20 Января 2017
$59.35
63.18
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 09.02.2010

Смотреть, чтобы слышать

В школе для глухих дети по-настоящему учатся жить. Эта школа на первый взгляд не отличается от других: у центрального входа – растут елки, в фойе развешаны детские рисунки, на перемене – шум, беготня, игры. Но отличие все же есть: эти дети не могут позволить себе глазеть рассеянно по сторонам, когда учитель объясняет урок, – они всегда смотрятв лицо.

В школе для глухих дети по-настоящему учатся жить. Эта школа на первый взгляд не отличается от других: у центрального входа – растут елки, в фойе развешаны детские рисунки, на перемене – шум, беготня, игры. Но отличие все же есть: эти дети не могут позволить себе глазеть рассеянно по сторонам, когда учитель объясняет урок, – они всегда смотрят в лицо.
Тверская коррекционная общеобразовательная школа для глухих и слабослышащих детей (1–2 вида) находится в центре города в маленьком уютном доме. В тридцатых годах прошлого века она называлась школой ликвидации безграмотности глухих, впоследствии работала и как вечерняя школа для работающей молодежи.
Сейчас здесь всего 56 учеников, в каждом классе не больше шести человек. Индивидуальный подход ощущается  во всем, в школе царит теплая домашняя атмосфера. Здесь очень хорошо знают каждого ребенка, и естественно, что все праздники, дни рождения проводятся вместе. Очень часты интересные встречи, поездки, посещение выставок.
– Хотелось бы почаще возить детей на экскурсии, – говорит завуч Наталья Уварова, – но на это у школы нет средств. Для учеников 1–7-х классов питание бесплатное, но обедать ходят в школу №16, потому что своей столовой нет. Хорошо бы иметь столовую, а еще спортивный зал, компьютерный класс…
Компьютер как путь в профессию
Компьютерный класс – необходимость. С ним в школе связывают надежды на будущее учеников. Когда решится этот вопрос, в списке профессий выпускников наряду с поваром и сварщиком появится еще одна – программист. В планах руководства школы также подготовка девочек к работе лаборантами. «Наши девочки поступают в техникумы, – рассказывает Наталья Викторовна, – и выглядят там вполне достойно, математику знают получше многих». Один из выпускников – Иван Жуков, учится в училище №12 на резчика по дереву. Его мастер говорит, что он подготовлен лучше, чем иные после художественной школы. Оканчивая девятилетку  (она на два года длиннее, чем в обычной средней школе), ребята идут в техникумы, продолжая обучение в этой же школе на вечернем отделении. Чтобы получить среднее образование, надо учиться не 11, как в обычной школе, а 15 лет.  Потому что те обширные знания, которые слышащий ребенок приобретает естественно и сравнительно легко, глухой добывает путем колоссального напряжения воли и, главное, при условии специального обучения.
Костная проводимость
Мышление человека неразрывно связано с речью. Чтобы научить ребенка мыслить, надо научить его говорить. Именно научить – сама по себе речь у глухого не развивается, а научившись, они говорят с трудом, их речь похожа на иностранный акцент. К счастью, для глухих мир не тотально беззвучен. Гул поезда, реактивного самолета слышат все не ушами, а посредством костной проводимости – локтем, ладонью. Наталья Викторовна предложила мне убедиться в этом на практике. Она включила какой-то аппарат, вложила мне в руку маленькую шайбочку, проговорила несколько слов в микрофон, и ее голос завибрировал в ладони. Здорово! Но как по этому движению в руке различить звуки, как узнать, что произнесено – «а» или «б»? Только благодаря учебе.
Помогает людям, лишенным слуха, и прибор, недавно по­явившийся в школе. Он усиливает звук лучше, чем другие слуховые аппараты, – его действие связано с прямой стимуляцией чувствительных окончаний слуховых нервов. С помощью аппарата можно слышать звуки в отдалении, например из-за двери. В школе в прошлом году при поддержке департамента образования был открыт коррекционный класс для слабослышащих ребят, которым помогает слышать кохлеарный имплантат. Но устанавливать его желательно совсем маленьким детям, если это сделать в старшем возрасте, обучение будет сопряжено с огромным трудом. Пока считывание по губам остается для глухих старым верным способом общения с миром слышащих.
Как научить глухого петь?
Завуч Наталья Уварова  пришла в эту школу 8 лет назад. Интересна и показательна история ее жизни, которая привела в профессию. Она жила в военном гарнизоне, работала воспитателем в детском саду. В ее группе оказался глухой ребенок, которого Наталья Викторовна, изобретая методики, пыталась учить говорить. Он снился ей по ночам. Она решила: «Если не я, то кто?» – и поехала в Москву учиться. Так она стала сурдопедагогом.
– Главная наша задача в том, чтобы адаптировать детей, – считает Наталья Викторовна. – Поэтому здесь не ограничиваются изучением школьных предметов. Очень полезны экскурсии и походы, в которых участвуют родственники. Ребят учат действовать в группе, команде, учат подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других. Педагоги стремятся расширять их представления об окружающем мире, в котором придется жить самостоятельно.
Поэтому неудивительно, что занятия в обычной школе второстепенные, в этой приобретают такое большое значение. Например, спорт. Недавно педагог из спортшколы предложил вести занятия по спортивному ориентированию, причем бесплатно. Есть основания для гордости за своих учеников, которые в дзюдо, плавании и спортивном боулинге показали прекрасные результаты не только на городском и областном, но и на российском уровне.
Ценят в школе дружбу с художником Андреем Юдиным – он регулярно приглашает ребят к себе в мастерскую на мастер-классы, участвует с ними в экскурсиях. Благодарна школа и виртуальному Русскому музею при ТвГУ. Специально для этих детей Ксения Яковлева и Мария Губанова на основе работ Рус­ского музея создали программы по изучению истории  искусства, презентацию «Архитектура города Твери» и работы на другие темы. Чрезвычайно интересно видеть на большом экране поэтапно процесс изготовления скульптуры, наблюдать, как создается произведение. Центральный выставочный зал на Советской часто проводит для детей выставки, приглашает на новые экспозиции.
– Мы стремимся к тому, чтобы дети сами хотели что-то сделать и получали от этого радость, – говорят сотрудники. Не менее важной  в ряду школьных предметов оказывается музыкальная ритмика. В силу особенности двигательных ощущений глухих детей у них отмечаются некоторая дискоординация движений, неуклюжесть и неловкость походки. Но трудно с этим согласиться, когда видишь танцевальный номер. Так грациозно, ритмично, красиво выполняют они сложные танцевальные движения. Особенно трогательно выглядит со сцены – уже по определению непонятное – жестовое пение, это когда поют руками. В этом виде искусства школа занимает первые места на всероссийских конкурсах. Сейчас ребята готовятся к очередному конкурсу жестового пения, который пройдет 25 февраля, лучшие продолжат соревнование на областном конкурсе, а победители поедут в Петербург.
Невозможно переоценить значение изобразительного искусства для глухих людей. Его преподает Елена Геннадьевна Леонова. Все ученики хорошо рисуют, знают батик, вышивку, роспись, цветосложение. Дети с дефектами развития выполняют сложные задачи. Жаль, что труд учителей так низко ценится – даже прежняя сорокапроцентная надбавка к зарплате вряд ли могла именоваться достойной, а про нынешнюю десятипроцент­ную и говорить-то нечего. Родители, конечно, понимают ценность такого образования.
В шестом классе, например, только один ребенок – тверской, остальные приехали из других городов области. Семьи бросают работу, нажитые квартиры, приезжают в Тверь только ради того, чтобы их ребенок учился в этой уникальной школе, где ежедневно педагоги не жалеют сил, профессионализма, терпения, мудрости.
Автор: Мария СПИРИДОНОВА, Фото: из архива "ТЖ"
36

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Тверской области стартовала программа «Нас пригласили во Дворец»
Проект «Нас пригласили во Дворец» реализуется по инициативе губернатора Игоря Рудени. Всего в масштабной акции примут участие более 33 000 учащихся 526 школ Твери и области. В картинной галерее побывают 513 групп, составленных из учеников 8-х классов. Численность же обучающихся в 9–11-х классах составляет около 21 000 человек.
19.01.201711:17
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию