30 Апреля 2017
$56.98
62.04
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура16.03.2011

Александре Токаревой исполнилось 85 лет

Фотограф: Нина АЗАРИНА

К своему юбилею вышневолоцкая художница в качестве подарка подготовила персональную выставку.

С годами Александре Феликсовне стала относиться к своему искусству не как к профессии, а как к состоянию души. В живописи она хранит верность реалистической школе, называет себя прагматиком и неисправимым оптимистом, что не мешает ей наполнять романтикой все, что ее окружает. Она по-прежнему много работает, свой талант считает даром Божьим и пожизненным крестом, нести который тяжко, но радостно.

К своему юбилею Александра Феликсовна приготовила подарок всем вышневолочанам и гостям города - новую персональную выставку, которая открылась в Вышневолоцком краеведческом музее четвертого марта.

Под знаком бесконечности

Отмечая 80-летие, художница сказала, что дальше ей предстоит жить под знаком бесконечности, а всю свою предыдущую жизнь она рассматривает как цепь случайностей и закономерностей. Впрочем, войны и революции ХХ столетия так перемешали народы и сословия, что случайности стали почти закономерными. Взять хотя бы предков Александры Феликсовны. По отцовской линии они вышли из Шварцвальда на юге Германии, близ границы с Францией, и отправились вместе с группой крестьян искать края, где много плодородной земли. Приехали в Россию и в Санкт-Петербурге предстали пред ясны очи самой императрицы. Екатерина II повелела распределить их по стране так, чтобы они принесли крестьянам европейскую культуру земледелия. Но переселенцы стали селиться обособленно, колониями, чтобы сохранить язык, культуру и традиции предков. Пращур Александры Феликсовны выбрал для жительства плодородные донские степи недалеко от Азова. Там трудолюбивые немцы быстро обустроились и разбогатели. Ее прадед построил для семьи большой каменный дом, он сохранился и сейчас, в нем располагается средняя школа. А дед решил отправить учиться в Москву одного из сыновей. Выбор пал на отца Александры, Феликс Драйлинг окончил Тимирязевскую академию и стал агрономом. С начинающим скульптором и будущей матерью художницы Александрой Лизуновой он познакомился на ВДНХ, возле ее первого творения - скульптуры быка-производителя в натуральную величину.

Дед и бабка по материнской линии родились крепостными в "медвежьем углу" Белоруссии. От бедности семья продала деда Александры Феликсовны, когда ему было восемь лет, нищему слепцу в поводыри. Он подрос, откупился от нищего, вернулся в родную деревню и женился на односельчанке. С домашними был суров, почти деспотичен, но трудолюбив до самозабвения, что и помогло ему выбраться из бедности. Дед самостоятельно выучился грамоте, чтобы читать церковные книги, был очень религиозным. Постепенно семья встала на ноги, купила кусок земли под Мариуполем и выстроила три дома. Несмотря на свое крепостное происхождение, родители матери дали образование всем троим детям. Мать Александры Феликсовны после окончания гимназии несколько лет преподавала в церковно-приходской школе, а потом поступила в Петербургское художественно-промышленное училище барона Штиглица, где учили скульптуре, архитектуре, графике и еще много чему.

После свадьбы родители уехали жить на хутор Степной к Драйлингам. Хозяйство деда было большим и изобильным - много земли и скота. Сыновья со снохами жили в родительском доме. По утрам дед устраивал побудку. Сначала женщинам, которые с раннего утра принимались за работу по дому, обязанности между ними были строго распределены. Александра Феликсовна вспоминает, как тетя Беата месит хлеб да и заснет, бухнется лицом в тесто, проснется - и дальше месит. С началом коллективизации родовое гнездо распалось. В это смутное время к ним на хутор приезжали вербовщики из Канады, отец еще колебался, не принять ли предложение, но мать безоговорочно отказалась покидать Родину. И семья начала странствовать по Северному Кавказу. К счастью, старики до этого не дожили. Осели Драйлинги в Ростове-на-Дону. Отец некоторое время работал у всемирно известного генетика Николая Вавилова, занимался выведением новых сортов пшеницы и осеверением кукурузы. Времена были тяжелые и страшные, в их доме постоянно жили какие-то родственники, подвергшиеся гонениям и спасающиеся от преследования. Но детям, в семье было три дочери, жилось легко и счастливо. Их окружили теплом и любовью, наряжали, устраивали детские праздники. Александра - Алечка, как звали ее в семье, была младшей, понятно, что ее баловали больше других, особенно отец.

Детство Али закончилось в одну из ночей 1933 года, когда арестовали отца. Теперь-то она понимает, что генетик просто не мог не оказаться в сталинских застенках. Мать сумела выхлопотать с ним свидание и привезла дочерей на строительство водной артерии Москва-Волга, где возил тачки ученый-агроном, приближая светлое будущее страны. Тогда восьмилетняя Александра видела отца в последний раз. В 1937-м он был лишен права переписки, что означало смерть в лагере или расстрел.

Семья "врага народа" голодала: матери никак не удавалось найти работу. Спасение пришло от ее родителей. Они продали часть недвижимости, а потом нашелся еврей Ревис, который стал доставать для матери заказы на скульптуры вождей мирового пролетариата. Только спустя годы Александра поняла, какой это был подвиг со стороны матери, ведь художник должен любить то, что изображает.

Когда девочка окончила семилетку, на семейном совете было решено отдать ее в художественное училище. Годы учебы пришлись на войну. После Великой Отечественной в училище стали возвращаться фронтовики, среди которых особенно выделялись Арсен Чернышев и Владимир Токарев - высокий, стройный, прошедший сражения, плен, госпроверку и… необычайно одаренный. Сначала он не замечал второкурсницу Альку Драйлинг, а потом случилась любовь, и они прожили в супружестве сорок лет и один год.

Поженились в 1948-м, и в том же году оба с отличием окончили Ростовское художественное училище. Владимир Федорович сразу поступил в институт имени Репина в Ленинграде. Через два года, когда немного подросла их единственная дочь Наташа, Александра тоже приехала поступать в "Репинку", но у нее даже документы не приняли: дочь "врага народа". Как только умер Сталин, она немедленно осуществила свою мечту - поступила в этот институт и, что самое парадоксальное, как отличница получала сталинскую стипендию.

Летом во время каникул студенты могли жить и работать на полном пансионе на "Академической даче" художников недалеко от Вышнего Волочка, а Владимир Токарев несколько лет был художественным руководителем творческих потоков. Аля продолжала учебу, а муж забрал дочь от бабушки из Ростова на "Академичку". Она и учиться начала в местной школе. Когда Александра окончила институт, семья наконец воссоединилась, вот только жить было негде. Их приютил директор "Академической дачи" Петр Николаевич Козельский. Владимир оказался хорошим педагогом - умным, талантливым, терпеливым, но при этом бескомпромиссным в искусстве и удивительно дельным человеком. Он писал замечательные этюды и портреты, и, конечно, из-под его кисти вышло много портретов жены и дочери.

А вот признания как состоявшийся художник Александра Феликсовна дождалась от мужа нескоро, на самом закате его жизни.

- В нашем цеху заслужить похвалу от собратьев по искусству, особенно женщине, - дело почти невозможное, - с мудрой улыбкой говорит она. - Долгие годы мои картины мужа только раздражали, что бы ни написала, отзыв был один: "Все всмятку!" Она даже мастерскую устроила себе на втором этаже дома, отдельную от мужниной. Когда Владимир Федорович был уже безнадежно болен, она от него не отходила, поставила холст недалеко от его постели и урывками писала белые пионы. Заметив, что муж разглядывает полотно, спросила, не убрать ли, и он впервые попросил оставить. А чуть позже, думая, что жена не слышит, сказал дочери: "Наша мама - один из лучших художников современности". Это была самая большая похвала в ее жизни.

Владимир Федорович умер в августе 1988 года. Он долго и тяжело болел, и за четыре месяца до его кончины Александра Феликсовна начала писать портрет мужа. Это большое полотно, выполненное в традициях старых мастеров, - целая веха в творчестве художницы, картина написана сердцем любящей женщины и рукой зрелого мастера. Она называется "Догорает камин".

Владимир Федорович не любил позировать, да и сидеть ему было трудно, поэтому Александра Феликсовна наполовину по памяти сделала классический рисунок. А когда усадила мужа у камина и, приспособив огромный холст сбоку между дверями гостиной, взяла в руки кисть, оказалось, что работать невозможно - очень жарко. Тогда она поместила в холодный камин мощную электрическую лампочку, прикрыла ее оранжевой тканью и добилась нужного освещения. Однако при жизни мужа написать успела немного.

- Чтобы организовать сюжет, надо вести весь холст сразу, - объясняет художница, - вот и носишься по нему, как оголтелая. Там мазок - тут мазок. Пропишешь одну деталь более или менее подробно, берешься за следующую в другом конце холста. Когда мужа не стало, картина была незаконченной.
Александра Феликсовна дописала ее к годовщине смерти Владимира Федоровича. В их дом в Кишарине съехались друзья-художники, она поставила портрет на его кровать, которая тогда все еще стояла в переднем углу гостиной. Эта комната по совместительству еще и мастерская. И тогда кто-то из гостей потрясенно воскликнул: "А знаете, Аля, он уже не с нами!" Действительно, на холсте красивое, одухотворенное лицо художника, но взгляд его обращен в вечность.

Позже ей поступило предложение дорого продать картину, но с условием, что ее сразу снимут с экспозиции, на что она отрезала: "Не продается!" И позже в Германии, где проходили выставки ее работ, она дважды отказалась продать этот портрет, вернула его на родину. А потом уступила его меценату Борису Кузнецову, который тут же подарил его только что открывшемуся после реставрации Вышневолоцкому краеведческому музею. Эта картина Токаревой вместе с ее полотном "Семья" стала центром и украшением богатой коллекции живописи музея. Расставаться с этими работами художнице было жаль, но лучшего места жительства, чем музей, для картин не придумать, говорит она. На вырученные деньги она рассчиталась с долгами за издание книги "Качели судьбы", которую написала о своем муже, его творчестве.

Впрочем, были в ее жизни времена и потруднее. После похорон Владимира Федоровича обнаружила, что они с дочерью остались в России одни. Вся многочисленная родня перебралась в Германию. Стали и ее уговаривать переехать. Она поехала, но только в гости, и вернулась в любимый дом в деревне Кишарино, который построили с мужем. Потому что только на тверской земле, рядом с "Академической дачей", она может жить и работать. Здесь ее творческая родина, а весь лес - мастерская.

Поездка на землю предков не прошла для нее даром. Она познакомилась с интересными людьми, а с некоторыми и подружилась. Сблизилась с четой князей Виттгенштайн, глава которой имеет русские корни по материнской линии, восходящие аж к Рюриковичам. Их замок в княжестве Сайн был разрушен во время второй мировой войны, послевоенное поколение семьи его практически заново отстроило, разбили парк и устроили оранжереи, в которых журчит ручей, летают бабочки, ведется научная и экскурсионная работа. Есть в поместье специальный зал, где устраиваются художественные выставки, Александра Токарева трижды выставляла там свои работы. В последний раз это случилось в год ее 80-летия. А потом еще была успешная выставка в Санкт-Петербурге, встреча в ее доме с белорусскими художниками - гостями "Академической дачи"… Она и сейчас работает, как сама говорит, не покладая кисти.

Автор: Нина АЗАРИНА, «Вышневолоцкая правда»
62

Возврат к списку

Сегодня в Ржеве прошел областной день призывника
В воинской части 40963, где базируется соединение ПВО имени первого в стране трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина, побывали более 300 молодых людей – учащиеся школ, профессиональных училищ и колледжей из разных городов и районов Верхневолжья.
28.04.201719:04
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию