05 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура11.03.2011

Тверские странички жизни гения

К 155-летию со дня рождения Михаила Врубеля.

Почему-то стало недоброй традицией забывать о творчестве знаменитых русских художников на тверской земле. Даже в связи с их большими юбилеями. Можно было бы понять наших искусствоведов, игнорирующих прессу, если бы они писали и издавали научные работы по этой тематике, так ведь и их вовсе нет. Сожалея об этом, мы будем знакомить наших читателей с такими сюжетами на страницах «Тверской Жизни».

Пять лет назад полным молчанием был обойден в Тверской области 150-летний юбилей Михаила Александровича Врубеля. Попросим хотя бы через пять лет у него прощения за нерадивость профессионалов.

Великий художник родился 17 марта 1856 года в Омске в семье кадрового офицера. Предки его имели польское происхождение. В юные годы Михаил повидал почти всю Россию, переезжая вместе с семьей к очередному новому месту службы отца — из Омска в Астрахань, затем в Петербург, а оттуда в Одессу. В течение трех лет жизни в Саратове юный Михаил Врубель занимался у способного художника А.С. Година. Поступив по воле отца на юридический факультет Петербургского университета, Михаил посещал в Академии художеств вечерний класс нашего земляка-краснохолмца академика Павла Чистякова, воспитавшего едва ли не весь цвет отечественной живописи: Василия Поленова, Валентина Серова, Илью Репина, Василия Сурикова, Виктора Васнецова…

Университет он окончил с золотой медалью, а через год поступил вольнослушателем в Академию художеств к тому же Чистякову, которого просто боготворил, усвоив от учителя любовь к рисунку и уважение к классике. Именно Павел Петрович научил его видеть натуру как драгоценную мозаику частиц.

Из соучеников по Академии он более всего и навсегда сблизился с Валентином Серовым, к которому впоследствии приезжал и в Тверскую губернию.

Первой очень значительной работой молодого Врубеля стали стенные росписи и иконы для Кирилловской церкви XII века в Киеве, которая восстанавливалась в 1880-е годы, и реставрация росписи купола собора святой Софии.

В эти же годы Врубель и Серов обрели третьего друга на всю жизнь — художника Константина Коровина, который позднее также оказался тесно связан с тверской землей, много лет работал под Удомлей. Вскоре Михаил Александрович познакомился с промышленником и покровителем искусств Саввой Мамонтовым, поселился в его доме, оформил по просьбе хозяина его особняк, а затем и спектакли его «Русской частной оперы». На гастролях в Санкт-Петербурге Врубель познакомился с певицей Надеждой Забелой, и вскоре они обвенчались.

В имении Абрамцево, принадлежавшем Савве Мамонтову, Михаил Александрович написал лучшие свои работы. Здесь, помимо прочего, он исполнил и 13 иллюстраций к произведениям М.Ю. Лермонтова, большая часть которых относилась к «Демону». Этот образ волновал Врубеля всю жизнь, он видел в Демоне, по его собственным словам, «не носителя зла и коварства, а вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе». Мятущийся дух был стержнем его личности, и этот резонанс дал гениальный живописный результат. Мощь и бессилие титана, выраженные художником в «Демоне сидящем» и «Демоне поверженном», судьба срифмовала с его собственной биографией.

Трагедия произошла на взлете творчества: в 1902 году, откликнувшись на просьбу озабоченных родственников художника, великий психиатр В.М. Бехтерев обследовал его и с горечью признал, что душевное нездоровье Врубеля неизлечимо. Переходя из одной клиники в другую, Михаил Александрович при этом продолжал работать над новыми полотнами. В ноябре 1905 года Врубеля удостоили звания академика, а в конце зимы он полностью ослеп и последние четыре года жизни до самой смерти 14 апреля 1910 года провел в клинике. В речи на похоронах Александр Блок назвал Врубеля «вестником иных миров». Надежда Забела-Врубель пережила мужа всего на три года.
Занимательная фабула и динамика никогда не увлекали Врубеля-художника, и в этом он, несомненно, расходился с традиционной академической школой. Он тяготел в своих работах к сосредоточенности, молчаливой напряженности, невыразимости тайны бытия и его главных проявлений – жизни, любви и ухода из жизни.

Бессмысленно, на мой взгляд, описывать и анализировать творения Врубеля. Подобно гениальной музыке, они звучат для каждого по своему. Неисчерпаемы его ранние картины на античные и средневековые темы, всегда находишь какие-то новые оттенки смыслов, глубинные пласты в почти иллюстративных, казалось бы, былинно-сказочных образах, таких, как «Богатырь», «Микула Селянинович», «Царевна-Лебедь».

За то, что Врубель бывал на тверской земле, жил здесь, любил ее, мы должны быть благодарны Валентину Серову. Михаил Александрович приезжал к своему другу в село Едимоново, что на левом волжском берегу ниже Твери. Село это знаменито тем, что, по преданию, именно здесь князь Ярослав встретил красавицу Ксению, ставшую его женой и родившую ему сына, которого мы почитаем как покровителя Твери святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского.
Бароны Корфы, один из которых был однокурсником А.С. Пушкина, владели селом до 1917 года. Врубель совсем немного не застал знаменитую полотняную фабрику, на которой изготавливали салфетки, скатерти и полотенца. Зато в 1870 году Николай Васильевич Верещагин открыл здесь первую в России школу молочного хозяйства, выпускники которой накормили маслом и сыром всю страну и пол-Европы.

Поблизости, в селе Кузнецове (ныне город Конаково), производился относительно недорогой фарфор для широкого потребителя. Матвей Сидорович Кузнецов купил этот завод в том же 1870 году и вскоре уже успешно конкурировал с европейскими и восточными производителями. Имея мощную производственную базу и мастеров высочайшего класса, завод выпускал майолику, фарфор, фаянс и полуфаянс высшего качества, неизменно получая награды на выставках и заказы от частных лиц.

Матвей Сидорович уделял большое внимание изучению покупательского спроса. Новые рисунки разрабатывались с учетом вкуса конкретных кругов потребителей, учитывалось воздействие цветового решения росписей. Для работы приглашались знаменитые живописцы. Некоторое время на фабрике Кузнецова работал М.А. Врубель, создав эскиз росписи декоративного блюда по мотивам «Садко».

Владимир Дервиз, женившись на Наде Симонович, двоюродной сестре Валентина Серова, попросил своего друга и родственника помочь ему подыскать имение, желая осесть в деревне, подобно толстовскому Левину из «Анны Карениной». Выбор Серова пал на находившееся неподалеку и продававшееся тогда Домотканово, а сам Дервиз просто очаровался и домом, и всей усадьбой, и ландшафтом. Так в Тверской губернии появилось еще одно потрясающее художественное гнездо.
Три молодые пары, общавшиеся там, были неразлучны, но потом, конечно, у каждой из них сложилась своя судьба. Брак Валентина Серова и Ольги Трубниковой был столь же счастлив, как и у Владимира с Надей. Взаимное же увлечение Михаила Врубеля и Маши Симонович осталось на уровне флирта.

Но художественное эхо всех этих любовных историй — очень громкое и яркое: Валентин Серов написал «Портрет В. Дервиза», «Портрет Н. Дервиз с ребенком», «Летом. Портрет О.Серовой», «Пушкина на садовой скамье» с Дервизом в облике поэта и гениальную «Девушку, освещенную солнцем» — Машу Симонович. А для Врубеля и для нас Маша преобразилась в Тамару из его «Демона».

Автор: Иван ТОРОПЕЦКИЙ
31

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию