28 Мая 2017
$56.76
63.67
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Архив18.02.2010

Кино-жизнь

Основатель первого в СССР киноклуба тверитянин Олег Баранов считает медиаобразование важнейшим элементом воспитания молодежи.

Основатель первого в СССР киноклуба тверитянин Олег Баранов считает медиаобразование важнейшим элементом воспитания молодежи.
 
Пару лет назад из тверского киномузея исчезло… платье Наташи Ростовой. То самое, в котором героиня фильма «Война и мир» выходила на балкон в Отрадном.  
Сам факт существования этого платья – уже потрясение: казалось, будто бы этот фильм не снимали; хотелось бы думать, что «Война и мир» Сергея Бондарчука существовала всегда, как космогонический миф. Однако Олег Александрович Баранов подтверждает: были съемки, было платье. А вот и черные страусиные перья с головного убора графини – это уже эпизод «Первый бал Наташи Ростовой».
 
Уникальное платье хранилось в 11-й аудитории на Чайковского, 70 – там, где ныне филфак ТвГУ. Однажды этому драгоценному артефакту, как и прочим экспонатам музея, пришлось переезжать в другой кабинет. И (российская халатность, куда без нее!) вещи без ведома хозяина музея ранним утром вынесли в коридор первого этажа. Платье исчезло бесследно. Тот, кто его похитил, понял ли, какой редчайшей породы винтаж оказался в его руках?  Когда Олег Баранов обнаружил пропажу этого экспоната   еще двух костюмов в придачу), он схватился за голову. Но пережил, ибо за свою 50-летнюю педагогическую биографию основатель киномузея им. Довженко и первого школьного киноклуба в СССР, кандидат искусствоведения, основоположник российского медиаобразования переживал и не такое.
 
В конце 90-х – начале «нулевых», во времена всеобщего ухарства и разнузданности, Олег Баранов был грозой студентов. Он выходил из крохотной каморки №12 – высокий, сутулый, в неизменном сером пиджаке и грозно вопрошал: «Зачем вы здесь курите?!». Разумеется, нашкодившие студенты его боялись. Боялись так, что прятались под лестницей с дымящимися сигаретами в руках, а то и вовсе выбегали на улицу.  А Олег Александрович вновь скрывался за дверью своего кабинета педагогики – подальше от постороннего шума. Поближе к важнейшему из искусств.
Он вырос на «Пролетарке», в Красной Слободе,  учился в «бандитской» средней школе №1, окончил старшие классы. Соседки корили его мать: «Нютк, ну что ты его все учишь? Зачем?» И действительно, после четырехлетки большинство ребят шли в ремесленные училища. Поработав в летнем лагере, Олег решил стать учителем,  но друганы-товарищи пригрозили: мол, пединститут – для девчонок, пойдешь туда – разговаривать не будем, и Баранов поступил на радиотехнический факультет  Московского энергетического института.  После все-таки пошел в Калининский пединститут на физическое отделение. И вот финал, диплом, Олег  безнадежно влюблен в свою сокурсницу, мечтает о том, чтобы поехать на строительство Карагандинской железной дороги, но по какой-то случайности не попадает под распределение. И остается в Калинине – с разбитым сердцем и с направлением на работу в школу-интернат №1 (она находится там, где сейчас разместилась средняя школа №22).
 
«Здание построено на месте Смоленского кладбища, – вспоминает Олег Баранов. – Атмосфера тяжелая…» Чтобы хоть немного ее развеять, ставят проектор, и молодой преподаватель физики по вечерам в школе «крутит кино». Однажды кадр оказывается разрезанным пополам, Баранов пытается починить, но ничего не выходит.  Из темноты зрительного зала – напряжение и голос: «Олег Александрович, дайте нам!». Суматоха, все побежали к кинооборудованию, споткнулись о  провод, он вылетел из розетки… «И тут зажегся свет, – вспоминает педагог. – Я увидел множество серьезных взглядов, будто бы говорящих: «Дайте, мы починим!». Так в стенах школы-интерната появился кружок киномехаников.
 
А потом интернат переехал, разместившись на Чайковского, 70. Учебная аудитория №10 будто была создана для кинотеатра, входными билетами в который для ребят стали хорошие оценки, примерное поведение, аккуратное ведение тетрадей. «И вот как-то после просмотра фильма киностудии имени Довженко «Ласточка» ребята стали интересоваться героями, задачами фильма, – рассказывает Олег Баранов. – И тогда я предложил ученикам: а давайте зададим все эти вопросы исполнителю главной роли актеру Валентину Черняку. Мы написали ему письмо. Знаете, просто удивительно, какую огромную роль играет случай! Валентин Черняк оказался не только отзывчивым, но и энциклопедически эрудированным человеком. Его письма были похожи на миниатюрные искусствоведческие, философские трактаты».  
Эта «Ласточка» оказалась в буквальном смысле первой: после нее будет обширная переписка с деятелями советского кино, создание первого в стране детского киноклуба, проведение Довженковских чтений, посещение «Мосфильма». «Там, где сейчас находится спортзал, – хитро улыбается Олег Баранов, – раньше стояли сараи. Мы держали там поросят: осенью брали на выкорм, носили им остатки еды из столовой, а весной сдавали на мясо. На вырученные деньги мы объехали все киностудии СССР (кроме Средней Азии)».
И актеры, полубоги из кино, и режиссеры – властители заэкранья, и руководители киностудий – все принимают участие в жизни калининского киноклуба; все охотно и радостно вступают в контакт, налаживают общение. И сам факт этого феноменален хотя бы потому, что попробуй-ка вообрази сейчас маститого Никиту Михалкова, приезжающего к ребятам в провинцию, или гламурную Ренату Литвинову, рукой холеной выводящую подробные письма о своих киноработах! Однако в середине прошлого века калининским киноклубникам отвечают и Фаина Раневская, и Аэлита – Юлия Солнцева,  жена Довженко, и кинорежиссер Андрей Тарковский…
 
История тверского  киноклуба, рассказанная его основателем, кажется неимоверно простой и яркой,  пронизанной славным советским солнцем, добродушием и отзывчивостью героев. Даже описание последующего периода, в который школу-интернат №1 закрыли и киноклуб начал вести кочевую жизнь, понимается как необходимый элемент борьбы, а композиционно воспринимается как необходимая кульминация.  И – конечно же! – жизнь одерживает победу, потому что главное (суть – моралите) – итог, рождение нового направления в педагогике, известного как «Кино-
образование учащейся молодежи», медиаобразование, воспитание с помощью кино. Олег Александрович защитил на эту тему диссертацию во ВГИКе, стал автором бесчисленных публикаций, написал несколько подробнейших пособий по медиаобразованию. За 50 лет существования эта система научилась приспосабливаться ко времени, к обстоятельствам, индивидуальным способностям учащихся. 
 
«Медиаобразование важно, очень важно, особенно сейчас, – объясняет Олег Баранов. – Сейчас, когда с телевидения, из Интернета на юного человека обрушивается поток пошлятины, нужно, чтобы кто-то помогал отличать хорошее от плохого, важное от второстепенного. Необходима интеграция основного образования эстетической направленности, важность которого уже поняли во всех развитых странах мира».
Во время интервью мы говорим о современном кино. О «Мелодии для шарманки» Киры Муратовой. О сериале «Школа»: Олег Александрович признается, что эта работа Гай-Германики вызывает у него тошноту. Но это из-за того, что он в принципе исповедует необходимость гуманистических идей в кино, а так в сериале – «факты и проблемы, которые имеют место быть в современной школе».  Тут же признается, что сам, будучи преподавателем педагогики, всегда считал необходимым подавать пример и ни разу не прогулял ни одного урока, ни разу в жизни не взял ни одного больничного листка.  
…Олег Баранов до сих пор учит и физике, и лирике – преподает МХК для старшеклассников школы №14. Говорит, что в стенах этой школы с 90-х годов проводит экспериментальную работу по использованию киноискусства в воспитании современной молодежи. Основы медиаобразования «достаются» и студентам: в кабинете педагогики, на стенах которого сохранившиеся экспонаты музея кино, под углом к телевизору стоит зеркало. Оказалось, важнейший инструмент.  «С его помощью, – лукаво объясняет Олег Александрович, – я вижу лица участников кинопросмотра. И понимаю, что именно для себя усваивает зритель».
Библиотеку из киномузея и часть личной библиотеки (уникальные учебники по киноискусству, подписанные авторами) Олег Баранов передал в дар научной библиотеке ТвГУ. «Мое время проходит, нужно позаботиться о будущем» – так объяснил он этот поступок. И как только я набираю в легкие воздуха, чтобы сказать ему «Да что вы!», он одним движением руки останавливает меня. Отворачивается. И воцаряется пауза. В кино такая выразительная пауза иногда достигается финальным затемнением, после которого следуют титры.
Автор: Зоя ГЛАЗАЧЕВА, Фото: Ольга МОИСЕЕВА
65

Возврат к списку

В Тверском регионе развиваются телемедицина и мобильное здравоохранение
В 2016 году Правительство Тверской области профинансировало социальную сферу на 100%. На эти цели было направлено более 65% расходов регионального бюджета. 
27.05.201701:14
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию