28 Февраля 2017
$57.94
61.26
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 01.04.2011

Общественная палата Тверской области: Доклад о состоянии гражданского общества в Тверской области за 2010 год

Доклад «О состоянии гражданского общества в Тверской области» подготовлен в соответствии со статьей 24 закона Тверской области от 2 октября 2008 г. № 96-З0 «Об Общественной палате Тверской области».

Введение

Доклад «О состоянии гражданского общества в Тверской области» подготовлен в соответствии со статьей 24 закона Тверской области от 2 октября 2008 г. № 96-З0 «Об Общественной палате Тверской области».

При подготовке доклада Общественная палата исходила из метода объективного анализа, основанного на  обобщении фактов и данных официальной статистики.

В нем использованы результаты специальных социологических исследований, проведенных кафедрой социологии и социальных технологий Тверского государственного технического университета.

Основная цель доклада – представить некоторый анализ современного состояния гражданского общества в Тверском регионе, дать количественную и качественную оценку деятельности основных его институтов.

Гражданское общество – это совокупность внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы, ценности членов общества.

Гражданское общество всегда было и будет главной опорой демократии: оно способствует ее построению, служит залогом ее сохранения и укрепления. В гражданском обществе заложен огромный ресурс движения вперёд. Закономерно, что в «Стратегии-2020» институты гражданского общества названы субъектом инновационного развития России. Деятельность  общественных палат является  одной из новых форм, современных стандартов демократических процессов в Российской Федерации.

Общественная палата  Тверской области, созданная два года назад, стремится на практике осуществлять реализацию экспертных, интеллектуальных, кадровых ресурсов, заложенных в общественных институтах Верхневолжья. Она последовательно способствует выработке  новых партнерских подходов взаимодействия гражданских структур, органов государственной власти и бизнеса, определяет свое участие в социальном и общественно-политическом, экономическом развитии региона.

В докладе раскрыт механизм работы Общественной палаты с органами государственной и муниципальной власти Тверской  области в основных сферах жизнедеятельности.

Дан алгоритм современных деловых отношений Общественной палаты, общественных советов муниципальных образований и других гражданских институтов с органами власти и бизнес-сообщества, обозначены  первые позитивные результаты такого сотрудничества на конкретных примерах и фактах, которые подтверждены и результатами социологического мониторинга.

В докладе делается попытка  дать прямые ответы на ряд злободневных  вопросов в сфере межсекторного взаимодействия. И прежде всего почему низка гражданская активность наших земляков. 

Чем больше мы будем знать о реальной ситуации в больших и малых городах, сельских поселениях области, тем лучше и с большей отдачей можно  выстраивать политику поддержки гражданского общества, в  формировании которой значительная роль принадлежит Общественной палате, всему некоммерческому сектору.

Часть I. Портрет  гражданского общества Тверской области-2010

По состоянию на 01.01.2011 г., по данным управления Министерства юстиции РФ по Тверской области, общая численность некоммерческих организаций в Тверской области составляет 3064 (3185 на 01.01.2011 г.). Из них общественных объединений – 1998, фондов, некоммерческих партнерств, ассоциаций и союзов – 769, религиозных организаций – 285, казачьих обществ – 12; отделений политических партий – 7  (см. рис. 1 ).

Сокращение численности НКО вызвано в основном тем фактом, что некоторые организации в  течение длительного времени фактически бездействовали, не представляли отчеты  о своей работе, что является грубым нарушением ФЗ «Об общественных объединениях», статья 29.

Портрет тверских  НКО дополняется данными социологического исследования, проведенного кафедрой социологии и социальных технологий ТГТУ.

Так, 30% опрошенных не слышали ни об одном общественном объединении, подавляющее большинство опрошенных (78%) не участвуют в работе никаких общественных объединений. 56% опрошенных считают, что необходимо взаимодействие граждан и органов власти, 32% возлагают надежды на активность жителей, 11% опрошенных уверены, что активность граждан бесполезна. 

2010 год – год юбилея Великой Победы, а для Твери еще и год, в котором  наш древний город Указом Президента России объявлен городом воинской славы. Все это обусловило заметное повышение активности общественных объединений и отдельных граждан, ясно осознавших свою сопричастность со славными страницами отечественной истории и готовность взять ответственность за наше будущее.

Необходимо отметить значительный вклад многих членов Общественной палаты, большого количества общественных объединений и их лидеров, в особенности ветеранских, в дело присвоения городу  Твери этого  почетного звания,  организацию многочисленных  мероприятий историко-патриотической направленности.

Летом минувшего года в условиях сложившейся чрезвычайной обстановки из-за аномальной жары ряд НКО проявили особую  гражданскую  ответственность, направив на борьбу со стихией сотни добровольцев.

Тверское отделение общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России» при поддержке  Общественной палаты  организовали сбор медикаментов, одежды, предметов личной гигиены, постельного белья, продуктов питания для пострадавших от огня.

5 апреля 2010 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».

Одним из важных моментов принятого закона является положение о том, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по решению вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций теперь относятся создание и ведение  их реестров, разработка и реализация региональных, муниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций с учетом социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей региона.

В настоящее время подготовлен и уже находится на согласовании в администрации области законопроект «О внесении изменений в закон Тверской области «О поддержке НКО органами государственной власти Тверской области», после чего будет формироваться областная программа поддержки социально ориентированных НКО.

Таким образом,  будет решен вопрос  обеспечения экономических предпосылок развития НКО, что предполагает  не только рост прямого государственного, муниципального финансирования их деятельности, но и имущественной, информационно-методической поддержки «третьего» сектора.

В 2010 году на поддержку российских НКО, участвующих в развитии институтов гражданского общества, распоряжением Президента РФ был выделен 1 млрд. рублей. Четыре  тверские организации получили грантовую поддержку: Тверское областное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», Тверское областное общественное учреждение «Дирекция долгосрочной социальной программы «Важное дело», Тверская областная общественная организация инвалидов «Вера», Тверская региональная молодежная общественная организация «Молодежный Гуманитарный Форум «Колумб».

Этого, конечно, мало. НКО необходимо серьезно работать над повышением   качественного уровня проектов, представляемых на федеральный конкурс. Департаменту территориальной и  информационной политики Тверской области и  Общественной палате предстоит большая работа, направленная на усиление  методической подготовки руководителей НКО к социальному проектированию.

В Тверской области в рамках регионального закона «О поддержке негосударственных некоммерческих организаций органами государственной власти Тверской области» продолжается практика предоставления субсидий (грантов) НКО на реализацию ими социальных проектов.

В истекшем году победителями конкурсов по предоставлению грантов, проводимых исполнительными органами государственной власти Тверской области, стали 80 НКО, что на 40 % больше, чем в 2009 году, а сумма выделенных средств на реализацию социальных проектов увеличилась на 37 % и составила 18,5 млн. руб.

К сожалению, Общественной палате в сотрудничестве с органами власти не удалось добиться повышения эффективности областного конкурса грантов, в частности, так и не были решены вопросы, поставленные в прошлогоднем докладе Общественной палаты Тверской области, касающиеся упрощения критериев и механизма конкурсных процедур, обеспечения их большей гласности и прозрачности, а также более широкого участия в организации конкурсов независимых представителей общественности, оптимизации сроков проведения конкурсов и предоставления субсидий.

Несмотря на то, что в Ежегодном Послании губернатора Тверской области Законодательному собранию Тверской области на 2010 год была поставлена задача максимального участия областных органов государственной власти Тверской области в грантовой поддержке профильных НКО, грантодателями выступили всего 8 из 27 департаментов, комитетов и управлений.

До сих пор НКО, действующие на территории муниципальных образований, лишены полноценной  информации о проводимых конкурсах, не готовы даже написать качественную заявку на грант. Практически ни в одном муниципальном образовании не проводятся местные конкурсы на предоставление субсидий НКО.

Администрация области, Общественная палата совместно с рай-, горадминистрациями должны взять на себя обучение в этой сфере как государственных и муниципальных служащих, так и  общественного актива.

Общественная палата Тверской области в своей практической деятельности постоянно опирается на возможности самого многочисленного отряда НКО – профсоюзов. Значительное место им принадлежит в условиях продолжающегося экономического кризиса в обеспечении занятости населения, в защите трудовых прав работников.

В современном обществе профессиональным союзам отводится особая роль в установлении социально-партнерских отношений между работниками, работодателями и государством. В области по инициативе тверских профсоюзов  сформирована и действует система коллективных договоров и соглашений,  активно работает трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

Сегодня  можно без преувеличения сказать, что одним из важнейших институтов гражданского общества являются средства массовой информации. Масс-медиа  в значительной мере формируют представления граждан об обществе, в котором они живут.

В период январь – декабрь 2010 г. был осуществлен мониторинг тверских СМИ с целью анализа частоты и содержания публикаций, отражающих деятельность некоммерческого сектора Тверской области.

Исследование практической деятельности СМИ на примере прессы регионального и местного уровня позволило выявить тенденцию постепенного роста внимания СМИ к вопросам гражданского общества.

Всего в 2010 году в исследуемых печатных средствах массовой информации опубликовано 412 материалов по проблематике гражданского общества, что в 3 раза превышает показатели предыдущего года (в 2009 году – 147 публикаций).

Лидерами по упоминаемости остались прежние (как и в 2009 году) некоммерческие организации: «Доброе начало», «Качество жизни», «Так живем», «Важное дело», «Ассоциация тверских землячеств».

Среди наиболее освещаемых проблем можно выделить выступления общественных экспертов по вопросам предоставления социальных услуг, в частности, в сфере ЖКХ, сохранения историко-культурного наследия, медицинского обслуживания, экологии  и развития сегментов гражданского общества.

На страницах областной прессы появляется немало примеров отражения, учета и поддержки  гражданских инициатив. Например, по инициативе группы жителей Славновского сельского поселения Калининского района был поднят острый вопрос о строительстве нового полигона твердых бытовых отходов в пригороде Твери. Власти пообещали, что вопрос будет решен к 2014 году («Тверские ведомости», №17, 30 апреля 2010).

Другой пример: родители глухих и слабослышащих детей, учащихся специализированной коррекционной школы I – II вида, на страницах СМИ выразили протест против возможного переселения школы из здания в центре Твери в помещение школы-интерната №2 в Бобачевской роще. Протест был услышан властью, школа продолжает работу на прежнем месте («Тверские ведомости», №8, 14 марта 2010).

Примеров, когда граждане сами становятся на защиту своих прав и интересов, опираясь на возможности  тверской прессы, множество.

Именно средства массовой информации в будущем должны взять на себя функции активизации населения, вовлечения граждан в общественную деятельность, формирования позитивного образа гражданских институтов, развития конструктивного диалога с властью.

Еще ярче общественная жизнь и гражданские инициативы находят отражение в местных газетах. Следует отметить, что деятельность общественного сектора является приоритетом для многих местных печатных изданий.

Важными направлениями здесь в 2010 году были  такие, как социально-экономическое развитие территорий, деятельность формальных и неформальных общественных объединений, краеведение, земляческие и семейные  связи.

Мониторинг СМИ выявил 164 публикации об Общественной палате Тверской области, что  позволяет сделать вывод об усилении внимания СМИ, и прежде всего областных,  к проблематике данного института гражданского общества. В 2009 году, к примеру, печатные СМИ информировали о деятельности Общественной палаты лишь 68 раз.

Важное  место в этом отношении занимает и сайт Общественной палаты Тверской области. За год на сайте отмечено более 15 тыс. посещений. По данному показателю сайт Общественной палаты Тверской области вошел в тройку лидеров среди региональных палат. На сайте находят свое отражение новости Общественной палаты, актуальные комментарии членов палаты и лидеров НКО по тем или иным проблемам. Свои блоги ведут и некоторые члены Общественной палаты. Пока это лишь начало, но мы  должны знать, что  блогосфера превращается в серьезный социальный информационный инструмент. В этих условиях голос Общественной палаты  должен быть более заметен и полезен в интернет-пространстве.

По данным социологического исследования «Третий сектор Тверской области: оценка влиятельности», степень информированности о деятельности Общественной палаты Тверской области достаточно высокая: более половины опрошенных знают о работе Общественной палаты Тверской области.

Основным источником информации о работе Общественной палаты является тверское телевидение. 25% опрошенных уверены, что деятельность Общественной палаты вполне достаточно освещена на местных каналах, а подавляющее большинство опрошенных (75%) считают работу Общественной палаты Тверской области важной и необходимой.

По мнению многих респондентов, Общественная палата Тверской области должна заниматься обсуждением актуальных проблем, выявлением интересов граждан и доведением их до сведения органов власти. Почти треть респондентов уверены, что Общественная палата должна осуществлять общественный контроль за деятельностью органов власти. На третьем месте по количеству рекомендаций находится такое направление деятельности Общественной палаты, как разработка и внесение в Законодательное собрание в порядке законодательной инициативы проектов законов Тверской области и иных нормативных правовых актов.    

Ожидания граждан, прозвучавшие в исследовании, услышаны Общественной палатой, и наша задача – воплотить их в практику реальных дел.

Часть II. Общественный контроль: состояние и перспективы

Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, обращаясь в канун 2011 года с Посланием Федеральному Собранию РФ, и губернатор Тверской области Дмитрий Вадимович Зеленин в своем Послании региональному Законодательному собранию на 2011 год акцентировали внимание на все возрастающей роли общественного контроля за развитием общественно-политической системы.

Важная задача общественного контроля – налаживание содержательного взаимодействия между институтами гражданского общества, с одной стороны, и структурами государственной власти и управления – с другой, преодоление недоверия бюрократии к инициативам гражданского общества, механизмам общественного контроля и независимой экспертизы.

По данным проведенного социологического исследования, 40% респондентов считают, что гражданин может повлиять на развитие событий в стране исполнением законов, 27% – участием в выборах органов власти, 26% – обращениями в СМИ, 16% – участием в акциях протеста, 14% - обращениями в органы государственной власти, 12% – участием в деятельности политических партий, 12% – участием в деятельности общественных организаций. 19% опрошенных уверены, что гражданин не может влиять на развитие событий в стране.

Подавляющее большинство опрошенных (81%) уверены в необходимости усиления общественного контроля за деятельностью органов власти.

Приоритетные направления общественного контроля, согласно данным социсследования, выглядят  следующим образом.

По мнению 43% респондентов, основным направлением общественного контроля должна быть социальная защита граждан, на втором месте находится охрана здоровья (36%), на третьем месте – услуги в сфере ЖКХ (25%), на четвертом месте – работа правоохранительных органов (21%), на пятом месте – профессиональное образование (13%).

Оправдывая ожидания земляков, Общественная палата в 2010 году в практической деятельности активно использовала свои возможности в обеспечении  общественного контроля. Прежде всего на контроле находились вопросы  лекарственного обеспечения граждан, выделения жилья для инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны, тарифообразования,  экологического состояния территорий. Направлялись общественные наблюдатели из числа членов и экспертов Общественной палаты для осуществления  общественного  контроля  за ходом подготовки и проведения ЕГЭ в школах Тверской области.

По просьбе губернатора Тверской области взят под общественный контроль ход реконструкции Тверского Императорского дворца.

Разработан проект Положения «Об общественном контроле», осуществляемом Общественной палатой Тверской области за деятельностью органов власти Тверской области», который внесен для рассмотрения и согласования в департамент территориальной и информационной политики Тверской области.

Членами и экспертами Общественной палаты Тверской области в 2010 году была проведена общественная экспертиза 15 проектов законов Тверской области, ряда областных целевых программ, некоторых  других областных наиболее значимых нормативно-правовых актов.

Отдельно хочется отметить проведение общественной  экспертизы проекта «Стратегии социально-экономического развития Тверской  области  на долгосрочную перспективу». Проект был обсужден на пленарном заседании палаты в конце декабря прошлого года с участием губернатора, председателя Законодательного собрания, руководителей ведущих департаментов и комитетов администрации области.  В подготовке конкретных рекомендаций разработчикам Стратегии участвовали ведущие ученые тверских вузов и эксперты палаты, представители бизнеса. По договоренности с администрацией области «Стратегия 2025» сейчас обсуждается в общественных объединениях Союза промышленников и предпринимателей, региональных отделениях «Опоры России», «Деловой России», в Тверской торгово-промышленной палате. Их предложения также будут использованы для уточнения Стратегии, которая должна утверждаться администрацией области во втором квартале т. г. Это хороший пример не только ответственного подхода к проведению общественной экспертизы, но и конструктивного диалога между региональной властью и гражданским обществом.

К сожалению, на практике «судьба» рекомендаций, предлагаемых экспертами палаты, зачастую остается неясной. Со стороны представителей органов власти нередко отсутствует аргументированный и объективный ответ по отклоненным замечаниям.

Общественный контроль, наиболее близкий к населению, может и должен быть в центре внимания  общественных советов в муниципальных образованиях.

Если год назад мы говорили о функционировании  20 подобных советов, то на сегодняшний день их 41. Нет общественных советов только в  Старицком и Удомельском районах.

Количественный рост радует, однако анализ информации о работе советов общественности в муниципальных образованиях в 2010 году свидетельствует о том, что  их возможности используются далеко не полностью.

Советы на местах должны более энергично включиться в работу по усилению социальной активности граждан, привлечению их к решению вопросов местного значения. Безынициативность населения – реальный тормоз развития институтов гражданского общества.

Росту социальной активности граждан нередко мешает формализм в деятельности органов местного самоуправления и  советов общественности, созданных в муниципалитетах. Так, в Кувшиновском районе совет создан 17 мая 2010 года, состав же утвержден лишь полгода спустя, а в итоге за год ни одного заседания так и не состоялось. В  Бежецком и Сонковском районах советы общественности до сих пор возглавляют сами руководители муниципалитетов.

