03 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 03.05.2011

Прочность инженерного сплава

Фотограф: Маргарита Сивакова

Кузница тверских талантов прирастает новыми лауреатами.

Инженерное сословие исторически было одним из самых уважаемых. А хорошие традиции, тем более исторически сложившиеся, надо всячески поддерживать. И потому 11 лет подряд Тверской Дом науки и техники отправляет команду инженеров, конструкторов, технологов, ученых в Москву на испытания профессионального мастерства во всероссийском масштабе. С всероссийского конкурса «Инженер года» они всегда возвращаются в звании лауреатов и дипломантов.

По итогам конкурса-2010 авторитетное жюри во главе с президентом Академии инженерных наук академиком РАН Юрием Васильевичем Гуляевым вновь отметило высокий уровень работ, представленных тверской командой. 14 участников были удостоены высшей награды – звания лауреата конкурса. В элиту знатоков инженерного дела вошли специалисты заводов и фабрик, конструкторских бюро, вузов, Калининской атомной станции.

Что там, за пределом прочности?

На прошедшем этапе первый раз в конкурсе «Инженер года» участвовали специалисты Центрального конструкторского бюро транспортного машиностроения из Твери. И сразу три инженера-конструктора стали лауреатами престижного смотра профессиональных сил. В номинации «Атомная энергетика» этого звания был удостоен ведущий конструктор ЦКБ Николай Кузнецов.

Кузнецов попал в Центральное конструкторское бюро транспортного машиностроения благодаря… своей теще (стоит хотя бы иногда прислушиваться к советам этих мудрых женщин). Если вы улыбнулись, это хорошо, потому что с того дня Николай Иванович связал свою профессию с очень серьезными вещами. Окончив институт, вначале по распределению он работал в Прибалтике. Приехав в Тверь, пошел в ЦКБ (вот как раз по совету матери жены). На выбор предложили два отдела. В одном из них «светили» расчеты на прочность. С ними он до этого вплотную не сталкивался, больше стоял за кульманом, рисовал. «Но когда стал ими заниматься, понял: прочность – это мое. На всю жизнь», – убежден Кузнецов. Звание лауреата ему присвоено за серию тем, связанных с разработкой специальных железнодорожных транспортных средств для перевозки продукции ядерной промышленности, специальных грузов для атомных станций, ракетно-космической техники. Прочность в этих конструкциях классная!

А попал в инженеры он, считай, с детства. Кузнецовы жили в частном доме, где было раздолье для умельцев все приладить-наладить своими руками. Отец у Николая был сварщиком, работал на вагонном заводе. По сути, занимался инженерным делом, ко всему подходил с расчетом, с прикидкой и учил мастерить сына. Так что гайки Николай крутить умел с тех пор, как начал ходить. Велосипед починить никого не просил, все делал сам. В школе учился хорошо. Но куда поступать? В медицинский ли, в политехнический? Техника пересилила, да и основа была. Так что если сейчас Николая Ивановича спросить, почему пошел в инженеры, то вспомнится, что дверь в профессию открылась в детстве гаечным ключом.

В Дом науки и техники, где мы вели разговор с Кузнецовым, пришел и Евгений Сиволобов, тоже инженер-конструктор ЦКБ,  да еще и председатель совета молодых специалистов. Жене труднее было делать выбор в пользу инженерной профессии: когда он поступал в вуз, а это был Петербургский горный университет, инженеров у нас в стране опустили ниже плинтуса. Когда пришлось переводиться в Тверь, то выбрал технический университет. В поисках работы набрел на единственное предприятие, которое в ту пору без оговорок принимало вчерашних студентов, – им оказалось Центральное конструкторское бюро транспортного машиностроения.

– У нас в бюро сложились своя школа, свои традиции подготовки инженерных кадров, – говорит Николай Кузнецов. – Не боимся брать тех, кто только что получил диплом. Смотрим не на то, что за плечами, а что на плечах – умеет ли думать? Если умеет, то остальному научим. И выбор в большинстве своем удачен.

– Меня приняли без всяких скидок на возраст, – рассказывает Евгений Сиволобов. – Сразу к компьютеру, сразу втянули в работу. Там нет такого: раз ты молодой, то сначала метлой помети, бумажки поноси. Отношение с первых дней как к специалисту.

В коллективе 420 человек, 120 из них нет и 35 лет, поэтому на предприятии так значим совет молодых специалистов. И вообще в ЦКБ разработана целая программа по омоложению кадров. И действует. На руководящих должностях вплоть до заместителя генерального директора и главного конструктора – лидирующая десятка тридцатилетних. На предприятии стало нормой, что молодой человек, отработав в бюро год-полтора, показав себя, может быть отправлен в командировку на… Байконур, в Плесецк и за рубеж тоже. А возможность участвовать в конкурсах – это стимул развиваться.

Николай Кузнецов:

– Все этапы «Инженера года» мы прошли удачно. Спасибо Дому науки и техники: там нас зарядили уверенностью, дали почувствовать заботливое, уважительное отношение к инженерному сословию. Мы попали в тот мир, где наша профессия почитается. В душе даже пожалел, что прежде не участвовал в конкурсе. Очень понравилось!

Инженерное сословие конструкторского бюро работает в тесной связке, в контакте друг с другом по любому проекту, сверяет расчеты, стыкует возможности. Все это называется старым словом «кооперация». От прочности стыковки зависит успех общего дела. А в специализации по прочности лауреат конкурса «Инженер года-2010» Николай Кузнецов настоящий ас.

Хотя теория прочности стала известна лет за двести до образования бюро, подходы к ней и в первую очередь к самой прочности меняются постоянно. Используя новые компьютерные программы, и ученые, и конструкторы работают, по сути, в режиме непрерывных открытий. Такое впечатление, что перед тобой расширяющаяся воронка: компьютерные программы дают на несколько порядков  больше возможностей создания все возрастающей прочности, а новая прочность позволяет выходить на все более оптимальные конструкции – более  долговечные, более надежные, более экономически выгодные.

А ведь было время, когда прочность обсчитывали на счетах, на логарифмических линейках (кто их уже помнит?!), потом на калькуляторах. Сегодня тверские конструкторы транспортного ядерно-космического машиностроения создают такие средства передвижения, что, к примеру, скажи японцы, что им надо доставить оборудование, установки на новую станцию взамен Фукусимы, так на тверских платформах-вагонах такой груз можно везти без всякой опаски вплоть до атомного реактора. Или доставить необходимую аппаратуру вплоть до космодрома Куру в Гвианском космическом центре. Работая в жестких рамках норм ядерной безопасности, решая задачи многоуровневых блоков защиты, наши специалисты с успехом освоили не только отечественные площадки, но и участвуют в международных программах по ядерной энергетике и космическим испытаниям.

Прочность – это способность материала сопротивляться разрушению. Не деформироваться при внешних нагрузках. Прочность зависит не только от самого материала, но и от вида напряженного состояния – растяжения, сжатия, изгиба, от условий эксплуатации – температуры, скорости и длительности циклов нагружения, от воздействия окружающей среды. Предела прочности материалу, из которого выкован инженерный сплав, мне кажется, нет. Годы реформ, невостребованности испытали его на всевозможные растяжения и сжатия, на погружение в забвение, на отторжение и равнодушие окружающей среды. А он выстоял. И пошел прирастать новыми умами.

Центральное конструкторское бюро транспортного машиностроения не стоит особняком в промышленном секторе региона. Кооперация связала ЦКБ с предприятиями-смежниками. Разрабатывая в чертежах новую продукцию, ее переносят на производственные площадки Тверского и Торжокского вагоностроительных заводов, Центросвармаша, где бумажную основу ставят в прямом смысле на колеса, изготавливают те самые железнодорожные транспортные средства специального назначения, которые уходят из Твери по маршруту дальнейшего следования. И все это – в рабочем расписании Николая Кузнецова.

…Самому младшему из нынешних учеников Николая Ивановича 4,5 года. Родители у него музыканты, так что по части болтов и гаек дед у него главный консультант. Тяга к молотку, гвоздям и отверткам, как приметил Николай Иванович, у внука настырная и началась еще года два назад. Чем бы Кузнецов-старший ни занимался, младший тут как тут: можно и я попробую?

– Так что готовлю нового инженера, – сказал Инженер года.

Красная строчка

Специалисты Тверской швейной фабрики уже четырежды завоевывали звание «Инженер года».
В Москве, в зале Инженерной славы Российского союза научных и инженерных общественных организаций, получать высшую награду конкурса «Инженер года-2010» – диплом лауреата в номинации «Легкая промышленность» – вышла начальник отдела менеджмента качества Тверской швейной фабрики Елена Мартынова.

– В подвале, на коленке, хороший современный мужской костюм не сошьешь, – в этом Елена Мартынова убеждена. – Его престижность в свою очередь определяется уровнем оборудования, технологий, профессионализма – всего того, что должно соответствовать стандартам западных фирм – итальянских, немецких.

– А почему надо соответствовать? Не грех быть на порядок и выше, – возражаю я Елене.

– Подняться выше мы и стремимся. В наших костюмах ходят первые лица области. Вы замечали, в какой костюм губернатор одет?

Швейная фабрика действительно стала подниматься. Однако сколько «но» на этом пути! С горечью приходится констатировать, что машиностроение для легкой промышленности забито в дальний угол. Для космоса – пожалуйста, а для отечественных ткацких или швейных фабрик – увы. За машинами, за оборудованием отправляйся за границу. И отправишься, если хочешь, чтобы костюмчик сидел. Только походы эти сильно дорогостоящие.

Но они состоялись. Если еще года два назад со швейной фабрики никаких известий, кроме как о сокращении производства и численности персонала, не поступало, то сейчас картина другая. Что же произошло?

– То, что диктует жизнь, – отвечает начальник отдела менеджмента качества, – она сама нам задачи подкидывает: модернизация производства, реконструкция площадок. Каждый цикл надо так выстроить, чтобы все в целом работало как часы – четко, слаженно, без сбоев. Я, как инженер-технолог, занималась этими процессами в соответствии с программой по внедрению международных стандартов качества. Она предусматривает развитие бизнес-процессов на производстве для достижения стабильности всех технологических потоков, их взаимосвязи. Не только все производство, но и каждый отдельный участок – это огромное поле деятельности, где все должно быть выверено от эффективного использования сырья до высокопроизводительной работы оборудования на любой операции.

Привезли ткань – надо проверить качество, разбраковать, рассчитать крой. Начали кроить – опять считаем, потому что импортное оборудование надо приспособить под свои технологии, выбрать варианты и выжать максимум эффективности. О швейном производстве можно вообще без конца рассказывать. Здесь на первом месте мода, и, чтобы шагать с ней в ногу, новшества в управленческих, технологических процессах идут наперегонки друг с другом.

Участвуя в конкурсе «Инженер года», Елена Мартынова как раз представляла свои разработки бизнес-процессов. Оценивало их не только жюри. Прежде оценил взыскательный рынок, оценили заказчики, покупатели. Результат таков: сегодня портфель заказов фабрики полон. А вот когда все-таки примет заказ нашей легкой промышленности отечественное машиностроение?
Да здравствует возобновляемость!

Кого назовем «Инженером года-2011»?

Так бывает каждую весну: подведены итоги, объявлены победители конкурса прошедшего года, и стартует новый этап. Это значит, что придут новые таланты, будут открыты новые имена, жизнь обогатится открытиями, реализацией новых интересных проектов.

В этом смысле Дому науки и техники повезло: именно сюда стекаются ручейки и реки этих открытий, находок, талантов. Но в том-то и дело, что эти потоки устремляются сюда не сами по себе: их заворачивают в свои стены замечательные беспокойные люди, которым всегда есть дело до заводских цехов, конструкторских бюро и университетских лабораторий. Долгие годы Дом науки и техники, эту надежную опору Российского союза научных и инженерных общественных организаций в Тверской области, возглавляла Римма Петровна Золотарева, а теперь по эстафете передала его в руки Ирины Бабуновой.

– Я рада, что инженерный труд получает все более высокую оценку в обществе, – говорит директор Дома науки и техники Ирина Бабунова. – Надеюсь, что на уровне правительства, на уровне государства также будет отдано должное уважение этой профессии. Как сказал Президент России Дмитрий Медведев, «должен родиться набор окончательных предложений по совершенствованию и инженерного образования, и системы поддержки инженеров в стране». В эру новой экономики их статус должен подняться. А наша цель – всемерно содействовать росту престижа инженерной школы.

– Планов – громадье, – продолжала Ирина Николаевна. – Как сказал на чествовании тверской инженерной элиты председатель региональной конкурсной комиссии, заместитель губернатора Анатолий Алексеевич Боченков, на следующий год из средств областного бюджета планируется предусмотреть меры материального стимулирования победителей конкурса. Будут учреждены премии имени известных, знаковых фигур директорского корпуса Верхневолжья. Все это даст возможность прирастать интеллектуальному потенциалу региона, а профессии инженера – становиться по-настоящему востребованной.

Вместе с ними будет расти, развиваться, раскручивать новые идеи и Тверской Дом науки и техники. Будет хорошо дому – лучше станет и инженерам. И тогда каждый год мы будем узнавать новые имена лауреатов конкурса «Инженер года России».

Автор: Маргарита СИВАКОВА
30

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию