24 Апреля 2017
$56.23
60.32
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
День Победы05.04.2011

Все в дивизии его звали «Батя»

На счету нашего земляка более 400 боевых вылетов.

В начале войны опытные летчики были на вес золота, даже если в мирное время водили гражданские самолеты. Один из них, несомненно, наш земляк Иван Николаевич Симаков. Он родился 7 апреля 1906 года в деревне Шишкино, что на самой границе Кашинского района с Ярославской областью. Служба в Красной Армии дала ему понимание значимости авиации, и в последующем он оказался в военной школе летчиков. Перейдя в Гражданский воздушный флот, Иван Николаевич продолжал совершенствовать навыки пилотирования и осваивать авиационную технику.

С первых дней войны его воздушный тяжеловоз переключили на перевозки для фронта в составе Московской авиационной группы особого назначения, дислоцировавшейся в новом аэропорту Внуково.

С сентября 1941 года началась почти 900-дневная блокада Ленинграда. В осажденном городе осталось более двух с половиной миллионов жителей, в том числе беженцы. Особенно трудным оказалось продовольственное обеспечение войск и населения. 8 сентября немецкие самолеты разбомбили продовольственные склады имени А.Е. Бадаева. Главная трудность состояла в том, что доставить грузы в Ленинград с начала блокады можно было только водным и воздушным путями.
Для переброски грузов были выделены транспортные самолеты. Доставкой продовольствия занималась Московская авиационная группа особого назначения, образованная из 30 экипажей. К декабрю героическими усилиями наших летчиков, в том числе экипажа

И.Н. Симакова, в блокадный город было доставлено свыше шести тысяч тонн грузов, в том числе 4325 тонн высококалорийных продуктов питания. Приходилось совершать до четырех вылетов в Ленинград ежедневно, причем не раз наши транспортные самолеты подвергались жестоким атакам патрулирующих немецких истребителей.

В начале ноября с потерей Тихвина возникла реальная угроза создания второго кольца блокады и полного прекращения подвоза продовольствия и горючего. С 20 ноября ленинградцы стали получать самую низкую норму хлеба за все время блокады:

250 г по рабочей карточке и 125 — по служащей и детской. Мизерность этих норм очевидна. В пригородах под огнем противника ленинградцы добывали из-под снега не выкопанную картошку и овощи. Люди ели касторку, вазелин, глицерин, столярный клей, охотились за собаками, кошками и птицами. Главной причиной смертности ленинградцев было голодное истощение.

С 11 февраля в связи с наладившимся подвозом по Ладожской ледовой дороге рабочим и ИТР стали выдавать 500 г хлеба, служащим — 400, по детским карточкам — 300, увеличились нормы снабжения и другими продуктами. Хотя голодная смерть еще продолжала бушевать, стало ясно, что самые страшные дни позади.

Летчик 455-го полка дальнего действия Иван Симаков доставлял в Ленинград на своем «Ил-4» не только продовольствие, но также боеприпасы и военное снаряжение, эвакуировал ценное оборудование и людей. Наш земляк многократно вылетал на подавление укрепленных пунктов врага на Ленинградском и Волховском фронтах. Буквально не отходил от самолета днем и ночью, доскональнейшим образом изучив материальную часть и потенциальные возможности боевой машины.

Зимой 1942 года И.Н. Симаков осуществлял выброску парашютного десанта в районе Вязьмы и Юхнова. К сожалению, бездарное планирование штабными чинами самой масштабной в истории воздушно-десантной операции привело к тому, что ее цель была достигнута лишь частично, и тысячи наших десантников погибли в окружении.

С образованием 109-го авиаполка Иван Николаевич был назначен командиром авиазвена. Дальняя авиация — особый вид военно-воздушных сил, и люди здесь нужны особенные: с огромной выдержкой, внутренним спокойствием и дисциплиной, очень хорошим здоровьем, умением принимать единственно правильные решения в нештатных ситуациях над вражеской территорией. Почти тысячу часов Симаков налетал за время войны в ночных условиях и более двух тысяч — в другое время суток. Его бомбовые удары испытали железнодорожные узлы Смоленска, Брянска, Орши, Орла…

11 мая 1943 года, командуя звеном, капитан Симаков осуществил боевой вылет на Брянск. Этот вылет стал предметом гордости всех летчиков фронта. В результате бомбежки в местах сосредоточения вражеских войск и в их опорных пунктах возникло несколько таких мощных пожаров, что они осветили весь город. Симаков раз за разом заходил на бомбометание и при ярком свете пожаров точно и эффективно сбросил на врага весь боезапас, несмотря на плотный огонь зениток. На свой аэродром капитан вернулся с пятью пробоинами в корпусе самолета.

25 сентября 1943 года его 8-й авиационный корпус дальнего действия под командованием генерал-майора Н.Н. Буянского во взаимодействии с наземными войсками принял участие в освобождении Смоленска. А к середине октября Иван Николаевич Симаков совершил уже 299 боевых вылетов (всего за войну — более 400).

Генерал-майор авиации Николай Сергеевич Купцов, воевавший в звене Симакова, в своей книге «Воздушные рабочие войны» вспоминал:

«В ноябре 1943 года перед 8-м авиационным корпусом была поставлена задача: на основе опытных кадров создать оперативную группу для выполнения специального задания в Заполярье по разгрому вражеских аэродромов, военно-морских баз и портов, уничтожению военных кораблей и транспортов в Северной Норвегии и Финляндии с целью обеспечения прохода караванов судов союзников в порты Мурманск и Архангельск. На рассвете 10 ноября начался взлет экипажей оперативной группы 48-й авиадивизии с Калининского/Мигаловского. — М.С./ аэродрома на аэродром боевых действий. Это был весьма своеобразный и, я бы даже сказал, оригинальный аэродром. Он вытянулся на юг в сторону сопок, которые закрывали его с трех сторон. В инструкции по эксплуатации аэродрома было сказано, что на нем разрешаются полеты только днем на самолетах типа «По-2» и «Р-5». Мы же летали исключительно ночью на тяжелых бомбардировщиках и почти с полной бомбовой нагрузкой. Когда вблизи побережья проходили караваны судов союзников, экипажи делали по два боевых вылета, особенно на Киркенес и аэродром Луостари. Со многими трудностями пришлось встретиться тогда мне и моим товарищам в Заполярье. И всегда, во всех случаях я обращался к своему непосредственному начальнику — командиру звена капитану Ивану Николаевичу Симакову. Он пользовался уважением и любовью всего личного состава дивизии. Все, даже старшие по возрасту, любовно называли его Батей. Батя был очень спокойным и рассудительным человеком. Каждого внимательно выслушает, каждому даст хороший, дельный совет. Лично я очень уважал его и обращался к нему по любому вопросу, зная, что всегда встречу поддержку и понимание. Иван Николаевич был исключительно мужественным и храбрым воздушным воином. Что там говорить, порой нагрузки выпадали такие, что тяжело было всем, в том числе и нам, молодым. Но посмотрим на своего командира звена — он свеж и бодр — и усталость сразу куда-то улетучивается».

13 марта 1944 года по представлению командира 48-й авиадивизии дальнего действия генерал-майора С.К. Набокова капитан И.Н. Симаков  был удостоен за образцовое выполнение боевых заданий командования по доставке продовольствия и боеприпасов, уничтожению живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм звания Героя Советского Союза (медаль «Золотая Звезда» № 3322).

31 октября 1944 года приказом Верховного Главнокомандующего за активное участие в освобождении Риги 48-й авиадивизии было присвоено наименование «Рижская». Капитан Симаков продолжал доставлять бомбовый груз на дальние цели. 7 апреля 1945 года при штурме Кенигсберга 516 наших бомбардировщиков совершили дневной налет на позиции немецких войск, оказав тем самым решающую помощь наступающим наземным войскам в овладении крепостью. В этой могучей армаде шла и боевая машина Симакова. Войну он закончил в победном мае, участвуя в бомбежках порта и города Свинемюнде на Балтике и окруженной группировки противника в Бреслау.
После войны майор Иван Николаевич Симаков вышел в запас и до своей ранней кончины 26 июля 1953 года работал старшим диспетчером Внуковского аэропорта.

Автор: Михаил СЛАВИН
42

Возврат к списку

Цвета нашей Победы
Мальчишек друг от друга отличить не так просто. Близнецы-погодки Ваня и Кирилл Петровы одеты в одинаковые куртки. У каждого в руке зажата двухцветная георгиевская ленточка – символ мужества и стойкости советских солдат. «Сейчас, минуту постойте, я вам их прикреплю», – говорит внукам бабушка Мария Петровна, дочь пропавшего без вести красноармейца.
24.04.201722:48
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию