03 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура11.04.2011

В Твери завершился Баховский фестиваль

Фотограф: Вячеслав Старостенко

В Тверской академической филармонии прошел заключительный концерт фестиваля музыки Иоганна Себастьяна Баха «Из Старого Света в Новый». Международный форум, который состоялся при поддержке администрации области и департамента культуры в девятнадцатый раз, запомнится двенадцатью концертами симфонической, камерной и вокальной музыки.

В Тверской академической филармонии прошел заключительный концерт фестиваля музыки Иоганна Себастьяна Баха «Из Старого Света в Новый». Международный форум, который состоялся при поддержке администрации области и департамента культуры в девятнадцатый раз, запомнится двенадцатью концертами симфонической, камерной и вокальной музыки.

Фестиваль закрывал коллектив, который появился десять лет назад и выступал на девятом Баховском фестивале (он назывался «И.С. Бах и венские классики»), и это был второй концерт в биографии оркестра, который теперь хорошо известен. Симфонический оркестр «Русская филармония» неоднократно приезжал в Тверь вместе со своим прежним художественным руководителем скрипачом Максимом Федотовым. Не так давно место за главным дирижерским пультом занял Сергей Тарарин, выпускник трех классов Санкт-Петербургской консерватории – классов оперно-симфонического и хорового дирижирования и класса органа. Он предложил программу, достойную финала фестиваля, – непременный Бах, Моцарт и Гершвин, так что концерт получился не только весьма содержательным, но и полностью соответствовал теме форума.

Произведения, исполненные на церемонии закрытия, дирижер выстроил в хронологическом порядке, первое отделение было отдано «старой» музыке, которую представляли одни из самых мощных сочинений Баха и Моцарта. Впрочем, временные рамки здесь довольно условные: Роберт Шуман говорил о том, что «Бах не новый, не старый, он нечто гораздо большее – он вечный...» «Русская филармония» открыла концерт едва ли не самым знаменитым произведением для органа – Токкатой и фугой ре минор в переложении для симфонического оркестра, со звуков которой начиналась каждая программа фестиваля. Сложную архитектонику этого сочинения в транскрипции для оркестра слушатели в полной мере смогли ощутить – на публику обрушился шквал звуков, низких, густых голосов, сливавшихся в мощное многоголосье, переходящее в грандиозную фантазию-заключение.

Оркестровое переложение баховского шедевра до этого момента еще ни разу не звучало в зале филармонии, поэтому интерес к нему был чрезвычайно велик.

Публика, знающая Токкату и фугу по исполнению маэстро Гарри Гродберга, а с недавнего времени и по варианту питерского ансамбля «Терем-квартет», очень придирчиво оценивала оркестр, но «провальные» места в этой премьере отыскать было едва ли возможно.

Полифоническую тему продолжила сорок первая симфония Вольфганга Амадея Моцарта, законченная 10 августа 1788 года. По некоторым сведениям, название «Юпитер» ей дал Джон Питер Саломон, известный английский скрипач и антрепренер, – за невиданный прежде масштаб, грандиозность замысла и эпическую стройность воплощения. С одной стороны, она напоминает героику симфоний Бетховена, а с другой – Моцарт в ней выступает как последователь Баха, как равный ему мастер полифонии. Как известно, это последняя симфония, написанная Моцартом, самый монументальный в XVIII веке гимн красоте и радости человеческого бытия, которой наполнен каждый ее звук. Дирижер Сергей Тарарин уверенно вел оркестрантов через все четыре части симфонии к ее завершению – тройной фуге и коде с ее знаменитым пятиголосным контрапунктом.

В Тверь оркестр приехал в несколько сокращенном составе – полностью он просто бы не поместился на сцене филармонии.

Когда во втором отделении объявили Гершвина, саксофонистам пришлось занять места почти за кулисами и там исполнять свои партии в еще одном шедевре – «Рапсодии в стиле блюз» американца Джорджа Гершвина.

Солировал в ней пианист, лауреат престижнейшего международного конкурса имени Ферруччо Бузони в итальянском Бальцано Валерий Гроховский. Вместе с оркестром Сергея Тарарина он произвел ожидаемый и легко предсказуемый эффект – даже музыканты внимательно следили за пианистом, не говоря уже о собравшихся в зале. После «Рапсодии» Валерию Гроховскому осталось только выйти на поклон и сыграть уже соло еще одно сочинение Гершвина, а потом очень удивиться, когда совсем юный любитель классической музыки вышел на сцену и вручил музыканту букет тюльпанов.

Завершился концерт, а вместе с ним и XIX фестиваль музыки И.С. Баха исполнением еще одного популярного сочинения Гершвина – симфонической поэмы «Американец в Париже», написанной композитором под впечатлением от поездки в Париж в 1928 году.

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
13

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию