18 Августа 2017
$59.25
69.65
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 30.04.2011

Трансформация рыбьего глаза

Фотограф: Евгений Петренко

В рамках фестиваля «Верь в Тверь» в универмаге «Тверь» открылась выставка Инги и Леши Аксеновых «Тверской эксперимент». Корреспондент tverlife.ru поднялся на высоту пятого этажа, чтобы увидеть, в чем этот эксперимент заключается.

В рамках фестиваля «Верь в Тверь» в универмаге «Тверь» открылась выставка Инги и Леши Аксеновых «Тверской эксперимент». Корреспондент tverlife.ru поднялся на высоту пятого этажа, чтобы увидеть, в чем этот эксперимент заключается.

Вход в экспозицию закрывают шторы из черной пленки, стены в зале тоже завешены этим материалом, поэтому пространство больше всего напоминает черный ящик, освещенный тусклым светом. Которого, впрочем, достаточно, чтобы увидеть в центре зала аквариум-шар — в нем мирно плавает живой карп, жадно ловящий воздух. Когда взгляд падает на стены, взору предстают фотографии каких-то чудовищ, то ли реальных, то ли фантастических. И к ним нужно присмотреться внимательнее.

При более детальном рассмотрении оказывается, что это – портреты, собранные из частей свежеразделанной рыбы: в ход пошли жабры, плавники, рыбьи внутренности, кости, косточки, еще что-то и, конечно, глаза. Художники Аксеновы(е) конструировали эти портреты из путассу, карпов, мойвы и другой рыбы, в результате получилось пятьдесят изображений (на выставке представлено двенадцать) – одно другого краше.

С одной стороны, монструозные фотографии диссонируют с гармоничной живой рыбиной, плавающей в аквариуме, а с другой – скрупулезно собранные, эти портреты красивы сами по себе.

Вот, скажем, портрет Зайца, а вот  – Аркадия Райкина (потому что похож), вот – «Венецианская маска», а вот – «Упырь».

Конечно, неправильно было бы считать, что проект «Тверской эксперимент» заключается только в том, чтобы узнать, можно ли что-либо сделать из рыбной требухи.

Это прежде всего "взгляд на органику социума как на гипнотический сеанс, где в роли медиума всегда выступает сильнейший. Покорность и трансформация в этом случае становятся спутниками духовной слабости и внутренней определенности в тех условиях, которые диктует медиум-экспериментатор", объясняют художники.

Ужасающие особенности такой метаморфозы личности были обнаружены в ходе знаменитых психологических экспериментов Стенли Милгрэма и Филиппа Зимбардо. Первый исследовал феномен подчинения, в том числе и авторитету, второй – наблюдал реакцию человека на ограничение свободы, на условия тюремной жизни и влияние навязанной социальной роли на поведение. К материалам этих экспериментов Аксеновы(е) как раз и апеллируют, выстраивая свои связи между гармоничными формами живой природы и дисгармонией художественного влияния на «неживую материю», по сути, образов, рожденных в подсознании художника-медиума-экспериментатора.

В рамках фестиваля Аксеновы(е) показывают и второй проект – «Сон приходит на порог…», с ним можно познакомиться в галерее «Двух» ( улица Пушкинская, 6. вход со двора).

Этот проект, напротив, стремится вырваться из среды концептуальной в пространство чистой эмоции, такой же чистой, как слеза ребенка, оплакивающего свою любимую зверушку.

На выставке создана атмосфера деревенской избы, светлой, убранной белыми покрывалами, посреди нее качается люлька, звучит мамина колыбельная песня, а "бабушкины рушники обрамляют смиренные фотографии реальных могилок с загородного кладбища домашних животных".


Досье

Аксеновы(е)

Группа Аксеновы(е) —  Инга и Леша Аксеновы - возникла в 1999 году с дебютным кукольным проектом-инсталляцией "Тибетская книга мертвых игрушек". Изначально ваыбранный курс и первая концепт-модель оказались определяющими в творчестве группы: Аксеновы(е) исследуют тайные связи биполярно устроенной вселенной, сплавляя воедино "рождение-и-смерть" — взрослые плотские страхи, диктуемые инстинктом клеточного распада, с одной стороны, а с другой — детское восприятие действительности с его ощущением блаженства, духовного бессмертия и роста. Художники выражают это в мистических, медитативных (пост)тотальных инсталляциях с использованием самошитых кукольных объектов, органических веществ и снеди, графики, фото и звуков различной музыкальной природы. Например, на выставке "Тверской эксперимент" можно услышать голоса китов.

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
49

Возврат к списку

Сомнений нет: Речной вокзал в Твери восстановят
Зданию Речного вокзала, частичное обрушение которого произошло 7 августа, будет возвращен исторический вид. Об этом заявил губернатор Игорь Руденя в ходе общения с журналистами после заседания регионального правительства, прошедшего в минувший вторник.
16.08.201718:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость