11 Декабря 2016
$63.3
67.21
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 31.03.2011

Стимул против сметы

Фотограф: Архив "ТЖ"

Бояться или радоваться вступлению в силу Федерального закона № 83 о бюджетных учреждениях?

Бояться или радоваться вступлению в силу Федерального закона № 83 о бюджетных учреждениях?

Ветер перемен подул для бюджетных учреждений: с этого года вступил в силу Федеральный закон № 83. Его дуновение почувствуют и те, кто обращается в эти бюджетные учреждения, чтобы получить определенные услуги. То есть перемены затронули всех нас. Появляясь на свет в роддоме, человек, пусть не осознавая, уже включается в эту систему: оформление свидетельства о рождении, посещение поликлиники, поездка в муниципальном транспорте – в общем, куда ни глянь, везде государственные и муниципальные услуги. Эмоции по поводу их уровня испытывают пока родители, но придет и твое время, новый человек. И ты будешь решать: ждать трамвая или быстрее добежать самому, пойти на прием к врачу или лучше народными средствами обойтись, посетить местный театр или махнуть в столицу?

Мы хоть и ждем перемен, как в песне поется, но, когда они наступают, воспринимаем их настороженно. И повод для опасений, к сожалению, у нас есть. Какие же беспокойства внушает новый закон, требующий, чтобы все бюджетные учреждения определились в новом статусе: казенное, бюджетное или автономное? Что, мол, муниципальные и госуслуги станут хуже? А сейчас разве уровень большинства из них нас радует? Или что, сократится количество бесплатных услуг? Этого однозначно не хотелось бы. Так чего ждать от перемен и с каким чувством: со страхом или надеждой на лучшее?

Истина не в слухах, а в законе

Вокруг закона о бюджетных учреждениях вьется масса слухов, страхов, не имеющих отношения к его сути. Вот некоторые домыслы, обращать внимания на которые не стоит, потому что…

Неправда, что…
Новые бюджетные учреждения будут наращивать платные услуги за счет сокращения объема бесплатных услуг.

Потому что…
ФЗ-83 уточняет действующие нормы о том, что платные услуги могут оказываться только сверх, а в рамках госзадания, если это установлено ФЗ (например, билеты в театры, музеи).

Неправда, что…
Новые бюджетные учреждения начнут банкротить в целях завладения их имуществом и земельными участками.

Потому что…
Банкротство нового бюджетного учреждения невозможно.

Неправда, что…
Новые бюджетные учреждения начнут злоупотреблять свободой, распродавая достояние государства.

Потому что…
Имущество является государственной собственностью, сделки с имуществом подконтрольны учредителю и собственнику.

Неправда, что…
Средства бюджета, попав в новые бюджетные учреждения, перестанут контролироваться, их использование не будет прозрачным.

Потому что…
Счета по-прежнему будут открыты в Федеральном казначействе или финансовом органе, и содержание операции становится видным, в том числе и для проверяющих. Кроме того, в открытом доступе в сети Интернет должен быть представлен ряд сведений об учреждениях юридического и финансового характера.

Заместитель губернатора Алексей Каспржак, возглавляющий комиссию по повышению эффективности бюджетных расходов (а 83-й закон, как заявляют, принят и ради этого), объясняет его суть.

Голосуй ногами

Потребителям бояться уж точно не надо. Количество бесплатных услуг не уменьшится. А вот кому стоит напрячься, так это бюджетным работникам. И, заметьте, именно они являются основными противниками нового закона. Что совсем неудивительно: многие из них настолько привыкли получать по смете положенные им средства вне зависимости от того, как и сколько они работают, что переход в конкурентную среду для них большое потрясение. Ведь люди могут «проголосовать ногами» против них: пойти в другое учреждение, оказывающее аналогичные услуги. А значит, и деньги уйдут вслед за клиентами к соседу.

Назрело

Посмотрите, люди уже ничего хорошего не ждут от госучреждений, они стараются обходить их по возможности стороной и лишь при большой необходимости туда идут. Встретят ли их там приветливо и внимательно – не факт. Необходимость совершенствования механизмов оказания государственных (муниципальных) услуг назрела давно – это мягко сказано. Суть проблемы заключалась в том, что у соответствующих учреждений не было стимулов и мотивации к повышению качества своей работы. А их коммерциализация, которой сейчас так пугают население противники ФЗ-83, уже произошла, только в худшем ее варианте: начали процветать «теневые» платные услуги. Рамки Бюджетного кодекса не позволяли реализовать учреждениям все свои возможности по-честному. И при них возникали разные фонды, услуги оказывались через некоммерческие организации, короче – по серой непрозрачной схеме. Теперь все видно: вот субсидия, и эти услуги ты должен оказать обязательно. Если есть что предложить дополнительно – дерзай, имеешь на это право.

Не навреди

В контексте перемен Минфин держит жесткую позицию – не навреди. Любое изменение по 83-му закону не должно ухудшить сегодняшнюю ситуацию, в том числе с точки зрения финансирования. Мифы, что государство кинуло бюджетников, все разрушится и само понятие госуслуг забудется, не имеют под собой никакой основы. Никто изменения в 131-й Федеральный закон не вносил. И полномочия у органов власти как были, так и остались, никто от них не отказывается. Ответственность за оказание услуг лежит на них.

Даже если считать, что на региональном и федеральном уровнях сидят экономные чиновники, которые только и хотят, что сократить бюджетное финансирование социального сектора, им закон не позволит этого сделать. Я, как финансист, понимаю, что любое изменение требует увеличения, а не уменьшения денег. Никто не собирается сокращать бюджетные расходы на предоставление тех или иных услуг. Смета заменит субсидию на услугу, но финансирование останется. Только субсидия пойдет туда, куда люди предпочитают обращаться за этой услугой.

Анализируя ситуацию с бюджетными отраслями, я вижу, что там, где проходила бюджетная реструктуризация, уровень оказания услуг выше, чем там, где ее не было, и готовность к переменам, осознание своих перспектив выше. Например, отрасль образования, о которой я говорю не только из-за большой любви, но по объективным причинам: были введены формульные механизмы, которые защищают позиции отрасли по отношению к распределению денег. Есть количество услуг, норматив – значит должны быть финансы. Кто боится субсидии вместо сметы, тот, как я уже говорил, боится входить в конкурентные отношения с другими учреждениями, предоставляющими такие же услуги.

Закон возможностей

На самом деле 83-й закон не открывает никакой Америки, а носит инструментальный характер. Как заинтересовать бюджетное учреждение совершенствовать свою работу, как заставить чувствовать ответственность за ее результаты? Дать руководителям учреждений стимул (субсидию) и самостоятельность. Логика очень простая: чем ближе точка принятия решения к месту предоставления услуги, тем услуга будет качественнее. Это экономический закон. Логика недоверия и централизации всего и вся приводит к тому, что разумный руководитель на самом деле ничем не управляет и повлиять на качество не может.

83-й закон – закон возможностей. И этими возможностями учреждения и учредители или воспользуются, или нет. Право решать, отнести себя к тому или иному типу (казенному, бюджетному, автономному) – за самим учреждением и учредителем. Хочешь оставить все по-старому, получать госзаказ в жестких рамках, не нести никакой ответственности, не принимать никаких решений? Пожалуйста, вам путь в казенное. Но тогда не надо пенять, что вы не можете заниматься коммерческой деятельностью, и каждая копейка со стороны, оказавшаяся у вас, будет расцениваться как взятка.

Если учреждение хочет развиваться и имеет на этот счет свое видение, хочет самостоятельно использовать свой бюджет, а не по указанию сверху покупать всем одинаковые ластики или меловые доски – тогда ему есть смысл становиться бюджетным или автономным. И тогда можно себе позволить сначала вложиться в ремонт, а потом заняться приобретением техники, а не наоборот, как это часто бывало. Или предоставлять допуслуги, выходящие за рамки бюджетного полномочия субъекта, и за счет этого повышать зарплату сотрудникам, инвестировать развитие материально-технической базы.

Губернатор области задал курс на максимальное использование возможностей 83-го закона. Потому что регионы, успешные в плане оказания качественных гос-услуг, создали автономные учреждения уже год-два назад, когда вышел закон о таковых. У нас процесс идет очень медленно, директора не спешат брать ответственность на себя.

На распутье

Конечно, всем становиться автономными не нужно. Например, учреждения, которым переданы госполномочия, – загсы, регистрационные структуры, логично оставить казенными.

А вот ЦРБ, ведущие внебюджетную деятельность в том или ином объеме, скорее целесообразно сделать бюджетными учреждениями. И тогда у них будет свой счет, на который поступает субсидия за выполнение госзадания. И, что самое важное, этими деньгами может распоряжаться сама больница без согласования с муниципалитетами, депутатами, сама решать, какие лекарства закупать, когда и какой ремонт производить. И не бояться, если на конец года часть денег не израсходовали – это можно сделать в будущем.

Автономия, считаю, на пользу крупным учреждениям сферы культуры. Им есть что предложить на рынке, они уже по факту существуют в конкурентной среде. Руководителям учреждений нужно взвесить все свои возможности, рассчитать – и выбрать свой путь. 

Автор: Татьяна ИВАНЧЕНКО
1

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В День Героев Отечества Игорь Руденя встретился с почетными жителями Верхневолжья
Сегодня, в День Героев Оте­чества, губернатор Игорь Руденя встретился с прославленными жителями нашей области. Сразу 10 выдающихся земляков собрались за одним столом. 
09.12.201622:06
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию