26 Апреля 2017
$55.85
60.79
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Транспорт15.04.2011

ОАО «Тверьэнергосбыт» применяет энергетическую «дубинку»

Фотограф: Илья Безручко

Трамваи и троллейбусы работают на электричестве, а стоимость его за последние годы возросла почти в два раза. В месяц за электроэнергию МУП «ГЭТ» платит по 10-12 миллионов рублей. Электротранспорт превращается в дорогое удовольствие, в непосильную обузу для города.

Дамоклов меч над тверскими трамваями и троллейбусами висел давно. Первый серьезный «звоночек» прозвучал в 2002 году – к тому моменту МУП «ТТУ» - предшественник МУП «Городской электрический транспорт» - накопило общий долг на сумму, превышавшую 100 миллионов рублей (для сравнения: имущественный комплекс предприятия оценивался в 250 миллионов). Предприятие прошло через процедуру банкротства, его имущество выставлялось на торги, был назначен конкурсный управляющий.

Еще на начальной стадии банкротства представители администрации областного центра выдвинули идею создать в будущем на базе ТТУ новое муниципальное предприятие. Желание это было столь велико, что руководство города в нетерпении торопило конкурсного управляющего Анатолия Даниленко поскорее завершить управление (процедура и впрямь затянулась на целых два года). Новое предприятие МУП «ГЭТ» начинало свою деятельность, как говорится, за здравие – впервые за много лет был куплен новый трамвай, в парке появились новые троллейбусы. Но не прошло и шести лет, как городской электротранспорт снова оказался под ударом. МУП «ГЭТ», как и его предшественник МУП «ТТУ», погряз в долгах, и теперь перед ним «маячит» угроза банкротства.

«Энергетическая дубинка» в действии
В феврале по городу поползли тревожные слухи: МУП «ГЭТ» задолжало 125 миллионов рублей за электроэнергию, и это – не единственный долг предприятия. Представители ОАО «Тверьэнергосбыт» предупредили об ограничении поставок электричества в случае неуплаты долга. В это же время Арбитражный суд Тверской области принял к производству заявление ООО «ЧелябТрансСервис» - еще одного кредитора предприятия - о признании МУП «ГЭТ» банкротом.
Начались переговоры. Как и в скандалах с энергетиками по вопросам теплоснабжения несколько лет назад, муниципалитет отказывался признавать всю сумму долга – вопрос предлагалось решить в суде. Также МУП «ГЭТ» было срочно перечислено 18 миллионов рублей, муниципалитет пообещал в скором времени перечислить еще 28 миллионов на уплату долга.

Не дремала и прокуратура Заволжского района – в ОАО «Тверьэнергосбыт» было направлено предостережение о недопустимости нарушения закона. В нем указывалось, что действия по прекращению подачи электрической энергии МУП «ГЭТ» могут быть расценены как злоупотребление своим правом и доминирующим положением на рынке, приводящим к нарушению прав граждан на пользование электротранспортом. Это, намекала прокуратура, может стать основанием для привлечения руководителей ОАО «Тверьэнергосбыт» к административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности.

Но энергетиков обещания администрации Твери не успокоили, а намеки прокуратуры не напугали. В марте появились новые сообщения о скором отключении электричества в МУП «ГЭТ» и, как следствие, – остановке троллейбусов и трамваев.

Заместитель главы администрации города Олег Кудряшов сообщил, что муниципалитет прикладывает максимум усилий, чтобы не допустить усугубления ситуации. В экстренном порядке разрабатывались альтернативные маршруты, на линию, по словам представителей муниципалитета, готовился выйти дополнительный подвижной состав.

Отключение каждый раз откладывалось, но все же случилось. В ночь с 11 на 12 апреля была прекращена подача электроэнергии на подстанцию, питающую линии на входе и выходе из троллейбусного парка МУП «ГЭТ». Несмотря на все усилия, предпринятые муниципалитетом, на линию не вышел троллейбус № 1, троллейбус № 5 и «шестой» трамвай. Жители Затверечья и поселка Химинститут схватились за головы.

Кто виноват, или Что делать
Извечный русский вопрос «Кто виноват?» прозвучал еще в феврале. И оказалось, что ситуации 2002 и 2011 годов похожи по форме, но не идентичны по смыслу. Если МУП «ТТУ» не справился с уплатой налогов, то МУП «ГЭТ» задолжал, в первую очередь, энергетикам. Разница не только в кредиторах, но и в причинах образования долга.

Версию Тверского муниципалитета озвучил заместитель главы администрации Твери Олег Кудряшов. Прозвучала мысль о необходимости увеличении стоимости ЕСПБ, которая «остается неизменной в течение пяти лет при том, что тарифы на электроэнергию выросли на 80 %. Предприятие несет огромные убытки».

Зам главы администрации привел следующие цифры: полная стоимость единого социального проездного билета на территории Тверской области равна 250 рублям. С 1 апреля текущего года она увеличится более чем в полтора раза и составит 390 рублей. Это позволит муниципальному предприятию работать с минимальными убытками, которые можно будет компенсировать субсидиями из бюджета. В этом заявлении многие усмотрели завуалированные претензии к Региональной энергетической комиссии – ведь именно она устанавливает стоимость ЕСПБ и принимает действующие тарифы.

В похожем ключе выразился глава администрации Твери Василий Толоко на заседании в Тверской городской Думе, посвященном сложившейся ситуации. Он сообщил о судебных тяжбах по взысканию выпадающих доходов МУП «ГЭТ», которые, по мнению Тверского муниципалитета, должны компенсироваться из областного бюджета.

И снова прозвучали высказывания о низкой стоимости ЕСПБ, о непозволительной дешевизне проезда на общественном транспорте.

Несколько иначе расценили ситуацию сами сотрудники МУП «ГЭТ». В информации, распространенной Тверским автотранспортным союзом со ссылкой на руководство МУП, предприятие получает недостаточно средств из бюджета областного центра. Что такое субсидия в 18 миллионов? Капля в море! Во всем мире существуют городские программы поддержки общественного транспорта – даже в благополучной Европе трамваи и троллейбусы не живут на самоокупаемости, - такая мысль прозвучала в заявлении Тверского автотранспортного Союза. Была в нем упомянута и низкая стоимость ЕСПБ.

Что ж, с экономической точки зрения претензии обоснованны, а вот с моральной… Одна поездка на трамвае в Европе стоит 2 евро (около 80 рублей). В Твери – 12 рублей. Уже эта сумма кажется тверскому пассажиру чрезмерной.

Если же поднять стоимость проезда до 29 рублей, о чем говорят представители МУП «ГЭТ», трамваи и троллейбусы окончательно опустеют – такой общественный транспорт отечественному потребителю не по карману.

Корень зла
Но корень зла, на наш взгляд, не в ЕСПБ, и даже не в отсутствии субсидий из городского и областного бюджетов. Важно понять, почему так убыточен электротранспорт, и откуда берутся бешеные задолженности. Ларчик же открывается просто –

трамваи и троллейбусы работают на электричестве, а стоимость его за последние годы возросла почти в два раза. Как итог – в месяц за электроэнергию МУП «ГЭТ» платит по 10-12 миллионов рублей, электротранспорт превращается в дорогое удовольствие, в непосильную обузу для города.

Неслучайно в последнее время часто звучат мысли о постепенном замещении электротранспорта автобусами и маршрутками. Мы пришли к абсурдной ситуации, когда километр поездки на трамвае по себестоимости дороже, чем километр поездки на автомобиле. Жертвой тарифной политики в области энергетики может пасть и городской электротранспорт – если энергетическая дубинка не остановится.

Автор: Юлия ОВСЯННИКОВА
20

Возврат к списку

Цвета нашей Победы
Мальчишек друг от друга отличить не так просто. Близнецы-погодки Ваня и Кирилл Петровы одеты в одинаковые куртки. У каждого в руке зажата двухцветная георгиевская ленточка – символ мужества и стойкости советских солдат. «Сейчас, минуту постойте, я вам их прикреплю», – говорит внукам бабушка Мария Петровна, дочь пропавшего без вести красноармейца.
24.04.201722:48
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию