06 Декабря 2016
$63.92
67.77
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экономика01.04.2011

Управленцы по нормативу

История тверских финансов в лицах и цифрах.

«ТЖ» продолжает серию публикаций, посвященную 235-летию тверской финансовой системы. Она, как зеркало, отражала все изменения в жизни губернии и государства. И какие-то из этих отражений нам сейчас кажутся весьма необычными, даже если они имели место быть не столетия назад, а всего лишь лет 50. Рассказывает Валентина Ивановна Менячихина:

– Я приехала в Калининскую область в 1961 году и поступила в Осташковский финансовый техникум. После окончания около 40 лет проработала в финорганах. В 71-м году была переведена в областной аппарат, где в разное время работала в разных отделах: бюджетном, штатном, кадровом. Отдельно хотелось бы рассказать о штатном отделе, потому что такого уж сейчас нет. Теперь он просто не нужен. А занимался отдел контролем численности аппарата управления по всем (по всем!) предприятиям, которые находились в нашей области, и союзного значения, и местного, кроме парторганов, Минобороны, профсоюзных органов и частично МВД.

– То есть управленческие штаты на каждом-каждом предприятии были строго лимитированы? И дополнительных начальников и их замов, столь многочисленных в сегодняшних организациях, быть не могло? 
– Да, были строгие лимиты, нормативы, и предприятия должны были жить именно по ним. Представьте: нормативные документы – большущие папки, в отдельных министерствах составляющие два тома. Каждое предприятие должно было пройти до 1 мая регистрацию штатов. Для этого должны    были представить лимит численности, штатное расписание и расходы на аппарат управления. Финорганы, то есть мы, все проверяли, выдавали регистрационную карточку Минфина, по которой предприятия могли получить зарплату и расходы на аппарат управления.

– Думаю, руководство предприятий не было в восторге от такого контроля.
– Да, и некоторые директора, особенно крупных предприятий, бывало, старались увеличить штаты. Пытались держать сверх нормы машинисток и секретарей, водителей легковых автомобилей, нормировщиков в цехах. Кстати, легковые автомобили тоже были строго регламентированы. И нужно было во время проверок отсортировать их от спецмашин.

– Проверки, судя по всему, проходили в наэлектризованной атмосфере?
– Самое тяжелое – проверки на крупном предприятии. Нужно перепроверить все должностные оклады, кто где работает. Счетная техника, которой пользовались, – счеты, арифмометры. Раньше деньги были дорогие, и для наших смет хватало рядов на счетах.
По результатам проверки составлялся акт, который нужно согласовать с руководством предприятия. И если в нем указывалась превышенная численность, что влияло на увеличение расходов на аппарат управления, сами понимаете, согласование было весьма сложным. Приходилось обращаться за помощью к руководителям финорганов. По большим нарушениям материалы отправлялись в соответствующие министерства, в парторганы и органы народного контроля. Директора получали выговоры, штрафы.

– Сколько же человек было в штатном отделе?
– Девять. Начальник Зинаида Васильевна Головкина, ее заместитель Лидия Георгиевна Сиземина – грамотные, всегда готовые оказать помощь, которая особенно нужна при согласовании актов. И молодежь под стать руководителям – умницы, быстро освоились, тщательно готовились к проверкам, подходили к ним принципиально. В связи с реорганизацией финансовой системы все впоследствии разошлись в разные структуры – Минфин, налоговую инспекцию. Но закалка штатного отдела везде помогла найти свое место и профессионально справляться с обязанностями.

– А вы из штатного куда попали?
– В 1986 году я стала начальником отдела кадров.

– Кадры решают все – совершенно справедливый лозунг, пришедший к нам из советского времени. А сама работа в этом направлении сильно изменилась?
– Конечно. Тогда было мало специалистов с высшим образованием – в области 20%, в районах – по 1 – 2 человека. Перед кадрами ставили задачу – чтобы молодежь поступала в вузы. До 1970 года в Калинине был филиал заочного  Всесоюзного финансового экономического института. Когда его закрыли,  решать эту задачу стало сложнее.

Важным направлением было участие в соцсоревнованиях – и персональное, и по отделам. Минфин подводил итоги. И нужно отметить, что Тверская область часто занимала первые места, а значит, работники получали премию. Зарплата была небольшая, и по 10 – 15 рублей премиальных – это было ощутимо.

Было очень развито наставничество. К молодому специалисту, как только он появлялся в коллективе, сразу прикрепляли опытного работника. Запомнились и наши многочисленные поездки на сельхозработы, мы участвовали в сенокосе, пололи картошку. А потом возвращались – и догоняли упущенное для работы время.

– Что бы вы хотели сказать сегодняшним работникам финансовой системы области?
– У финансистов работы мало не бывает. В чем-то она стала другая, но столь же трудная и ответственная. Желаю всем хорошего здоровья, благополучия вам и вашим семьям и успехов в работе, от которой зависит и благополучие всего региона.

Автор: Татьяна ИВАНЧЕНКО
7

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию