20 Октября 2017
$57.57
67.93
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Образование 25.02.2010

Восемь мифов о системе Монтессори

Сегодня родители стараются начинать образование детей задолго до того, как те пойдут в школу

Помимо традиционных, существуют альтернативные развивающие методики, которые зарекомендовали себя, работая не один десяток лет. Одна из них – система Марии Монтессори, о которой в наше время появилось огромное количество мифов.

Сегодня родители стараются начинать образование детей задолго до того, как те пойдут в школу

Помимо традиционных, существуют альтернативные развивающие методики, которые зарекомендовали себя, работая не один десяток лет. Одна из них – система Марии Монтессори, о которой в наше время появилось огромное количество мифов.
Чаще всего об этой системе негативно высказываются люди, которые о ней «что-то слышали», «что-то читали». Положение усугубляется тем, что под вывеской Монтессори нередко работают развивающие центры, клубы, которые на деле никакого отношения к этой системе не имеют, а только дискредитируют ее. Как говорится, надо попробовать молоко, чтобы узнать, что оно кислое. Точно так же нужно сначала посмотреть, как занимаются дети, услышать комментарии специалистов. А уже потом решать, верить ли мифам, окружающим систему Монтессори.
Миф 1. Методика  разработана
для детей с отставанием в развитии
Врач Мария Монтессори действительно начала работать с детьми, отстающими в развитии. Она использовала для этого материалы известных психиатров – Сегена и Итара. Их методы Монтессори исследовала и применила на практике, творчески переработав. Наблюдая детей с особенностями развития, она разработала систему их обучения. И когда в 1900 году в Риме состоялась Олимпиада для детей начальной школы (заметьте, для нормальных детей), воспитанники Монтессори, отстающие в развитии, победили по всем предметам – чтению, письму и математике. После этого Монтессори решила заниматься развитием нормальных детей. Так возникло два направления: Монтессори-терапия и система Монтессори для здоровых детей. Но миф настолько укоренился, что до сих пор в российских вузах в курсе педагогики и психологии студентам говорят, что эта система для детей с отклонением в развитии.
Миф 2. Система Монтессори неактуальна, потому что создана сто лет назад
Многие педагоги в России косно смотрят на эту систему. Темпы развития общества за последние сто лет действительно изменились, заметно ускорились. Это видно и по детям: они гораздо быстрее развиваются. К примеру, молочные зубы раньше выпадали в 6–7 лет, а сейчас меняются у пятилетних малышей.
Однако, как и сто лет назад, дети – независимо от нации, вероисповедания, культурных особенностей – развиваются по одной и той же схеме. Так называемые сензитивные периоды, которые выделила Мария Монтессори, у всех детей одинаковы. Приблизительно в 3,5–4,5 года все дети начинают интересоваться буквами. Да и знания остаются истинными: согласитесь, порядок счета от 1 до 10 за столетие не изменился. Скептики возразят: когда-то и изобретение парового двигателя было прорывом, а теперь он неактуален. Но и материалы Монтессори тоже меняются вместе со временем: многие из них были созданы не самой Монтессори, а ее последователями. Взять, например, рамки с застежками, придуманные для того, чтобы ребенок научился застегивать одежду и 
обувь. Не так давно появились рамки с липучками, а рамки с теми застежками, которые уже не используются, вышли из употребления.
Однако система Монтессори – это не набор материалов для занятий, а именно СИСТЕМА, которая более ста лет практикуется во всем мире. Она и сегодня современна и актуальна. Специалисты считают, что эту систему нужно приспосабливать к современности, к нации и даже к местности, в которой она применяется. Так и происходит. Сегодня система Монтессори во многих странах мира признана государственной, в некоторых остается альтернативной, но признается и принимается государством. Так обстоят дела в Японии, Корее, США, Китае, Индии. Созданы Американская и Европейская ассоциации Монтессори, в Корее собираются создать Восточную, куда, скорее всего, войдет и Россия.
Миф 3. Работа в классе Монтессори утомляет ребенка, дети не об-
щаются, развиваются индивидуально
Класс Монтессори отличается от обычного школьного класса. Тут нет парт, доски. Здесь легкие столы и стулья, которые дети могут переносить, и рабочее место школьники выбирают сами. Вдоль стен стоят полочки, на которых расположены дидактические материалы.
На первый взгляд действительно может показаться, что ребенок занимается только сам. Но в течение занятия младшие дети обращаются к старшим за помощью, старшие могут показать что-то новое, с чем младший еще не знаком. Поэтому группа в классе Монтессори разновозрастная – здесь занимаются дети от 3 до 7 лет. Это позволяет маленьким пройти все этапы социальной адаптации и развития в коллективе, а большим – относиться к маленьким с уважением, потому что они прошли те же этапы. Все это невозможно при традиционной образовательной системе, когда дети одного возраста вынуждены бороться за конкуренцию.
Что же касается индивидуального подхода, то задача педагога-Монтессори – не втиснуть ребенка в рамки, которые придумали чиновники Министерства образования, а найти собственный путь развития малыша, самый эффективный именно для него. Наблюдая за воспитанником, учитель направляет ребенка в ту сферу, к которой малыш испытывает больший интерес.
Окончание следует
Автор: Ольга УЛУСНОВА, Фото: из архива "ТЖ"
199

Возврат к списку

«Тверской переплет» вышел на международную орбиту
Сегодня, 20 октября, в Твери открылась Межрегиональная книжная выставка-ярмарка «Тверской переплет».
20.10.201720:57
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость