23 Января 2017
$59.67
63.73
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экономика22.04.2011

Откроется ли тверским производителям «зеленый коридор» в крупные торговые сети?

В администрации области состоялась встреча – что называется, лицом к лицу – ведущих тверских производителей и руководителей торговой компании X5 Retail Group, известной у нас под марками «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель».

Откроется ли тверским производителям «зеленый коридор» в крупные торговые сети?
В администрации области состоялась встреча – что называется, лицом к лицу – ведущих тверских производителей и руководителей торговой компании X5 Retail Group, известной у нас под марками «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель».

Х5 приехала зондировать почву: стоит ли ей строить на территории Тверской области 40 новых супермаркетов. Производители старались выяснить, «светит» ли им попасть на прилавки этих сетей со своей продукцией. Администрация, соблюдая интересы сторон, дипломатично наводила мосты между теми и другими.

История вопроса

Еще в мае 2010 года в рамках реализации задачи, поставленной губернатором Дмитрием Зелениным, – тверской продукции занять 60% тверского рынка – было подписано соглашение с руководством X5 Retail Group. Согласно договору Х5 получала возможность размещать заказы на поставку пищевой продукции на предприятиях Тверской области при условии ее соответствия требуемым стандартам качества и при конкурентном уровне цен.

Судя по обмену мнениями на трехсторонней встрече, торговой сети такая возможность была предоставлена.

Но воспользовалась она ею очень скромно: на сегодняшний день, согласно приведенной на встрече статистике, продукция тверских производителей на прилавках этой сети занимает не более 15%.

Овощная полка практически пуста, крохи на мясной и хлебной. Поэтому очень вовремя прозвучали слова, сказанные заместителем губернатора Анатолием Боченковым, о необходимости создать площадку для конструктивного диалога, завязывать и укреплять контакты, находить общий язык, позиционируя встречное движение и развитие. Это тем более необходимо, что нам предстоит выработать региональную концепцию торговли, призванную обеспечить жителей области в достатке качественной продукцией, а тверским товаропроизводителям – выход в торговые сети.

Двери открываются

Программа встречи предусматривала обсуждение проблем тверских предприятий, которые уже представлены в магазинах Х5 или хотели бы быть таковыми, а также презентации как со стороны гостей, так и со стороны хозяев.

Гости отыграли свою часть блестяще. «Команда Х5 приехала в Тверь не для галочки, а всерьез и надолго, и мы хотим быть желанными и надежными партнерами», – подчеркнул глава X5 Retail Group Михаил Сусов, развернув широкую стратегию развития сети, которая является наиболее сильным игроком на российском рынке. Зачем люди ходят в магазин – стало совершенно понятно.

Перспективы, к которым стремится Х5, были соблазнительны практически по всем параметрам. Кроме одной: в объемах продаж не удавалось отыскать тверской составляющей. И потому строительство и соответственно открытие новых магазинов группы Х5 на территории области в контексте встречи рассматривались как инструмент стимулирования производства местных товаров народного потребления, прежде всего – продуктов питания, и завоевание ими регионального рынка. И даже больше: предполагалось, что совместное совещание даст возможность тверским товаропроизводителям, заинтересованным в продвижении своей продукции, представив ее, сделать коммерческое предложение высшему руководству Х5, получить доступ как к полкам торговой сети в регионе, так и вне его.

Сразу вспомнились времена, когда баранину из Кесовой Горы возили в Кремль, а еще раньше тверские сыры подавали на банкетах в самой Голландии. Да, видно, сглазили: теперь те сыры в родных сыродельнях не вызревают, да и сами сыродельни прибрались. Но что поставить на стол, у нас все-таки есть, хотя далеко не все и не всегда значится в «меню» Х5.

Квота на сотрудничество

Горячо любимая нами Дмитрова Гора из Конаковского района представила… серию попыток прорваться в сеть гипермаркетов компании. Если с сотого захода это удавалось, то диалог все равно заканчивался в течение нескольких секунд. На дмитровогорское предложение: «Мы хотим с вами сотрудничать», ответы были двухвариантны: «У нас нет на вас квот» или «Ваша продукция нам не интересна».

Вышла карусель и с предложениями от Тверского мелькомбината. Ни «Карусель», ни «Перекресток», ни «Пятерочка» продукцию предприятия, которое входит в пятерку крупнейших производителей муки и мучных изделий в России, не приняли.

«У нас нет проблем с реализацией муки, но только не в этой сети. Здесь нас просто не хотят слушать», – сказали на совещании представители мукомольного холдинга.

А вот «Парижской коммуне», всего два года назад вырвавшейся из пут банкротства и встающей на ноги, повезло: договор на поставку продукции из Вышнего Волочка был подписан. Текстильщики вложили в производство более миллиона рублей, а Х5 взяла и… отказалась от заказа. Как заявило на совещании руководство торговой сети, «протоколы разногласий мы не подписываем». И претензии они тоже не принимают.

Несмотря на дипломатичную тональность, расшифровано дословно это было так: не хотите работать по нашим правилам – гуляйте.

Познавшая эти правила «Парижская коммуна» уведомила коллег по цеху производителей: там за норковую шубу предлагают цену кролика, но мы тоже проводим мониторинг, отслеживаем цены конкурентов и знаем, сколько стоит наша шуба».

Безусловно, такой выпад Х5 парировала. И аргументов было немало. Чтобы обеспечить прозрачность действий, все закупки для сети идут через электронные торги. Да, планка требований к производителям высокая, в том числе и аудит, и беспристрастные проверки качества. Х5 снимает с торгов соискателей места на прилавке даже с предложением низких цен, если их продукция не проходит экспертизу по качеству. Далее: нужны запрашиваемые объемы, а не единичные партии. Логистические издержки также не должны портить картину. Наконец, нужно быть готовыми к тому, что в «Пятерочке», «Перекрестке» и «Карусели» в любом случае преимущество будет отдано известным мировым брендам. «Давайте исходить из рыночных условий, – заключил Михаил Сусов. – Готовясь к сотрудничеству, необходимо понять, что надо перестраиваться».

Настраиваясь на перестройку, сообщество производителей выдвинуло предложение создать тверское представительство X5 Retail Group, но большого энтузиазма оно не встретило, хотя обещали подумать.

Брак по расчету

А мы давайте подумаем вот над чем: если тверской товар вываливается из рынка, то почему? Этот рынок отбили монополисты или есть другие причины? Может быть, на то и нужна щука, чтобы карась не дремал?

В маленьком Бологом, например, покупателей успешно обслуживает не «Пятерочка» Х5, а «Девяточка», сеть которой в городе создали местные коммерсанты.

С «Девяточкой» по популярности и по ценам там не может соперничать и магнат «Магнит».

На территории же области отдельно взятых торговых точек дмитровогорских колбас, молочных и мясокомбинатов, ЗАО «Заволжское» и «Калининское», не говоря уже о собственной сети хлебобулочных салонов, кондитерских и кулинарий, не счесть. Зовет нас к ним, слава Богу, не убитый местный патриотизм и вывеска «От производителя». Не ко всем, правда, есть желание идти. А если тверским производителям сообща, тем более что у них есть опыт работы в различных деловых и общественных объединениях, создать свою региональную торговую сеть? Смогут ли они ее удержать? Хватит ли пороха? Выстоят ли перед конкурентами? По ассортименту? По качеству? По ценам? По цивильности упаковки, которая на самом деле очень интригующая вещь в торговле? По технологиям хранения продуктов?

Если мы не ответили на эти вопросы, то, как цирковые лошади, пройдя по кругу, вернулись в исходную точку. По законам замкнутого хозяйства уже жить не можем и не вправе, но и в большие торговые сети нас на равных не очень-то берут. Там, понятно, брак по расчету, чтобы покупатели шли в магазины по любви.

Значит, есть смысл побыстрее менять тактику и действительно перестраиваться, выстраивать партнерские отношения между торговыми сетями, производителями и покупателями на обоюдовыгодных условиях.

Тем более что закончилась та трехсторонняя встреча гарантией главы X5 Retail Group Михаила Сусова: в сети магазинов их компании на территории области будет присутствовать 40-процентный минимум продукции тверских производителей. «Но вопрос о цене всегда будет плохим в наших переговорах», – добавил он.

Автор: Маргарита СИВАКОВА
98

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери чествовали журналистов, операторов и фотокоров
В киноконцертном зале «Панорама» бизнес-центра «Тверь» прошло торжественное мероприятие, посвященное Дню российской прессы. Его главными героями стали наши коллеги, сотрудники редакций региональных и районных газет, телерадиокомпаний и сетевых изданий.
20.01.201721:46
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию