07 Декабря 2016
$63.87
68.69
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура30.03.2011

В Кашине состоялись районные краеведческие чтения учащихся

Местом их проведения вновь стала средняя школа №3. Комментирует это событие директор краеведческого музея Светлана Шляпникова.

Местом их проведения вновь стала средняя школа №3. Комментирует это событие директор краеведческого музея Светлана Шляпникова.

– Светлана Борисовна, первые детские краеведческие чтения в Кашине проходили одиннадцать лет назад. За это время многое изменилось. Если сравнить, в чем отличие тех, самых первых чтений, от сегодняшних?

– Такое сравнение мы делаем каждый год. И главное, на что обращаешь внимание и что, несомненно, радует – растет уровень участников, качественное содержание их докладов и сообщений. Хотя нужно подчеркнуть: высокая планка бы-ла взята с самого начала. И мы ее удерживаем все эти годы – это тоже важный показатель.

Ежегодно заявки на участие в чтениях подаются в большом количестве, так что приходится делать предварительный отбор, причем довольно строгий. На пленарные заседания допускаются только те работы, в которых тема раскрыта наиболее полно и глубоко, чувствуется авторское присутствие.

Ведь можно просто прочитать доклад вслух, а можно так его по-дать, что это произведет сильное впечатление на всю аудиторию. Такие моменты мы обязательно учитываем, и краеведы это знают.

– Но чтения-то как-никак детские! Нужно же иметь снисхождение к возрасту.

– Возраст мы, естественно, учитываем. И в то же время предъявляем определен-ные требования к содержанию и оформлению, к тому, где и каким образом авторы берут материал, умеют ли работать с источниками – и тому подобное.

В конце концов, для ребят это хоро-шая школа. Вырабатывается усидчивость, целеустремленность, умение формулировать свои мысли, выделять главное, сравнивать и анализировать, владеть письменной и устной речью. Наверняка пригодятся им и навыки публичного выступления.
Я уже не говорю о том, что обращение к прошлому родного края сильнейшим образом воздействует на детские души и сердца. Ребята приходят к нам в музей, в архив, изучают документы, встречаются со старожилами, записывают воспоми-нания своих родных, соседей, ведут переписку с интересными людьми, ходят в походы. То есть у них расширяются представления об отечественной истории, о человеческой жизни, о судьбах родного края в разные эпохи.
Краведение – это гораздо больше, чем наука. Если человек им увлечется, считайте, что это навсегда: он на все привыкнет смотреть под особым углом зрения, любить свою малую родину чистой и искренней любовью. Не сочтите за громкие слова, но вот так, исподволь, и воспитывается подлинный, не показной патриотизм. Ребята на этом взрослеют, закаляются нравственно, впитывают культуру своего народа, к ним уже никакая грубость или пошлость, мещанство не пристанут.

О том, что краеведением они занимаются не поверхностно, а по-настоящему, всерьез, говорит то обстоятельство, что целый ряд докладов, прозвучавших на чтениях – это добротные, вполне законченные рефераты, даже уже не школьного уровня. Говорю так отнюдь не из желания польстить выступающим и их руководителям, но факт остается фактом.

– Будьте добры, пожалуйста, подробнее об этом.

– Представленные работы были разделены на две группы, и чтения проводились по секциям: «История в лицах» и «Экология. История Кашинского края». Выступления в каждой секции оценивали жюри, в состав которых вошли сотрудники нашего музея, представители отдела образования и члены районного краеведческого общества.

Возрастной диапазон участников чтений достаточно широк. Самая юная докладчица, Ксения Федорова, учится в четвертом класса школы №3. Самые старшие – это студентки Луиза Алиева и Диана Сивущина из медицинского училища и Наталья Камедина из аграрного техникума. А между ними – городские и сельские школьники с 5-го класса по 11-й.

Примечательно, что юные краеведы растут, если так можно выразиться, вместе с нашими чтениями. Многие из тех, кто участвовал в первых встречах, теперь учатся в вузах, а то уже и работают.

Да и из более молодого поколения есть свои постоянные участники. Например, Екатерина Белякова с сообщением по истории родного края впервые выступила, когда ей от силы было лет десять-одиннадцать, а сейчас она учится в медицинском училище и по-прежнему занимается краеведе-нием. Вдвоем с братом Александром, се-миклассником Савцынской школы, Катя подготовила интересную, основанную на местном материале работу «История русских валенок». Руководителем, кстати сказать, выступила их мама, учитель Савцынской школы Надежда Петровна Белякова.
Уже упомянутая мною Ксения Федоро-ва целый год вела наблюдения за растениями, посаженными в домашнем цветнике, и о том, что увидела и узнала, рассказала очень эмоционально и живо, сопроводив все красочными слайдами.

Серьезную работу, готовясь к чтениям, проделали пятиклассники школы №3 Илья Игнатенков, Саша Тихомиров и Софья Розикова (сообщение «Немного о меде»), шестиклассник школы №1 Егор Бородин (он рассказал о судьбе Сергея Лисицына, погибшего в Афганистане), десятиклассник этой же школы Анатолий Шуколюков (тема его выступления – «Учителя-фронтовики первой школы), ученица 10 класса школы имени Калинина Мария Менькова (ее сообщение было приурочено к 75-летию этого учебного заведения).

Оригинально постарались подать материал ученицы школы №5 Марина Тихонова и Маргарита Молчанова. Марина провела исследование «Святые символы в градостроительной системе Кашина», а Маргариту заинтересовала история кашинских мостов.

Алексей Тяпкин учится в пятом классе Пестриковской школы, а Мария Зайцева – в девятом классе Булатовской школы. Их выступления перекликаются между собой – оба повествуют об истории колхозного движения. Только если колхоз «Красная звезда», несмотря на все трудности, живет и развивается, то «Новый путь» постигла куда более горькая судьба. Что ж, из песни, как говорится, слова не выкинешь... Хорошо, по крайней мере, то, что краеведы из Пестриковской школы стараются сберечь память о былой славе своего хозяйства.

Обширный документальный материал обработали десятиклассники первой школы Антон Дорохов и Ирина Анищенко (доклад «Кашинская школа №1 в условиях культурной революции: 20-е – 30-е годы). Ученик 11-го класса этой же школы Артем Кудрявцев, рассказывая об истории пионерской организации, сумел передать атмосферу того времени так, что у старшего поколения даже всколыхнулась ностальгия по годам детства.

Веяние эпохи чувствовалось и в докладах десятиклассницы школы №3 Поли-ны Чашкиной «В городском саду играет духовой оркестр» и восьмиклассницы этой же школы Татьяны Ворониной «О «живых» часах и белом воротничке».

Участники чтений уверенно пользу-ются компьютерными технологиями, делают видеопрезентации своих работ. Тем самым достигается так называемый эффект присутствия, у слушателей создается определенный настрой. Именно так произошло, когда ученицы 11-го класса школы №3 Оксана Боровкова и Елизавета Культякова докладывали о результатах летней краеведческой практики («Храмы Тверского края: закономерности и парадоксы»).

Основательно подготовилась к чтениям и восьмиклассница школы имени Калинина Ангелина Зарипова: ее работа «Ярмарки в Кашинском уезде во второй половине XVIII века», с одной стороны, как бы переносит нас во времена почти трехсотлетней давности, а с другой – позволяет сопоставить, что было и что стало. И все это – наглядно, документально, зрелищно.
Добротна и работа восьмиклассницы школы №3 Ксении Жуковой «Ксения и Анна – два типа русских женщин». По сути дела, это целое исследование, рассчитанное на подготовленную аудиторию.
Впрочем, то же самое, повторюсь, можно сказать о большинстве прозвучавших докладов и сообщений.

– В таком случае неплохо было бы их издать.

– Нам бы тоже этого хотелось. Школьники и студенты вместе со своими руководителями проделали колоссальный труд. Сам перечень тем говорит о том, что это могло бы привлечь внимание широкой публики. Тем более что знать о прошлом родного края хотят многие.

В свое время мы издавали сборники с материалами ученических краеведчес-ких чтений. Но это требует материальных затрат, и немалых.

– Можно опубликовать наиболее интересные и содержательные работы на страницах нашей газеты.

– Охотно принимаем это предложение. У нас есть еще одна задумка – по итогам прошедших чтений провести краеведческую конференцию, но уже в более солидном масштабе, на уровне района. Пригласить краеведов, преподавателей, библиотекарей, ученых из Твери, Мос-квы, других городов. Отметить ребят и их наставников, предоставить слово авторам лучших работ.
Наши чтения были посвящены памяти Виталия Николаевича Кошелевского, который при жизни столько сделал для возрождения и пропаганды краеведения в Кашинском крае. И конференцию, подготовкой которой мы сейчас занимаем-ся, тоже намерены посвятить ему. Виталий Николаевич – настоящий русский интеллигент. Такие люди достойны то-го, чтобы о них знали и помнили.

– Что ж, остается только пожелать, чтобы ваши планы и замыслы осуществились.

– Мы на это надеемся. Районная власть и городское руководство обещают поддержку. Не будем предвосхищать события, но ведь такие мероприятия работа-ют прежде всего на престиж Кашина и Кашинского района.

Хочется привлечь к конференции внимание общественности, чтобы пришло как можно больше народу. Подростков и молодежь это подтолкнет заняться изучением истории, ходить в походы, разгадывать тайны прошлого. А взрослым поможет лучше понять молодежь, увидеть, что у нас много ребят с серьезными взгля-дами и запросами.

– Таких взгляды и запросы формируются не сами по себе.

– Да, большая заслуга принадлежит педагогам и наставникам, которые занимаются с юными краеведами. Собственно, на их энтузиазме и подвижничестве все и строится. С удовольствием назову их: это Татьяна Михайловна Голубева, Елена Анатольевна Рожкова, Марина Павловна Урядченко из школы №3, Людмила Николаевна Ахокас, Василий Николаевич Кудрявцев, Алевтина Юрьевна Чистова, Вячеслав Леонидович Пономарев из школы №1, Тамара Евгеньевна Земцова из школы №5, Кира Викторовна Семенова и Виктор Хрисанфович Бардашов из школы имени Калинина, Наталья Сергеевна Галузина из Пестриковской школы, Надежда Петровна Белякова из Савцынской школы, Александр Сергеевич Голубев из Булатовской школы и руководитель музея этой школы Анна Михайловна Суслова, Елена Борисовна Бабичева из аграрного техникума, Людмила Анатольевна Крупенина из медицинского училища.

Всем им мы выражаем искреннюю благодарность и признательность. Кашин – один из немногих городов в регионе, где ежегодно проводятся ученические краеведческие чтения. Завершились одинна-дцатые по счету, и мы останавливаться не намерены, тем более что жизнь уже внесла массу нового, побуждает выходить на качественно иной уровень.
И нам это по силам.
Автор: Елена МОРОЗОВА, «Кашинская газета»
45

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери прошел городской молодежный марш-бросок «Москва за нами!»
Несмотря на снег и холодный пронизывающий ветер, они пришли сюда, чтобы отдать дань памяти тем, кто ровно 75 лет назад остановил фашистских оккупантов на подступах к столице нашей Родины и перешел в контрнаступление, изменившее ход Великой Отечественной войны.
07.12.201620:02
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию