18 Декабря 2017
$58.9
69.43
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Экология 03.05.2011

Загадка камней

Фотограф: Гарий Полевой

Желаете прикоснуться к чему-то неизвестному – отправляйтесь в Максатихинский район.

На стрелке правого берега реки Кезы при впадении в Мологу расположен поросший лесом холм. Здесь в IX – XIII веках находилось селище, известное под названием Усть-Кеза. Рядом найдены позднемезолитические (6 – нач. 5 тысячелетия до н.э.) и неолитические (5 – 3 тысяч лет до н.э.) стоянки. Неподалеку от этого места начинается так называемая Средне-Моложская равнина, расположенная к западу от реки Мологи между деревнями Телятники и Пестово.

Однако, прежде чем вступить на нее, стоит познакомиться с несколькими интересными местами правобережья реки. Там, среди сосняка-зеленомошника, между деревней Труфанково и Мологой, некогда находился, по мнению московского краеведа, кандидата технических наук Владимира Арсеньевича Ратова, легендарный культовый град Китеж. Помимо многочисленных погребальных сопок Ратовым здесь были обнаружены следы древних святилищ, курган «Великого князя», священный ручей с обрядовой поляной и легендарный камень Алатырь. И хотя версия Владимира Арсеньевича имеет более экстрасенсорную, нежели научную основу, она побуждает искать новые, нетривиальные пути решения исторических загадок.

Другой примечательный объект «седой» старины, камень-следовик, находится в 300 метрах северо-восточнее деревни Кочки. Туда можно пройти по грунтовой дороге, пересекающей два ручья – Мельничный и Лосинец. Второй из них, а также влажный участок перед самой деревней делают дорогу от большака Огрызково – Труфанково проезжей лишь для автотранспорта с хорошей проходимостью. В деревне Кочки, расположившейся на возвышении среди влажного луга, имеется заметная колея, указывающая на возросшую популярность камня, ставшего, как и Китеж-град, туристическим объектом.

Если еще несколько лет назад к камню вела едва заметная тропка, а сам он был скрыт среди зарослей ив, молодых берез, ольхи и елей, то сейчас он лежит на небольшой полянке, по краям обозначенной четырьмя памятными деревянными крестами. Считается, что камень с отпечатком босой человеческой ноги примерно 38-го размера обладает серьезной энергетикой. Замечено, что прикосновение к нему иногда может вызывать плохую погоду: небо начинает хмуриться, усиливается ветер, часто льет дождь.

Кстати, это касается не только следовиков, но и других сакральных камней, имеющих магическую силу. Местные жители рассказывают, что людей, взявших валуны под строительство домов, преследовали несчастья: погибали родственники, соседи. Старожилы настояли на том, чтобы камни вернули на место, рекомендуют и сейчас их не трогать.

Камни-следовики традиционно связываются с языческими культами раннего железного века. Знаменитый историк Николай Карамзин в своей «Истории государства Российского» упомянул подобные камни как «памятники каменосечного искусства древних славян, от которых остались большие гладкие обделанные плиты, на коих выдолблены изображения рук, пят, копыт и прочее».
Камень у деревни Кочки издавна известен священнослужителям; след на нем стал трактоваться как след младенца Христа. Не случайно его изображение находится в углу иконы Николая Чудотворца из Николо-Теребенского монастыря. Купол монастырского Никольского собора, ныне закрытый кронами разросшихся деревьев, до недавнего времени был виден из деревни Кочки.

В трех с половиной километрах от нее, почти на север, на живописном холме правого берега реки Мологи, близ переката, расположено село Спас-Забережье. Двигаться туда из Кочек лучше по дороге, идущей по правому высокому берегу реки. Покидая влажный луг, она идет сначала в черноольшанике, но вскоре выходит на высокое место, занятое сосняком. В нем встречаются муравейники рыжего лесного муравья до метра высотой. Вскоре дорога выходит на лишенную древесной растительности нижнюю террасу реки Мологи и достигает высокого холма, где сквозь кроны старых берез угадываются очертания пострадавшей за годы Советской власти, некогда полностью отштукатуренной Преображенской церкви. Вокруг основания холма кое-где еще сохранилась низенькая оградка из речных валунов. Подобные ограды распространены в этом регионе и ограждают церковные кладбища. На существование здесь ранее кладбища указывает доклад председателя Тверской ученой архивной комиссии, полученный им от священника храма Иакова Колачева. Помимо прочего тот сообщает о наличии в Спас-Забережье остатков монастырских построек, надгробных монастырских плит, старинного заброшенного кладбища, курганов и сопок. Одна из надгробных плит, исполненная из известняка, лежит у юго-западной стены храма. На ней различима не полностью сохранившаяся надпись уставом: «ЛЕТА   ЗРЧЅ ГОДУ МАРТ… В ИІ ДЕНЬ ПРЕДСТАВИСЯ РАБА БЖИЯ ИНОКА СХИ…НИЦА МАВРА ВО…» (ЛЕТА 1688 ГОДА МАРТ(А) В 18 ДЕНЬ ПРЕДСТАВИЛАСЬ РАБА БОЖИЯ ИНОКИНЯ СХИ(М)НИЦА МАВРА ВО…). Из «Материалов для истории Тверской епархии» узнаем, что на месте нынешнего села Спас-Забережье находился Спасский Забережский монастырь, основанный еще до нашествия литовцев. В 1581 году в нем была деревянная церковь, две кельи и в них два старца. В Литовское разорение обитель наравне с другими монастырями подверглась разрушению, но впоследствии была восстановлена. В ней находились три деревянные церкви, вместо которых по их обветшании Новгородским митрополитом Дмитрием было разрешено построить один трехпрестольный храм. При введении в 1764 году монастырских штатов Спас-Забережский монастырь был закрыт и церковь его была обращена в приходскую для окрестных деревень. С холма, на котором находится церковь, открывается вид на левый берег реки Мологи, поднимающийся круче, чем правый, и, за узкой полосой прибрежных ивовых кустарников, поросший сосной. Там, в 400 метрах к северо-западу от Преображенской церкви, находится городище Спас-Забережье, датируемое VI–VII веками нашей эры.

Из Спас-Забережья удобно добраться до села Зараменье. Расположившееся на холме, между низинными истоками ручья Мельничный, село это примечательно находящимся здесь храмом Амвросия Оптинского и тремя часовнями. Возникшие благодаря стараниям отца Виктора Крючкова, в прошлом московского актера и кинорежиссера, а ныне местного священника, рукоположенного архиепископом Тверским и Кашинским Виктором, храм и часовни эти любовно украшены авторской резьбой. Каждый год 23 октября, в день преподобного Амвросия Оптинского, сюда съезжается много народа; проводится большая служба, выступают актеры, среди которых много известных людей.

Автор: Елена ПОТЕХИНА
635

Возврат к списку

Тверь отпраздновала 76-ю годовщину своего освобождения от немецко-фашистских захватчиков
16 декабря в 11 утра, преодолев мощное сопротивление противника, батальон под командованием старшего лейтенанта Степаненко пробился в оккупированный Калинин со стороны силикатного завода. Вслед за ним по соседним улицам с боями прорывались части под командованием майора Второва. А с юга с боем вошли в город правофланговые части 256-й стрелковой дивизии.
16.12.201718:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Новости из районов
Предложить новость