Не изжиты случаи легковесного подхода к организации общественных слушаний, когда важные решения обсуждаются и принимаются в присутствии узкого круга представителей общественности.

Только с участием НКО, советов общественности можно воздействовать на социально-психологические установки граждан, которые особенно в небольших городах и  сельских поселениях ощущают себя в значительной  зависимости от власти, при этом не умеют, а часто и не желают принимать на себя ответственность за решение проблем своего дома, улицы, поселения. Что в совокупности с низкой  правовой культурой и слабой информированностью граждан формирует устойчивое неприятие значимости в современных условиях гражданской активности.

Новый этап в развитии системы экспертной деятельности и общественного контроля в Тверской области связан с началом формирования общественных советов при областных исполнительных  органах государственной  власти.

Надеемся, что совместные усилия администрации области и Общественной палаты помогут добиться, чтобы в создаваемых советах было больше людей с активной гражданской позицией, готовых неформально участвовать в их работе.

В 2010 году продолжила работу общественная  наблюдательная комиссия Тверской области по осуществлению общественного контроля за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, сформированная в  ноябре 2008 года. Ее возглавляет ветеран областных правоохранительных органов В.В. Воробьев. В соответствии с Федеральным законом от 10.06.2008  №76-Ф3 был составлен список учреждений подлежащих контролю, всего 61 учреждение. Ежеквартально составлялись графики приема граждан, которые публиковались в средствах массовой информации.
Информация о работе комиссии в 2010 году представлена в таблице:


Наименование показателей
Наименование ведомств


МВД
ФСИН
МО РФ МОбраз ФСБ Всего
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Количество мест принудительного содержания в субъекте Российской Федерации по ведомствам 38
14
1
8

61

из них подвергнуто проверке по вопросам соблюдения прав человека в отчетном периоде 7
4
1
2

14
2
Количество посещений в ходе общественного контроля мест принудительного содержания по ведомствам 7
4
1
2

14
3
Количество подготовленных заключений, предложений, рекомендаций администрации учреждений по результатам осуществления общественного контроля по ведомствам 7
4
1
2

14

в том числе по которым приняты меры администрацией учреждений 5
4
-
2
-
11
4
Количество проведенных бесед в ходе приема по личным вопросам в местах принудительного содержания 23
20

18

61
5
Количество принятых жалоб и заявлений в ходе приема по личным вопросам   
-
2
-
-
-
2

из них подтвердившихся





6
Количество проведенных заседаний ОЕК по итогам проверок соблюдения прав человека 3
6



9

По результатам проверок жалоб и посещения мест принудительного содержания направлялись запросы и вносились предложения в правоохранительные органы и администрации учреждений.
Как известно, общественность серьезно озабочена высоким уровнем распространения коррупции в стране. Особенно печально, когда она проявляется в сфере оказания государственных и муниципальных услуг, когда нарушаются законные права и свободы граждан. Эта социальная язва, к сожалению, не миновала и Тверскую область.

Поэтому Общественная палата сочла необходимым объявить с 20 февраля по 20 июня 2011 г. областную акцию «Гражданский контроль», целью которой является побудить самих граждан нетерпимо относиться к коррупции в любых формах, к фактам взяточничества и мздоимства со стороны должностных лиц.

В период акции гражданам предложено обращаться в Общественную палату с информацией обо всех подобных фактах. Наш замысел очевиден: активность в этом направлении должна быть выгодна самим гражданам.

Часть III. Деятельность Общественной палаты Тверской области в 2010 году

В 2010 году состоялось три пленарных заседания палаты и шесть заседаний Совета палаты, на которых рассмотрены актуальные вопросы развития институтов гражданского общества, социально-экономической ситуации в регионе. По всем рассмотренным вопросам направлялись соответствующие рекомендации и предложения в адрес администрации области, ее структурных подразделений, глав муниципальных образований, правоохранительных органов.

Основными рабочими органами Общественной палаты являются ее комиссии. И в сравнении с 2009 году можно отметить  рост мероприятий, организованных комиссиями, а самое главное – повышение их  эффективности.

Так, комиссией по межрегиональному и международному сотрудничеству (председатель Воробьев В.М.) инициирован  гуманитарный проект «Тверская родословная». В ходе обсуждения в  палате этих вопросов  было решено разработать концепцию проекта «Тверская родословная», а на ее основе одноименную общественно-государственную программу. Сейчас концепция по этому проекту подготовлена и утверждена Советом палаты, направлена на согласование губернатору области, который активно поддержал ее.

Данный гуманитарный проект предполагает объединение усилий государственных и муниципальных властных структур, а также представителей творческой, научной общественности по созданию комплексной базы данных о выдающихся деятелях и знаменитостях тверского происхождения, а также о важнейших событиях, произошедших на тверской земле и сыгравших особую роль в истории Российского государства.

На этой базе предполагается реализовать различные мемориальные, издательские, художественные подпроекты. К формированию и реализации проекта, несомненно, будут привлечены тверские ученые, историки и культурологи, архивисты и краеведы, писатели и журналисты, художники и музыканты, молодые исследователи.

По предложению комиссии по законодательству, взаимодействию с органами правопорядка, судебно-правовой системы и общественному контролю за соблюдением гражданских прав (председатель Туманова Л.В.) на сайте Общественной палаты Тверской создан Центр правовой помощи, на который поступило за 4 месяца более 50 вопросов, а ответы подготовлены высококвалифицированными юристами –  экспертами комиссии.

Данной комиссией совместно с региональным отделением некоммерческой организации Ассоциации юристов России в течение года было подготовлено и проведено четыре заседания круглых столов  по актуальным вопросам соблюдения законодательства государственными органами и выработаны соответствующие рекомендации.

Комиссия по здравоохранению, демографии, экологии и здоровому образу жизни (председатель Давыдов Б.Н.) в отчетном периоде сконцентрировала свое внимание в основном на актуальных проблемах демографической обстановки в регионе, пропаганде здорового образа жизни среди населения, охране окружающей среды. Следует отметить большой вклад комиссии в подготовку и принятие закона Тверской области по ограничению продажи алкогольной продукции.

Заслуживает внимания и поддержки работа комиссии по образованию, науке и культуре (председатель Гусева Н.И.) по обсуждению злободневных проблем, связанных с реформированием системы образования, а также сохранением историко-культурного наследия тверского края. По итогам рассмотрения этих и других проблем от имени Общественной палаты Тверской области, в частности, были направлены предложения в различные федеральные структуры,  Общественную палату РФ.

Значительные усилия были предприняты комиссией по труду и социальной политике (председатель Веренинов С.Л.) по осуществлению общественного контроля за выполнением областных программ комплексной реабилитации инвалидов, мероприятий, направленных на социальную поддержку пожилых людей и малоимущих.

Особо стоит отметить деятельность комиссии по вопросам местного самоуправления и жилищной политики (председатель Ханская М.В.)

В 2010 г. комиссией были проведены расчеты по нормативам теплопотребления жилым фондам в гг. Зубцове, Твери, пос. Селижарово, пос. Никольское и других. Также выполнен расчет по переплате за тепло жителями г. Твери в период трех теплых отопительных периодов 2006 – 07, 2007 – 08, 2008 – 09 гг. Весь этот материал был рассмотрен на всех уровнях и передан в соответствующие инстанции.
Было предъявлено много претензий к некачественному выполнению капитального ремонта жилого фонда.

Так, экспертами комиссии  выявлены факты нарушения федерального законодательства в части капитального ремонта 144-квартирного жилого дома № 37 по ул. Е. Фарафоновой г. Твери.

В результате своевременного вмешательства в процесс формирования смет по ремонту этого жилого дома было предотвращено необоснованное завышение стоимости ремонтных работ на сумму в  2 млн. руб.

Члены палаты и эксперты с целью более широкого информирования жителей о проблемах ЖКХ как в г. Твери, так и в области подготовили ряд публикаций в областной газете «Тверские ведомости»: «Кого кормят завышенные нормативы», «За некомпетентность чиновников расплачивается население», «Бойтесь поспешных реформаторов», «Кто кому должен за тепло», «Почему не во всех тверских домах зимой тепло?»

Общественная  палата  Тверской области в 2010 г. впервые в своей практике использовала право законодательной инициативы. В мае-июне т.г. разработан и внесен в Законодательное собрание Тверской области законопроект Тверской области «О внесении изменений в закон Тверской области «Об Общественной палате Тверской области».

Данная законодательная инициатива позволила предусмотреть расширение перечня направлений экспертной деятельности, определить принципы и формы общественного контроля, установить порядок формирования общественных советов при органах власти.

Сформирована рабочая группа, которая сейчас разрабатывает законопроект Тверской области
«О защите прав пациентов в Тверской области».

При активном участии Общественной палаты Тверской области внесены дополнения в закон Тверской области №31-ЗО от 30 апреля 2002 года «О представителях общественности в квалификационной коллегии судей Тверской области», предусматривающие право Общественной палаты вносить предложения по кандидатурам представителей общественности в квалификационную коллегию судей Тверской  области.

Подготовлены и направлены в администрацию Тверской области предложения о необходимости разработки механизма государственного социального заказа в регионе, имея в виду возможность размещения его у некоммерческих организаций.

 В 2010 году заключены Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии Общественной палаты с администрацией Тверской области, Управлением юстиции Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области, Уполномоченным по правам человека в Тверской области.
Члены палаты приняли участие в организации  общественных слушаний по наиболее актуальным вопросам социально-экономического развития региона, провели 15 круглых столов.

Выпущены 4 номера официального издания Общественной палаты – «Вестник Общественной палаты Тверской области», обновлен и регулярно поддерживается сайт  Общественной палаты. В апреле состоялась  встреча-семинар членов Общественной палаты Тверской области с представителями СМИ на тему «Гражданское общество и СМИ» с участием федерального эксперта Е. Грекова.

Проведен конкурс среди тверских журналистов на лучшее освещение проблем, связанных с развитием институтов гражданского общества.

Была  организована художественная выставка «Восточная палитра Тверского края», которая продемонстрировала удачный пример творческого содружества художников разных национальностей, проживающих на тверской земле, и стремящихся изобразительными средствами на основе общечеловеческих ценностей и национальных традиций обеспечить межэтническое согласие, взаиморасположение и благоприятное духовное самочувствие для всех жителей нашего региона.

В 2010 года Общественная палата выступила соучредителем V регионального конкурса «Доброволец года-2010», направленного на поддержку и развитие добровольчества путем публичного признания его важной роли в формировании гражданского общества. Экспертным советом была рассмотрена 81 заявка из 20 городов и районов Тверской  области, определены победители и лауреаты в семи номинациях.

В декабре 2010 года совместно с Общественной палатой РФ организован семинар-практикум для представителей региональных общественных палат и НКО Центрального федерального округа,  областного общественного актива с участием ведущих российских экспертов в области развития институтов гражданского общества.

С 2009 года внедряется новая форма работы –  Дни Общественной  палаты Тверской области  в муниципальных образованиях.

В мае 2010 г. он состоялся в  Кашинском районе, а в ноябре – в Сандовском. В рамках  этих Дней члены и эксперты Общественной палаты Тверской области встречались с  руководителями  органов местного самоуправления,  представителями муниципальных служб, бизнеса и местных  общественных объединений.

По итогам встреч приняты рекомендации, реализация которых  позволит расширить  практику прямого участия граждан в решении местных проблем, и прежде всего  в управлении жилыми домами,  создании и функционировании органов территориального общественного самоуправления, товариществ собственников жилья, уличкомов, народных дружин и т.д.

В рамках дней Общественной палаты был проведен медицинский осмотр жителей районов выездной бригадой специалистов Тверской государственной медицинской академии, квалифицированную помощь получили более 250 жителей.

Председателем  Общественной палаты Тверской области и в Кашине, и в Сандове проведен личный прием  граждан, в ходе которого были выявлены проблемы межмуниципального и регионального значения. К их решению Общественная палата привлекла областные исполнительные органы власти, правоохранительные органы.

В целом проведение дней Общественной палаты Тверской области способствовало преодолению информационного  голода, наблюдающегося на муниципальном уровне. Выявлены проблемы,  решение которых не по силам местной власти. В первую очередь это дефицит кадров в муниципальных учреждениях образования и здравоохранения. Есть школы, где вообще отсутствуют преподаватели ряда предметов, в том числе  иностранного языка.

Поэтому возникает необходимость выработки более эффективных мер по закреплению кадров в городах и районах области, и прежде всего в бюджетной сфере, пересмотру тех льготных условий, которые создаются для них (жилье с правом приватизации через три года, «подъемные», приобретение мебели и т.п., льготы по оплате услуг ЖКХ, надбавка к зарплате).

В 2011 г. практика проведения дней палаты будет дополнена юридическими консультациями, которые проведут члены и эксперты комиссии по законодательству, взаимодействию с органами правопорядка, судебно-правовой системы и общественному контролю за соблюдением гражданских прав. А сами дни палаты станут тематическими, что позволит вести   более  предметный диалог.
В 2010 году в Общественную палату Тверской области поступило  154 обращения, из которых 112 жалоб. По сравнению с 2009 годом количество обращений в Общественную палату увеличилось почти вдвое (2009 г. – 80 обращений) (см. рис. 2).

Так, в палату обратились жители западной части города Кашина (более 60 человек) с просьбой организовать переход в центральную часть города через заставленные порожними вагонами железнодорожные пути.

В настоящее время пути для перехода освобождены. Жителям также сообщено, что по ходатайству Общественной палаты Тверской области руководство ОАО «РЖД» в рамках инвестиционной программы Октябрьской железной дороги на 2011 год приняло решение о строительстве дополнительного наземного пешеходного перехода на станции Кашин.

Родители детей, обучающихся в средней школе  №4 г. Ржева, направили в Общественную палату письмо с жалобой на власти города, которые намеревались закрыть старейшую городскую школу, имеющую замечательные учебно-воспитательные традиции, не считаясь с мнением педагогического коллектива, учащихся и их родителей. В дело вмешалась комиссия Общественной палаты по науке, образованию и культуре, общественность города, которые сумели доказать руководству муниципального образования нецелесообразность такого решения.

В Общественную палату обратилась пенсионерка Шилова А.И., проживающая в г. Твери по ул. Громова, которая много лет безрезультатно пыталась добиться ремонта однокомнатной квартиры, которая  пришла в запущенное состояние по причине многократных ликвидаций аварийных ситуаций в этой квартире. Только после вмешательства Общественной палаты Тверской области в квартире Шиловой А.И. в декабре 2010 г. был проведен косметический ремонт.

В Общественную палату поступило обращение  дочери офицера, погибшего в годы Великой Отечественной войны, воспитанницы детского дома, Бушмариной  Л.М., проживающей в г. Твери по адресу ул. Ротмистрова, с просьбой помочь ей решить вопрос улучшения жилищных условий.

В 1986 году ее временно заселили в приспособленное для жилья помещение, в котором отсутствовали элементарные коммунально-бытовые условия.

В результате активного ходатайства Общественной палаты вопрос удалось решить положительно: решением главы администрации города Бушмариной Л.М. предоставлена отдельная однокомнатная квартира улучшенной планировки в новом доме.

Следует отметить, что граждане нашего региона не остаются равнодушными и  обращаются в палату по различным вопросам охраны окружающей среды,  благоустройства территорий, развития дорожно-транспортной сети и т.д.

Так, в июне 2010 года в Общественную палату Тверской области обратилась инициативная группа жителей города Твери, которая возмущалась жестоким обращением с бездомными животными  и просила,  наконец, решить вопрос по строительству приюта для таких животных. Члены Общественной палаты  встретились с главой администрации города Толоко В.Б. по данной проблеме и приняли к сведению его заверения в том, что проектные работы по строительству приюта в районе Перемерок завершены, выделение бюджетных средств и строительство приюта начнется в 2011 году. Данный вопрос будет находиться на контроле до окончательного решения в палатах города и области.

Заключение

Без активного участия институтов гражданского общества невозможно достичь поставленных стратегических целей в социально-экономическом и общественно-политическом развитии нашего государства, добиться принципиального улучшения качества жизни населения.

Эффективное взаимодействие органов власти и некоммерческого сектора  выступает сегодня в качестве ключевого момента в социально-политической жизни в регионе, основой устойчивого развития системы государственно-политического управления, решения важнейших вопросов развития социума, формирования пирамиды общественной власти и структуры общественных отношений.

2011 год – последний год работы Общественной палаты Тверской области первого состава.

Актуальной задачей данного периода является активное включение институтов гражданского общества в процессы модернизации экономики и других сфер жизни. Здесь намечаются два основных направления работы:

– вовлечение широких кругов общественности, и прежде всего молодежи, в разработку и осуществление мероприятий, связанных с областной «Стратегией-2020»;
– развитие института общественной экспертизы, позволяющей органам власти наиболее эффективно учитывать голос гражданского общества при выработке решений в социально-экономической сфере.

Нам предстоит значительно усилить работу по укреплению институтов гражданского общества в регионе, и прежде всего:

  • принять областной закон «О поддержке социально ориентированных НКО»;
  • разработать и утвердить областную программу экономической, финансовой и информационной поддержки социально ориентированных НКО;
  • наполнить реальным содержанием деятельность общественных советов при муниципальных образованиях городов и районов и при областных органах власти;
  • сформировать единый гражданский фронт противодействия коррупции и чиновничьему произволу.

Всего этого мы сможем достичь, опираясь на широкую поддержку социально активной части нашего общества, в сотрудничестве с властью всех уровней, бизнес-сообществом  и тверскими СМИ.

Автор: Общественная палата Тверской области
643

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Верхневолжье показало участникам инвестиционного форума «Сочи-2017», куда бизнес должен вкладывать деньги
Что объединяет производство по выпуску сыров, предприятие по переработке масличных культур и создание авиационных теплообменников? Все эти проекты реализуются или будут реализованы в Тверской области.
27.02.201721:44
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию