20 Января 2017
$59.35
63.18
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 26.04.2011

Кто они, святые Бологовской земли?

Только сегодня, когда открываются засекреченные архивы НКВД, появляется возможность узнать имена российских новомучеников и обстоятельства их духовных подвигов.

Когда-то, читая жития православных святых, преклоняясь перед силой их веры, которую не могли поколебать никакие физические страдания, мы и предположить не могли, что настоящие духовные подвиги совершались и на Бологовской земле. Причем происходило это относительно недавно – в середине прошлого века, во времена сталинских репрессий. Только сегодня, когда открываются засекреченные архивы НКВД, появляется возможность узнать имена российских новомучеников и обстоятельства их духовных подвигов.

Просматривая краткий календарь биографий выдающихся людей Бологовского района, мы наткнулись на имена, ранее нам неизвестные. Среди них - священномученик отец Алексий(Алексей Глебович Успенский) и мученик Василий Яковлевич Шикалов. Что это были за люди, как они жили, за что канонизированы Православной Церковью - об этом в кратком календаре ничего не сказано. Да и место их служения указано незнакомое – Вознесенская церковь села Вознесенья. Благочинный Бологовского округа протоиерей Василий, к которому мы обратились за помощью, направил наши поиски в нужное русло. Он посоветовал встретиться с настоятелем церкви Вознесения Господня в деревне Дубровка иереем Георгием Миколута, который поделился с нами сведениями, полученными из архивных документов и православной литературы.

Как выяснилось, селом Вознесенье называлась примыкающая к храму часть Большой Дубровки. А название деревни Дубровка (раньше она делилась еще и на Большую, и Малую) тоже в документах искажено. Там говорится о деревне Большая Дубровна Бологовского уезда. Неточные названия, указанные в архивах НКВД, внесли дополнительные трудности для отца Георгия в розыске сведений о новомучениках Земли Бологовской.


Жизнеописания новомучеников Бологовской земли

Будущий священник Алексей Глебович Успенский (отец Алексий) родился 22 сентября 1879 года в селе Шолы Белозерского уезда Новгородской губернии в семье псаломщика Глеба Успенского, умершего, когда сыну исполнилось всего 1,5 года. По окончании духовной семинарии Алексий был рукоположен в сан священника. Служил в разных приходах. Гонения на церковь конца 20-х – 30-х годов застали отца Алексия в храмах Тверской епархии.

Для репрессивных органов советской власти поводом для ареста священника послужила его невозможность уплатить государству гигантский налог. Суд приговорил отца Алексия к конфискации имущества и заключению на 6 месяцев в исправительно-трудовом лагере. Для священника это было особенно тяжело, так как его семья – жена Вера Александровна, 8-летняя дочь, сыновья 6-ти и 3-х лет - оставались без средств к существованию. Но как бы ни было отцу Алексию тяжело, это испытание, как и всякое другое, он считал испытанием, посланным Богом, как крест, кроткое несение которого было путем к спасению. Никогда не приходили ему в голову и не томили сердце мысли о том, чтобы оставить свое служение Богу.

Вернувшись из мест заключения, отец Алексий продолжал служить в храме, вскоре получил сан протоиерея и был определен Тверским епископом в Вознесенскую церковь села Вознесенье Бологовского района Тверской области. По общему мнению прихода, включающему в себя село и несколько окрестных деревень, отец Алексий показал себя ревностным пастырем, истинным покровителем и наставником своих прихожан.

Были случаи, когда под давлением безбожной власти и пропаганды, христиане давали своим детям нехристианские имена типа ОктябринаВилРеволюция. Таковых священник, не боясь ответственности, отправлял в сельсовет, чтобы они переписали имена в метриках, изменив на христианские. И только после этого приходили крестить детей в храм.

Несмотря на большое число прихожан, священник никогда не проводил общей исповеди, которая является более поверхностной, исповедовал каждого в отдельности. Он учил православной вере взрослых и детей, наставлял не снимать креста. А время пришло такое, что ни нательных крестиков, ни икон, ни разрешительных молитв было не достать. Предприятия, производящие церковную утварь, повсеместно были закрыты, производство уничтожено. Единственное сохранившееся Софринское церковное предприятие не могло обеспечить потребности всех православных храмов и верующих. Отец Алексий отправлял церковного старосту Василия Шикалова в другие города, чтобы там закупить все необходимое.

Ревностное служение священника скоро обратило на себя внимание властей. НКВД в то время пристально наблюдало за всеми храмами, чаще всего – с помощью доносчиков. В одном из таких доносов говорилось, что с приходом в храм Вознесения отца Алексия здесь стало наблюдаться «религиозное оживление», люди активно посещают церковь, крестят детей. Кто не крестил раньше, крестит сейчас. Так, окрестил своего ребенка высокопоставленный офицер Красной Армии, специально для этого приехавший в село. Прихожане уже поговаривают о восстановлении колокольного звона. Вокруг храма собирается много монахинь, ведущих активную миссионерскую работу. Храм стали посещать жены партийных работников. Этот донос не был пущен в ход сразу. Но когда летом 1937 года советское правительство приняло решение о повсеместных арестах священнослужителей, доносом воспользовались, и 2 сентября отец Алексий, а также староста храма Василий Шикалов были арестованы. 

Василий Яковлевич Шикалов родился 12 апреля 1875 года в деревне Большая Дубровка Бологовского уезда Тверской губернии. Он был прихожанином Вознесенской церкви, в последние годы выполнял в ней обязанности старосты, отвечающего за хозяйственные дела храма. По свидетельству родных, проживающих в настоящее время в поселке Березайка, это был трудолюбивый, добросовестный и очень порядочный человек. Гонения на церковь и преследования православных коснулись и его. Власть потребовала от церковного старосты выполнения задания по сдаче государству сельхозпродукции в таком объеме, что по существу это задание было невыполнимо. За его невыполнение Василий Шикалов был арестован и приговорен к 5 годам заключения в исправительно-трудовом лагере, а все имущество старосты было конфисковано.

Между тем, у Василия Яковлевича тоже оставалась большая семья – жена, дочь и три сына. После возвращения из заключения через 5 лет, в январе 1937о года В.Я. Шикалов послал ходатайство о пересмотре своего дела. Летом его ходатайство было удовлетворено, он был признан невиновным, имущество ему вернули. Впрочем, справедливость торжествовала недолго. Осенью старосту вновь арестовали вместе со священником.

6 сентября отца Алексия вызвали на допрос. Материалы допроса в архиве УФСБ также сохранились.

- Нам известно, что вы вместе с церковным старостой Шикаловым вели контрреволюционную деятельность. Что Вы можете сказать по этому поводу? – спрашивал следователь. 

- Да, действительно, в деревнях Бологовского района я проводил крещение новорожденных в домах населения, скрывая это от органов власти. На крещение детей в домах не имел права, так как по положению эта деятельность должна была проводиться лишь в церкви. Кроме того, моя деятельность заключалась в том, что мы распространяли среди населения нательные крестики, иконы. 

- Следствию известно, что Вы распространяли контрреволюционные слухи через Шикалова о гибели советской власти.

- Я сам в храме говорил о том, что вера в Бога падает, но она будет жить!

В тот же день допрашивали и церковного старосту Василия Шикалова. 

- Следствию известно, что вы совместно со священником Алексеем Успенским вели контрреволюционную деятельность. Что Вы можете сказать по этому поводу?

- Я, будучи церковным старостой, распространял среди населения крестики, всего распространил до 150 крестов. Также на меня было возложено распространение молитв и венчиков. Эти молитвы были приобретены мною в Ленинграде на рынке у Церкви Иоанна Предтечи с рук неизвестного гражданина.

- Следствию известно, что вы собирались в доме и вели контрреволюционную деятельность в доме у священника Алексея Успенского...

- Да, действительно, я был у священника в доме, но зачем я к нему ходил, теперь не помню.

- Следствию известно, что во время распространения молитв и крестов вы вели контрреволюционную агитацию...

- Во время распространения молитв и крестов я никакой контрреволюционной агитации не вел.

19 сентября 1937 года зловещая «тройка» НКВД приговорила протоиерея Алексея Успенского и церковного старосту Василия Шикалова к расстрелу. Их казнили 21 сентября. Как подчеркнул отец Георгий, случайностей не бывает: настолько праведными были эти люди, что Господь призвал их к себе в один из 12 самых больших православных праздников – в День Рождества Пресвятой Богородицы.
Автор: Татьяна ДУНАЕВА, Нина МОРОЗОВА
58

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Тверской области стартовала программа «Нас пригласили во Дворец»
Проект «Нас пригласили во Дворец» реализуется по инициативе губернатора Игоря Рудени. Всего в масштабной акции примут участие более 33 000 учащихся 526 школ Твери и области. В картинной галерее побывают 513 групп, составленных из учеников 8-х классов. Численность же обучающихся в 9–11-х классах составляет около 21 000 человек.
19.01.201711:17
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию