04 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура26.04.2011

Пишущие вместе

Юбилейная выставка братьев Ткачевых.

В Третьяковской галерее в Москве открылась выставка классиков советской живописи Сергея и Алексея Ткачевых «О Родине».

Она посвящена шестидесятилетию творческого дуэта братьев. Экспозиция представляет творчество художников как продолжение большой реалистической традиции русской живописной школы, идущей от Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

Главные темы в творчестве Ткачевых – тема Родины, драматичные страницы истории страны ХХ века, судьба человека. Они тесно связаны с линиями жизни самих живописцев – самородков, выходцев из глубинки. Ткачевы родились в поселке Чугуновка (ныне Брянская область) в крестьянской семье. В начале 1930-х они с родителями переехали в городок Бежица, где начался их путь в искусстве – братья стали посещать изокружок в городском Доме пионеров. В молодые годы их судьбы сложились по-разному.

Определяющим и объединяющим в становлении живописцев стало обучение в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова, куда Сергей Петрович поступил в 1946 году, а Алексей Петрович – в 1945-м.

Они учились у Сергея Герасимова, на протяжении всего своего творческого пути находились под влиянием Аркадия Пластова, воздействие которого видно практически во всех картинах Ткачевых.
Братья начали работать вместе в 1950 году, писали, конечно, не только дуэтом, но и самостоятельно – каждый из них известен как художник, обладающий своим индивидуальным видением и почерком, которые, соединяясь в процессе работы над совместной картиной, создают феномен, в котором внутренняя драматургия сочетается с живым языком пленэрной живописи.

Более пятидесяти лет братья Ткачевы проработали на знаменитой Академической даче имени Ильи Репина в Вышневолоцком районе Тверской области, которая дала им уютное пристанище. Для них Академичка стала тем местом, в котором впервые в жизни они ощутили такую творческую свободу, о которой мечтали. Для них красивейшие места истока реки Мста и озера Мстино были своеобразной Италией, куда ездили совершенствовать свое мастерство многие русские художники, выпускники Академии художеств. Ткачевы вдохновлялись здесь прекрасной, первозданной природой, жизнью и трудом крестьян, тесным общением друг с другом и своими коллегами. С открытием юбилейной выставки художников поздравили начальник управления по вопросам реализации политики в сфере культуры департамента культуры области Ирина Репина и председатель Ассоциации тверских землячеств Сергей Спиридонов. Что ж, Алексея Петровича и Сергея Петровича с полным правом можно назвать земляками. В своей книге, посвященной Академической даче, они пишут: «Без картин, без любимой Академии мы не мыслим свое творчество, да и все свое существование… Созданные нами полотна в той или иной степени являются частью нашей биографии. Они органично связаны с нашей жизнью. Темы и сюжеты не приходилось, как говорится, высасывать из пальца, они естественно вытекали из окружающей нас действительности, из рассказов старших…»

В центре внимания художников, выросших в брянском селе, – русская деревня. Герои их картин – реальные люди, современники, родные, друзья, соседи. Через призму деревенской жизни, обостряя явления и характеристики персонажей, используя художественную деструкцию, Ткачевы передают «правду времени», драмы своей страны. Бытовые сцены сельских или военных будней обретают у Ткачевых бытийное начало. Обращение художников к сельской тематике сближает их творчество с актуальными в 1960-х – 1970-х годах тенденциями в литературе, в прозе писателей-«деревенщиков».

На выставке экспонируется свыше 160 полотен из собрания Третьяковской галереи и мастерской художников, выполненных со второй половины 1940-х годов по 2000-е. Экспозиция состоит из двух блоков произведений. Это ранние работы, мало известные широкой публике, созданные каждым из братьев самостоятельно. Второй, крупный раздел – совместное творчество мастеров – работа над «большой картиной». В экспозиции представлены программные произведения Ткачевых, хорошо известные по многочисленным публикациям: «Между боями», «Матери», «В колхоз», «Дети войны. 1941 год», причем рядом с законченными вещами помещены подготовительные работы к ним – натурные эскизы и этюды. Эта внутренняя «кухня» художников демонстрирует редкий в современной практике метод создания картины.

В сопроводительных материалах к выставке, подготовленных сотрудниками Третьяковской галереи, говорится о том, что полотна Ткачевых были удостоены многих наград, но при всей, казалось бы, «звездности» художников их творчество подвергалось нападкам, резкой критике со стороны функционеров за «чрезмерную остроту» подачи характеров. Так, полотно «Матери» на Всесоюзной выставке в Манеже было экспонировано с названием «На скамейке», навязанным выставкомом, который оценил работу как «пародию на советских матерей».

Автор: Евгений ПАНТЕЛЕЕВ
31

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию