24 Апреля 2017
$56.23
60.32
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 31.03.2011

Все через прилавок

Фотограф: Ольга Моисеева

Чтобы приобрести товар, надо быть коммуникабельным человеком с хорошим зрением. Впечатления корреспондента Марины Шандаровой, прогулявшейся по тверским магазинам.

Зигзаг торговли

Торговать без прилавков умели и до победного шествия супермаркетов по миру. Магазины, в которых товары и покупателей не разделяли прилавки, в Калинине массово появились в новых жилых районах – «Южном», «Юности», «Чайке». Новая архитектура требовала современной организации быта населения в виде магазинов самообслуживания. Это было удобно – человек заходил в торговый зал, брал нужный товар, расплачивался за него на кассе и уходил, ни разу не вступив в контакт с продавцом.

Но первые магазины самообслуживания в Калинине появились гораздо раньше. Газета «Калининская правда» сообщала о первой такой торговой точке еще в 1956 году. Это был магазин на улице Советской. В заметке он назван «магазином без продавцов». Это не совсем верно, поскольку продавцы в нем все же были, они нарезали масло, сыр и колбасу, если эти продукты появлялись в продаже. В Москве и Ленинграде подобные магазины на тот момент уже были известны. А в областном центре второй такой магазин без продавцов в 1956 году планировали открыть на проспекте Калинина.

Коренные жители Калинина-Твери должны помнить, что в 1970-е годы покупателей допускали к хлебным прилавкам, разрешая самостоятельно брать хлеб, а уж потом оплачивать его стоимость. В торговом зале имелась даже специальная двузубая вилка, которой можно было ткнуть в буханку или батон и определить степень мягкости или черствости хлебной продукции. Но эти завоевания советской торговли быстро сдались под натиском рыночных реформ, когда товары сначала исчезли из торговли, а затем взлетели в цене. Выкладывать что-либо в открытую продажу стало для магазина опасным делом. Прошло несколько лет, прежде чем магазины снова стали убирать прилавки и выкладывать товары перед своими покупателями. Считается, что это выгодно прежде всего магазину: человек приходит за хлебом и молоком, а уходит с сумкой, набитой предметами, которые он и не помышлял брать, но увидел и не смог устоять.

Однако и в наши времена торжества свободной выкладки товара нет-нет да и вылезут рудименты прошлого: продавец может не дать покупателю в руки какой-либо дорогостоящий товар, например, банку икры или кусок семги, а лично отнести на кассу, где его выдадут лишь после оплаты.

Марина ШАНДАРОВА

И с ценой, и с качеством у наших соседей все достаточно неплохо. Чисто льняные, льняные с хлопком полотенца, скатерти, салфетки, простыни, наволочки, комплекты постельного белья, ткани выглядят добротными, цены кажутся вполне разумными, а все в совокупности вызывает желание распахнуть кошелек. Неудивительно, что в этот небольшой магазинчик, расположенный вовсе не в торговом сердце Твери, специально приезжают покупатели, и, думается, на выходе они не выглядят разочарованными.

Торговля столовыми и постельными товарами здесь могла бы идти куда бойчее, если бы не устаревшая система организации продажи. Основная масса товаров продается через прилавок. «Ну и что? – скажете вы. – Что тут ужасного? В Советском Союзе почти все продавалось через прилавок». Ужасного в общем-то ничего,

торговля через прилавок имеет право на жизнь, но при условии, что по ту сторону прилавка есть постоянная готовность к работе с покупателем: желание показывать товар, рассказывать о его потребительских свойствах, сравнивать с аналогичными товарами.

В ином случае гораздо эффективнее разложить и развесить продаваемое по салону, чтобы покупатели могли свободно оценить твои полотенца и скатерти и на глаз, и на ощупь, самостоятельно выбирали и подносили к кассе. А уж если ты установил между товаром и покупателем разделительную границу в виде прилавка, то будь добр, не возмущайся, что тебя осаждают покупатели. Ведь они заведомо поставлены в роль просящего: товар недоступен, значит, надо привлечь внимание продавца, попросить его об услуге, как об одолжении.

Торговать через прилавок было хорошо лет тридцать назад, когда выбора никакого не было. Подошел человек, за тридцать секунд обозрел весь ассортимент, выбил в кассе две простыни и четыре наволочки, забрал товар и ушел, довольный покупкой.

А теперь покупатель стоит перед трудным выбором. Тех же простыней по ту сторону прилавка самое меньшее видов десять, разных размеров, расцветок, качества. Человек хочет все тщательно осмотреть, сравнить, поразмыслить. Опять же в спину его никто не толкает, требуя не задерживать очередь. А если покупателю скороговоркой вывалить информацию про пять простыней и десять наволочек, после чего пристально посмотреть в глаза, ожидая немедленного выбора, то от ужаса у него может подскочить давление.

Трудно понять, зачем в этом магазине (как, впрочем, и во многих других торговых точках областного центра) так держатся за свои прилавки. Ведь у продавца может заболеть зуб, голова, случиться насморк или просто пропасть настроение разговаривать с кем-либо. А тут вертись весь день, без устали талдыча одно и то же. На днях я покупала полотенечную ткань. Вроде бы все осмотрела и выбрала подходящую. Но продавец обратила мое внимание еще на одно полотно. Когда его развернули, я ахнула, таким прекрасным мне показался этот белый лен с голубым цветочным орнаментом. Без подсказки продавщицы я его ни за что бы не заметила, так что огромное ей спасибо. А если бы ей было лень в сотый раз показывать ткань, на которую она смотрит изо дня в день?

Возможно, продавцы боятся, что без прилавков мелкий товар будут похищать. Но вроде бы такая проблема уже нашла свое техническое решение в виде штрих-кодов, пищащих при выносе через кассовый центр. Забыла рассказать, что в этом магазине каждый продаваемый товар сначала вносят в реестр покупок, аккуратно переписывая в амбарную книгу, а только потом пробивают через кассу.

Не знаю, как можно что-то купить в таком магазине, не зная русского языка и особенностей местного торгового этикета. Наверное, никак. Покрывала здесь точно предназначены только для русскоговорящих и вдобавок отлично видящих людей. Они здесь почему-то располагаются на высоком шкафу. Кто их там увидит, а тем более прочитает ценник?

Помню, похожий по ассортименту товаров магазин в историческом центре Стокгольма: тоже лен, полотенца, скатерти с национальными орнаментами. Все предельно просто – товар разложен стопками на подставках, крупно написана цена, бери, сколько надо, неси на кассу, плати, получай взамен пакет с товаром. Никакого тебе: «Будь добры, покажите, пожалуйста…» Но загадочная русская душа не приемлет такой простоты торговли. У нас элементарный акт купли-продажи надо обставить множеством условностей, чтобы непременно задействовать душу, а потом удивляться, почему люди стали такими грубыми.

Автор: Ксения КОРЗИНКИНА
40

Возврат к списку

Цвета нашей Победы
Мальчишек друг от друга отличить не так просто. Близнецы-погодки Ваня и Кирилл Петровы одеты в одинаковые куртки. У каждого в руке зажата двухцветная георгиевская ленточка – символ мужества и стойкости советских солдат. «Сейчас, минуту постойте, я вам их прикреплю», – говорит внукам бабушка Мария Петровна, дочь пропавшего без вести красноармейца.
24.04.201722:48
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию