29 Апреля 2017
$56.98
62.04
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура09.02.2010

Принцип верности натуре

В двух залах Императорского Путевого дворца открылась фондовая выставка «Учитель и ученики». В нее вошли произведения Алексея Гавриловича Венецианова и художников его школы – всего семнадцать работ.

В двух залах Императорского Путевого дворца открылась фондовая выставка «Учитель и ученики». В нее вошли произведения Алексея Гавриловича Венецианова и художников его школы – всего семнадцать работ.
«Венециановские дни», приуроченные к дню рождения классика, проводятся в галерее ежегодно; однако в этом году ему исполняется 230 лет – круглая дата и стала поводом к формированию небольшой, но очень представительной выставки. К тому же в течение последних двух лет, пока в дворцовых залах экспонируется выставка «Европейский сезон», эти картины – а все они прежде находились в постоянной экспозиции – временно переместились в запасники. Сами же сотрудники галереи, по признанию куратора выставки Владимира Биберина, по ним соскучились и потому с удовольствием воспользовались поводом предъявить их широкой публике.
Многие специалисты считают тверскую «венециановскую» коллекцию третьей в России – после Третьяковки и Русского музея. Что вполне естественно: Венецианова в Твери собирали целенаправленно еще во времена «тверского Музеума». Именно на тверской земле в Вышневолоцком уезде были созданы его лучшие произведения, здесь работала уникальная школа Венецианова, через которую прошли более восьмидесяти учеников – часто выходцев из низшего сословия и даже крепостных талантов, которые не имели возможности получать образование в Императорской Академии художеств.
В истории изобразительного искусства Алексей Венецианов во многом был новатором. Таковым он был и в области педагогики. Далеко не очевидным в первой половине XIX века был принцип «верности натуре», который исповедовал сам художник и к которому он приобщал учеников. Более того, даже сейчас, по прошествии двухсот лет, далеко не очевидной для некоторых художников-педагогов остается необходимость не «давить авторитетом», а выявлять личную творческую индивидуальность каждого ученика. В итоге из некоторых студий пачками выходят «клоны» признанных мастеров, представляющие собой лишь бледные и скучные копии безусловно яркого оригинала. Венецианов же для начала присматривался к ученикам и учитывал их индивидуальные пристрастия, ни в коем случае не навязывая близкие лично ему жанровые предпочтения и особенности композиционных и колористических решений. Он скорее помогал раскрыться каждому таланту по-своему, почему и считают Алексея Гавриловича гениальным педагогом. Потому такого рода экспозиция особенно уместна в этом году, который официально объявлен Годом учителя.
Выставка «Учитель и ученики» выглядит хронологически законченной – в нее вошли и работы одного из первых учеников – Алексея Тыранова, и вещи последнего и самого любимого воспитанника – Григория Сороки. Любопытно, что Тыранов представлен как ранним, написанным в шестнадцать лет, автопортретом, удивляющим недетской глубиной психологического решения и гармоничностью колорита, так и поздней аллегорической композицией «Борьба за душу», где через строжайше выверенные академические принципы все-таки проступают отголоски венециановских уроков. В числе работ Сороки сотрудников галереи до сих пор особенно радует наличие в коллекции пейзажа «Вид на усадьбу Островки с большого острова» – одного из последних приобретений. Появлению в Твери этой картины двенадцать лет назад сопутствовала, без преувеличения, детективная история, а уж когда после исследования и реставрации возрожденное полотно было показано публике – это была действительно сенсация в художественной жизни Твери.
Сам Венецианов представлен в этой экспозиции несколькими портретами и очень характерным для его творчества маленьким шедевром «Пастушок с дудкой» – эталонным образцом чисто венециановского компромисса между «верностью натуре» и поэтизацией образа. Для тверской художественной коллекции в целом «Пастушок» давно стал не просто украшением, а знаковым экспонатом и фактически символом определенного этапа развития русского изобразительного искусства.
Автор: Наталья ЗИМИНА
4

Возврат к списку

Сегодня в Ржеве прошел областной день призывника
В воинской части 40963, где базируется соединение ПВО имени первого в стране трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина, побывали более 300 молодых людей – учащиеся школ, профессиональных училищ и колледжей из разных городов и районов Верхневолжья.
28.04.201719:04
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию