21 Февраля 2018
$56.52
69.89
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 02.05.2011

На первое, второе и третье

Фотограф: Ильдар Аюпов

Мы продолжаем публиковать серию репортажей с прошедшего в областной столице фестиваля современного искусства "Верь в Тверь". В рамках театрального блока фестиваля состоялась премьера спектакля «Кушать подано?» по пьесе Славомира Мрожека «В открытом море».

Мы продолжаем публиковать серию репортажей с прошедшего в эти выходные в Твери фестиваля современного искусства "Верь в Тверь". В рамках театрального блока фестиваля современного искусства «Верь в Тверь» прошла премьера спектакля «Кушать подано?» по пьесе Славомира Мрожека «В открытом море». Эта постановка была осуществлена Алексеем Марковым, который сыграл одну из трех ролей в спектакле, специально к форуму вместе с актером Тарасом Кузьминым и хореографом Арсеном Агамаляном. Корреспондент tverlife.ru едва пробрался в малый зал Тверского театра драмы, где прошла премьера.

В Твери Мрожека на профессиональной сцене никогда не ставили, едва ли не единственный случай обращения тверских режиссеров к драматургии польского автора и именно к его пьесе «В открытом море» – это спектакль Вячеслава Гунина, поставленный им со студентами Тверского государственного университета.

Вообще Мрожек был весьма популярен в России.

Первое знакомство с ним произошло во времена хрущевской оттепели, а в конце 1980-х годов интерес к нему возник просто невероятный, и это при том, что отношения драматурга и русской сцены, понятное дело, не обходились без запретов. Теперь никакой цензуры нет, ставить Мрожека никто не запрещает – напротив, как показала состоявшаяся премьера, творчество его довольно актуально, особенно в контексте фестиваля современного искусства.

Возможно, впрочем, что интерес фестивальной публики вызвал не столько абсурдист Славомир Мрожек с его парадоксами, сколько постановочная команда, которая осуществила этот проект. Имена режиссера и исполнителей спектакля стали для многих зрителей главным «манком» – это, кажется, первая режиссерская работа артиста Алексея Маркова и, возможно, дебют Арсена Агамаляна в качестве драматического актера. Корреспондент tverlife.ru, нашедший себе место только на ступеньках, наблюдал, как администраторы вежливо, но настойчиво выпроваживали людей, которым, если бы они остались, просто некуда было бы сесть.

Весь спектакль герои проводят на овальном помосте, укрытом тканью веселой расцветки, – это и есть плот, на котором им приходится ютиться, балансируя между тремя табуретками и друг другом (художник Игорь Мурашов). За спиной – экран, на него проецируется морское изображение. Аниматор Светлана Дамирова рисует мультик, в котором показана предыстория – путешествие и кораблекрушение, но сначала довольно долго по экрану летит чайка. Вот собственно, и вся сценография. В этом мультфильме, длящемся по времени столько же, сколько и сам спектакль, то есть чуть меньше часа, летят самолеты, тонут корабли, проплывают лайнеры, которые могут в общем-то спасти Толстого (Алексей Марков), Среднего (Арсен Агамалян) и Малого (Тарас Кузьмин), только герои, занятые главным вопросом: что, вернее, кого они будут есть, не замечают, что творится вокруг плота.

Сжатая форма одноактных пьес Мрожека, которая когда-то привлекала советских режиссеров, ищущих новые формы и новый театральный язык, и по прошествии пятидесяти лет после написания «В открытом море» сослужила авторам премьеры неплохую службу. Само переименование пьесы в «Кушать подано?» – именно так, с вопросительным знаком, – говорит, во-первых, о смещении акцентов в отношении к исполнителям, каждый из которых здесь главный герой, а во-вторых, обыгрывает ситуацию, заданную Мрожеком. Даже политическая сатира в этом спектакле актуализируется:

Толстый, ведя «избирательную кампанию» по выборам того, кто из терпящих бедствие, станет обедом для остальных, вставляет в свою агитационную речь один из слоганов недавней предвыборной гонки: «Пока живу, я буду биться за вас».

Остроумные режиссерские находки, некоторая соотнесенность с нынешним днем, внимание к слову (а в том, что один из главных героев спектакля, а может быть, самым главным, является язык, нет сомнений), приводят зрителя пусть в несколько заретушированный, но психологический театр, в котором даже приплывающий к плоту почтальон (Николай Сутармин, он же озвучивает внесценического лакея) с телеграммой о смерти матери Малого, дан крупным планом. Мужчинам, и физически, и психологически тесно в открытом море, двое должны вытеснить третьего. Когда становится очевидно, что третьим лишним оказывается совсем не маленький герой Тараса Кузьмина, атмосфера на площадке нагнетается почти до экзистенциального ужаса. Но ноги ему уже вытерли салфетками, и он готов идти на заклание. Даже несмотря на то, что все это время в портфеле Толстого между ножами и вилками лежала банка телятины с горошком.

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
129

Возврат к списку

Тверской регион взял РИФ
Вчера в Сочи завершился Российский инвестиционный форум (РИФ). Его основная тема в этом году – «Формируя образ будущего».
16.02.201821:15
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 1 2 3 4
Новости из районов
Предложить новость