фонда в порядке. Например, раз в три года в подъездах должен производиться косметический ремонт, как минимум раз в неделю – влажная уборка. Как быстро меняются перегоревшие лампочки: до тех пор, пока этого не сделает сердобольный сосед, или все-таки в УК существует плановый обход подъездов?

Как быстро реагирует на ваше обращение диспетчерская служба (и есть ли она вообще): устраняет возникшие неполадки в течение часа-двух, постоянно отфутболивает или не реагирует вовсе? И, наконец, отчитывается ли руководство компании перед собственниками жилья о расходовании собранных на жилищные услуги средств?

Пока читатель составляет собственную картину происходящего, сделаем некий общий анализ: как обстоит дело с выполнением этих требований управляющими компаниями Твери. Нетрудно догадаться, что ситуация пока что безрадостная. Например, ни одна УК, по данным управления ГЖИ, до сих пор не вывесила информационные стенды. По сути, это могло бы стать первым и самым простым шагом к построению взаимоотношений с жильцами. Но пока не сделан и он.

Отчитываться перед жильцами о расходовании денег УК тоже не торопятся. А составленные отчеты, которые к тому же требует Госжилинспекция, чаще напоминают отписки. 

Связи – все, имидж – ничто

Да и откуда им взяться? Известно, что главный механизм создания управляющих компаний – административный ресурс. Опыт работы в сфере ЖКХ, конечно, приветствуется, но не в этом, оказывается, суть. Прийти в этот бизнес компании, не обладающей связями с районными администрациями, сегодня практически невозможно. А потому и неудивительно, что ни одна управляющая компания области не предоставила в госжилинспекцию информацию о наличии специалистов с профессиональным образованием или с какими-либо сертификатами. Равно как нет данных и том, каков уставный капитал компаний, сколько единиц техники имеется, сколько человек в них работают. О необходимости предоставления такой информации инспекция оповестила УК еще зимой.

Эффективных рычагов воздействия в таких случаях у госжилинспекции пока нет: расширение полномочий этого органа возможно только с принятием необходимых поправок в Жилищный кодекс, которые прошли уже три чтения в Госдуме. Пока приходится ограничиваться настоятельными требованиями и штрафами. Но и их управляющие компании пытаются выплатить за счет средств, собранных с собственников жилья. Для того чтобы обезопасить жильцов от такого произвола, Госжилинспекция взаимодействует с налоговыми органами и подключает прокуратуру. Общая сумма штрафов, вынесенных административной комиссией госжилинспекции управляющим компаниям за невыполнение возложенных на них задач, только на одном заседании – 12 мая, к примеру, составила более 900 000 рублей.

Расставание определено законом

Устав бороться с ветряными мельницами, собственники жилья могут совершенно законно иници-
ировать отказ от услуг управляющей организации. При этом, правда, необходимо учесть ряд условий: компания должна быть оповещена о разрыве договорных отношений с ней заранее в письменной форме. После отчета перед жильцами о расходе поступивших средств УК должна перечислить оставшиеся деньги на указанный в письме расчетный счет новой фирмы. Принятие такого решения жильцами возможно только на общем собрании. Собраться в намеченный день и час, конечно, сложно, но все-таки возможно, тем более что есть и форма заочного собрания. Трудность скорее заключается в другом – какую компанию предпочесть при нынешнем хаосе в этой сфере. И здесь придется выбирать из нескольких зол наименьшее.

Из 28 УК, зарегистрированных в Твери, назвать лучшие или хотя бы те, в адрес которых поступает меньше жалоб, в госжилинспекции не смогли. Оказалось, что статистика эта меняется из месяца в месяц. Зато можно составить антирейтинг – по размерам штрафов, наложенных на управляющие компании. Самые крупные – за нарушение правил содержания и ремонта жилых помещений, а также за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами – приходятся на четыре УК, организованные по инициативе городской администрации. Лидирует в этом списке ООО «УК Заволжского района» (сумма штрафа составляет 600 тыс. рублей). Немногим отстает ООО «УК Московского района» (около 550 тысяч рублей). На третьем месте ООО «УК Пролетарского района» (200 тысяч рублей).

Исторические факты

  • В апреле 1649 года Государь и Великий Князь всея Руси Алексей Михайлович утвердил Наказ о Градском благочинии. В нем царь повелевает: «Чтобы грязи не было – иметь на каждом дворе дворника», «ведать всякое дворовое дело, починки и прочие дела». Так на государственном уровне впервые был создан надзор за исполнением функций «Общественного благочиния» (чинить благо обществу).
  • Указом Государя Российского Петра Алексеевича от 16 января 1721 года функции «общественного благочиния» были переданы созданной к этому времени российской полиции. Петр I именовал полицию «душой гражданства и всех добрых порядков», связывал с полицией понятия «благосостояния населения», «запрещения излишеств в домовых расходах», «учинения добрых домовладельцев», «производства чистоты на улицах и в домах».
  • В ноябре 1917 года в соответствии с Постановлением II съезда Советов в составе НКВД было создано Главное управление по делам местного хозяйства. Начался период централизации управления местным хозяйством.
  • В 1920 г. В.И. Ленин подписал декрет «Об отмене квартплаты». Ввиду полного обесценивания рубля операции по взиманию денег за жилье и коммунальные услуги перестали себя окупать и квартплата была отменена. В Москве за этот период обветшало 11,5 тыс. жилых зданий, пришло в полную негодность 6,8 тыс. домов с более чем 40 тысячами квартир.
  • В 1921 году в связи с введением в модель социализма товарно-денежных отношений предпринята попытка восстановить оплату жилья, которая встретила устойчивое нежелание основной массы населения оплачивать текущий ремонт, эксплуатацию и коммунальные услуги. Принято решение, назначив плату чисто символическую, увеличивать ее с каждым годом на 50%, постепенно «приучая» жителей к необходимости этих расходов.

ООО «УК Центрального района» (50 тысяч рублей). Это данные по итогам решений только двух последних административных комиссий, которые собираются каждые две недели.

Справедливости ради надо отметить, что на обслуживании этих компаний находится наибольшее число многоквартирных домов. За большим хозяйством, как известно, углядеть сложнее. Однако мало кому такое оправдание покажется убедительным. К примеру, в Заволжье население уже воспользовалось правом, данным им Жилищным кодексом, и начало активно отказываться от обслуживающей организации.

Капремонт по новой схеме

В чем же чаще всего попрекают собственники свои управляющие компании? В этом году, как нам пояснили в Управлении ГЖИ, все рекорды побило количество жалоб на протечку кровли. И виноваты в том не только снежная зима и несвоевременность работ по освобождению крыш от снега и наледи. Кровля протекала даже в тех домах, где незадолго до этого был произведен капитальный ремонт. Вот только качество его не выдержало первых же испытаний. По оценке экспертов фонда содействия реформированию ЖКХ, ремонт, произведенный в регионе за счет федеральных средств, можно назвать не капитальным, а аварийно-капитальным. Все из-за суеты и спешки, в которой приходилось осваивать деньги. Между тем капитальному ремонту должна предшествовать огромная работа, считают специалисты госжилинспекции: «Необходимо провести обследование дома, составить дефектную ведомость, разработать проектно-сметную документацию, а в свете последних требований – еще и энергетический паспорт дома, определить его категорию и т.д. И все это, естественно, должны делать профессионалы».

Тем не менее на деньги фонда в регионе удалось сделать немало. Департамент жилищно-ком¬му¬нального и газового хозяйства области обнадеживает тем, что поступление в регион средств на капитальный ремонт в ближайшее время будет восстановлено. И есть вероятность, что схема финансирования работ в области изменится. Фонд содействия реформированию ЖКХ предлагает регионам работать по модели, существующей в Татарстане. Там кроме федерального создан еще и региональный фонд, который аккумулирует средства собственников жилья, вносящих плату по статье капремонт (5 рублей в месяц за кв. м). К финансированию подключаются также муниципальные бюджеты.

Мы тоже начали двигаться в этом направлении. Управление госжилинспекции обратилось к губернатору области с предложением сформировать в регионе свой фонд, а Дмитрий Зеленин сразу же инициировал создание рабочей группы для реализации этого нужного начинания. Муниципалитеты тоже должны вести системную работу, разработать программу, благодаря которой жильцы будут знать, в каком году будет отремонтирован отдельно взятый дом. И об этом не раз говорил глава региона.

В Татарстане такая модель финансирования позволяет делать капитальный ремонт жилых домов в максимально полном объеме.

Новая облицовка, свежевыкрашенные подъезды, на каждом этаже «умные» лампочки (включаются автоматически при срабатывании датчика на шаги и выключаются через несколько секунд после воцарившейся тишины), на окнах лестничных пролетов – стеклопакеты, в подвале – общедомовые приборы учета, в квартирах старые батареи сменили на новые радиаторы, а металлические трубы в стояках – на полипропиленовые. Это не утопия, а всего лишь пример отремонтированного два года назад жилья моих родителей, проживающих в небольшом провинциальном городке Татарстана.
А на первом этаже, между прочим, уже давно висит тот пресловутый информационный стенд, который управляющие компании Твери почему-то так упорно игнорируют. Тут уж не поспоришь: «Страна одна – а люди разные», как говорится в известном ролике.

Автор: Татьяна ДАНИЛОВА
9

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

На Тверском региональном этапе Всероссийского дня снега Морозовы опередили Снежковых
Накануне всю ночь медленно, но верно падал снег. В парке активного отдыха «Гришкино» на территории Калининского района и вовсе намело сугробы по колено.
16.01.201722:23
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию