03 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура04.04.2011

По принципу кино

Фотограф: Вячеслав Старостенко

Итоги фестиваля имени Мусоргского.

Концертным исполнением оперы «Хованщина» в Твери завершился III Международный фестиваль имени Модеста Петровича Мусоргского, который в будущем, возможно, будет посвящен русской музыке вообще, но имя композитора в его названии останется.

Изначально фестиваль, проходящий в регионе при поддерж-ке администрации Тверской области и департамента культуры, задумывался как преимущественно оперный. Были концерты, в которых звучали вокальные сочинения классика, но главным событием первого фестиваля стала представленная знаменитым дирижером Александром Ведерниковым «Сорочинская ярмарка». В прошлом году интерес к фестивалю концентрировался вокруг представления «Бориса Годунова», нынешний фестиваль подарил слушателям встречу сразу с двумя оперными шедеврами Мусоргского – «Женитьбой», которая была исполнена в Торопце на открытии форума и затем в Твери, и «Хованщиной». По ходу фестивалей появилась мысль расширить жанровый диапазон, а в следующем году, выразил надежду художественный руководитель Тверской филармонии Владимир Боярский, возможно, будет звучать не только Мусоргский.

Программа прошедшего фестиваля могла удовлетворить и поклонников оперного искусства, и людей, предпочитающих сочинения Мусоргского, написанные для солиста и оркестра, и даже джаз – хрестоматийные «Картинки с выставки» на форуме звучали в джазовой интерпретации Алекса Ростоцкого, правда, приняты они были довольно прохладно.

Главной новостью оставалась «Хованщина». Концерт-ный вариант великой музыкальной драмы исполнили во вторник в Тверском академическом театре солисты и симфонический оркестр Московского театра «Новая опера» имени Евгения Колобова и два хора – Академический камерный хор Государственной филармонии Костромской области, хоровая капелла «Ярославия» Ярославской государственной филармонии.

На репетиции музыкальный руководитель оперы, дирижер Дмитрий Волосников сказал корреспонденту «ТЖ»: «Мы готовили «Хованщину» по винтикам, теперь в Твери мы соберем их в один механизм». Надо, впрочем, сказать, что Дмитрий Волосников уже «собирал» эту оперу в Костроме – спектакль там был показан на городской Сусанинской площади почти в том же составе исполнителей, что и в Твери, только масштаб был, конечно, гораздо больше – участвовали свыше двухсот человек. На сцену областного театра драмы во вторник вышли сто пятьдесят пять.

Во время подготовки концертного исполнения оперы Дмитрий Волосников несколько сократил «Хованщину», тверитяне не услышали дуэт Марфы и старой раскольницы Сусанны, не было сцены с пастором во втором действии. Впрочем, для понимания смысла оперы, ее красоты и грандиозности это нисколько не помешало. Дмитрий Волосников весьма мудро поступил, составив представленный вариант «Хованщины» почти по кинематографическому принципу – исполнение ее не предполагало занавес, поэтому была сокращена и музыка, написанная «под него», одна сцена заканчивается – и сразу же начинается другая. Такой монтаж вполне себя оправдал, а уменьшение хронометража ничуть не сказалось на создании общего, весьма мощного эффекта.

К нему готовились не только артисты, но и зрители. Некоторые пришли слушать «Хованщину», вооружившись распечатками либретто с фрагментами вокальных партий, другие захватили с собой партитуру, намереваясь сверять с ней исполнение оперы. Трудно сказать, увенчались ли успехом эти попытки следить за верностью исполнения по нотам, поскольку сосредоточиться в тот вечер можно было только на музыке.

Все пространство сцены занял симфонический оркестр «Новой оперы» (медную секцию пришлось «поместить» на балконе), за ним разместились хоры, певшие за раскольников, сенных девушек, петровских «потешных» и народ, и солисты, исполнявшие партии стрельцов, – Евгений Попов, Павел Пфистер, Алексей Закатов, Александр Петров. (Их, правда, публика увидела только в финале, на поклоне, но зато хорошо слышала.)

Для основных солистов осталось небольшое пространство на авансцене, однако и при дефиците места Максим Остроухов (Подъячий) умудрялся не просто пропевать, но и играть свою роль. Истинным драматизмом было окрашено исполнение партии Марфы Агундой Кулиевой; мощью и какой-то наглой бескомпромиссностью и неприятием петровских перемен отличалась партия Ивана Хованского, которую пел Олег Диденко; метания, сомнения и страх (особенно в «Спаси меня») слышались в интонациях Андрея Хованского (Сергей Поляков), мудрость и вместе с тем упрямство и фанатическая готовность идти до последнего, стремясь в цели, – в глубоко прочувствованном исполнении Владимиром Кудашевым партии Досифея. Беззащитность своей героини демонстрировала хрупкая Ксения Волкова (Эмма), гордость и самоуверенность – Александр Скварко (князь Голицын).

Даже если исполнители и допускали известные огрехи, то акустические условия театра драмы их скрадывали. Однако звуковые особенности зала все-таки не помешали артистам, музыкантам и дирижеру создать, если применять терминологию Владимира Стасова, по совету которого Мусоргский начал писать «Хованщину», «хоровую картину», где нет главного героя, где скрещиваются разные судьбы, сюжетные линии, музыкальные стихии и жизненные философии.

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
8

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию