19 Октября 2017
$57.27
67.36
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 24.02.2010

И все осветилось

На выставке «Художник и книга»

В зале искусств областной библиотеки имени Горького открылась выставка книжных иллюстраций. Работы одиннадцати художников демонстрируют современное состояние тверской книжной графики, давно уже, впрочем, вышедшей за пределы региона.

На выставке «Художник и книга»

В зале искусств областной библиотеки имени Горького открылась выставка книжных иллюстраций. Работы одиннадцати художников демонстрируют современное состояние тверской книжной графики, давно уже, впрочем, вышедшей за пределы региона.
Выставка «Художник и книга» такая же традиционная, как и ежегодная Неделя тверской книги, в рамках которой она проходит. А потому иллюстрации организаторы логично сопроводили экспозицией «Художественный мир книги». В нее вошла литература, посвященная книжной графике, – «Слово о полку Игореве» в иллюстрациях В.А. Фаворского», «Художник И. Ефимов делает книгу», «Кукрыниксы иллюстраторы», а рядом с ними альбомы Геннадия Клюшина, Геннадия Самойлова. Этим подчеркивается, что наши художники находятся в общероссийском контексте. Известны они больше в столицах, чем у себя на родине, и поэтому такие тематические выставки, случающиеся у нас крайне редко, – возможность познакомиться с иллюстрациями и увидеть диапазон творческих поисков их авторов.
В последние годы можно было наблюдать ситуацию, характерную для рубежа XIX–XX веков, когда искусство книжной иллюстрации пришло в заметный упадок. Возрождением его к жизни занялись художники «Мира искусства», на основе западноевропейской традиции графики создавшие стройную и последовательную систему художественного оформления книги, части и страницы которой, как говорил Владимир Фаворский, «составляют как бы оркестр разных инструментов». Давно уже ушла в прошлое славная эпоха советской книжной иллюстрации, поэтому сейчас художникам вновь приходится прилагать все свои усилия, чтобы вернуть читателям радость восприятия мира, ведь слово «иллюстрация» означает освещение, пояснение. Одиннадцать художников, чьи работы представлены на выставке в зале искусств, принадлежат к разным поколениям, они думают и работают по-разному, но экспозиция от этого только выигрывает – она небольшой, но весьма показательный срез всей тверской книжной графики, темы которой неисчерпаемы, как и сама литература.
Собственно, история литературы во многом определила расположение работ в камерном зале горьковской библиотеки. Экспозиция начинается с иллюстраций Людмилы Юга к книге Андрея Чернышова «Очерки истории Тверского княжества XIII–XV вв.», выполненных в  стилистике лаконичных средневековых миниатюр, украшавших русские и тверские летописные своды. Здесь главное – чеканно проработанная четкая линия, передающая и смысл исторического сюжета, и одновременно являющаяся универсальным средством художественной выразительности. Дальше идут иллюстрации в смешанной технике Александра Кукушкина к сказкам братьев Гримм и гоголевскому «Вию», решенные в романтическом ключе с использованием ярких гармоничных красок. Если следовать хронологии, то вместе с братьями Гримм должны находиться воздушные акварели Геннадия Самойлова к «Трем волшебным сказкам» еще одного яркого представителя немецкого романтизма – Клеменса Брентано. Вклинившиеся между ними иллюстрации к «Малахитовой шкатулке» Бажова, однако, этот сказочный сюжет развивают в другую, не менее эффектную сторону.
Сергей Дубов для создания своих работ использует гелевую ручку и карандаш. С их помощью он делает рисунки к книге «Нам день был дан», где особое впечатление может произвести «Организм» – на миллиметровой бумаге схематично изображен человек изнутри, каждая система и орган подписан, чтобы не ошибиться. Венчает, а вернее, завершает эту конструкцию категоричное «Exit». Сюжет других его рисунков, даже зарисовок карикатурного плана, заключается уже в самих подписях к ним: «Карл Маркс высадился на Марс», «Ленин Владимир Ильич рекламирует автомобиль «Москвич», «Два депутата кроют друг друга отборным матом» и в особых комментариях не нуждаются. Не менее ироничны и черно-белые иллюстрации Владимира Анисимова к книге сказок для взрослых «Гиголо-миголо» Дарьи Родиной. Константин Федоров выставил пару вариантов обложки книги народной прозы «Золотые зерна» и иллюстрации к своим собственным стихам. «Еду в пустой электричке. Счастливо! // Яблоки желтые в дачах, красиво» – тушь, перо, одинокий лист, нарисованный на листе, – и образ готов. Инга Аксенова показывает работы, выполненные для московских журналов; редко выставляющаяся Лариса Лукьянова – иллюстрации к книге Гайды Лагздынь «Сколько в доме кошек»; Галина Камардина – к книге «Тверская изба»; Сергей Даниленко – к «Жар-птице» Алексея Толстого. Завершают экспозицию ставшие уже классическими работы Геннадия Клюшина и Алексея Перфильева, на которые молодые авторы, с одной стороны, ориентируются, а с другой – полемизируют с ними же.
Автор: Евгений ПЕТРЕНКО, Фото: Ольга МОИСЕЕВА
13

Возврат к списку

Есть в Твери уникальный детский сад
Детский сад №100 действительно один такой в областном центре. Его питомцами являются дети с тяжелыми нарушениями зрения.
18.10.201720:08
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость