21 Ноября 2017
$59.27
69.67
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 09.03.2011

Театр со служебного входа

Фотограф: Ольга Моисеева

У театра есть еще и служебный вход. Он для актеров, режиссеров и множества невидимых публике работников театра – осветителей, костюмеров, реквизиторов, монтажеров, машинистов сцены. Все они работают ради того, чтобы вечером прозвенел звонок, и на сцене начался спектакль. Об этой, всегда закрытой для зрителей жизни театра, мы и постараемся рассказать.

Каждый знает, что театр начинается с вешалки. Но это для нас, зрителей. Мы покупаем билет, надеваем лучшее платье и идем в храм Мельпомены через парадный вход. Огромное здание Тверского драматического театра в самом центре города известно, наверное, всем его жителям и немалому числу приезжих. Но у театра есть еще и служебный вход. Он для актеров, режиссеров и множества невидимых публике работников театра – осветителей, костюмеров, реквизиторов, монтажеров, машинистов сцены. Все они работают ради того, чтобы вечером прозвенел звонок, и на сцене начался спектакль. Об этой, всегда закрытой для зрителей жизни театра, мы и постараемся рассказать.

А начнем с тех, чей труд всегда на виду – с работников пошивочного цеха, костюмеров, швей, художников по костюмам. 

Служебный вход тверской «драмы» находится в Свободном переулке. Наша маленькая группа из трех человек несмело открывает тяжелую дверь, ручка которой помнит имена известных и знаменитых актеров. За дверью будка вахтера, а дальше – роскошная лестница. В воздухе витают запахи чего-то вкусного. Мы уже наслышаны о знаменитом театральном буфете, в котором вкусно и недорого кормят работников театра, но зайти вот так запросто не решаемся.

Наш путь лежит на третий этаж, в пошивочный цех. Здесь нас ждет Ирина Подосенкова, художник по костюмам. У нас к ней необычное предложение – одеть нашу спутницу, студентку музыкального колледжа Свету Горшкову в настоящий театральный костюм. К нашему удивлению, Ирина Васильевна мгновенно соглашается и вскоре приносит для Светы нежно-розовое платье. «Это из спектакля «Сердце не камень» по Островскому, - поясняет Ирина Васильевна – в нем выходит на сцену Юлия Бедарева». 

Наша Света тоненькая, совсем тростиночка, так что платье ей приходится скалывать на спине. Одевают ее вдвоем, иначе не справиться со всеми деталями костюма. Теперь понятно, зачем дамы давних эпох требовали услуг горничных: не из капризов, просто туалет сложный. Голову украшаем шляпкой, и девушка преображается.

В обычной жизни Света одевается, как многие ее сверстницы – в узкие джинсы, сапоги, куртку, волосы распущены по плечам. В изящном наряде конца Х1Х века девушка выглядит совсем иначе – благородная осанка, изящный поворот головы. Свете приносят второе платье, это парадный наряд героини того же спектакля Ольги Дмитриевны. На наш взгляд, в бежевом платье с фижмами, украшенном черными кружевами, студентка еще прекраснее. Конечно, в таком наряде не побежишь по улице, не сядешь в маршрутку. Светлана быстро адаптируется, она степенно шествует по театральной лестнице и одновременно позирует нашему фотографу.

Всю эту красоту изготовили здесь же, в пошивочном цехе Тверского театра. Коллектив небольшой – закройщик Любовь Васильева, швеи Елена Мелихова и Елена Великанова, художник по костюмам Ирина Подосенкова. Заведует пошивочным цехом Вера Рычкова, полная тезка примы нашего театра, народной артистки России. Вот в этом небольшом помещении окнами на Свободный переулок и рождаются театральные костюмы. Каждый костюм создается долго и непросто, как настоящее произведение искусства. Ткани покупают в обычных магазинах, а какие-то детали мастера ищут порой на блошином рынке, у продавцов всякой всячины. В куче хлама, разложенного на ящиках, клеенках, можно найти редкую, очень нужную вещь, которая при умелой подаче станет украшением исторического костюма. Артисты принимают участие в создании костюма, у многих есть любимые и нелюбимые цвета, их предпочтения приходится учитывать. 

Во время нашего посещения пошивочного цеха здесь шла работа над костюмами будущего спектакля. Под занавес сезона тверским зрителям подарят «Тетушку Чарлея», известную всем по телефильму «Здравствуйте, я ваша тетя!» Действие пьесы происходит в 20-е годы прошлого века, костюмы соответствующие. Одному из главных героев, молодому человеку, мечтающему вступить в брак, уже сшили трикотажный жилет, отделанный контрастной тканью. В работе находится мужской халат, на манекене висит готовый к примерке пиджак. А для актера Тараса Кузьмина, исполнителя главной роли лже-тетки, здесь сошьют еще и женские платья, ведь ему по ходу действия спектакля предстоит поменять свой пол. 

Но не только пошивом занимаются мастера. Театральную одежду еще и реставрируют, а также перешивают. Артисты, как обычные люди, полнеют и худеют, могут нечаянно порвать или испачкать костюм. «Вы их ругаете?», - спрашиваю. «Ругаем, - отвечает Ирина Подосенкова, - но костюмы никогда не выбрасываем, переделываем, перешиваем, потому что любим. Хотя век театрального костюма не так и долог – года три. Если спектакль идет дольше, то приходится шить новые. Вот «Анна Каренина» шла больше десяти лет, так пришлось обновлять гардероб артистам».

Из пошивочного цеха мы переходим в костюмерную. Здесь хранятся костюмы из разных спектаклей – «Маскарада», «Ревизора», «Женитьбы Белугина», спектаклей с большим количеством занятых артистов, а, следовательно, и костюмов. Для Светы мы наконец находим платье нужного размера. Это наряд томной синеволосой Мальвины из новогодней сказки про Буратино. Подошло Свете и платье куколки, в нем она становится сказочной девочкой из «Трех толстяков». А в комбинезоне Арлекино перед нами является хулиганистый мальчишка. Платье преображает человека быстрее, чем он это осознает. Вера Рычкова снимает с вешалки синее шелковое платье гостьи из «Ревизора», и Света опять меняется. Теперь она напоминает об упаднической эпохе модерн, о периоде немого кино. Не удивляйтесь, именно в стиле начала двадцатого века сшиты костюмы в спектакле по гоголевскому «Ревизору».

В этой костюмерной бывают все народные, заслуженные и просто замечательные актеры Тверского театра. Когда-то сюда приходила народная артистка СССР Вера Васильева, игравшая Раневскую в нашем «Вишневом саде». Об этой своей роли знаменитая актриса всегда вспоминает с удовольствием. Столь же тепло о московской актрисе говорят тверские мастера сценического костюма. «Вера Кузьминична всегда относилась к нам, работникам пошивочного цеха, с большим уважением, - вспоминает Ирина Подосенкова, - оставила нам на память свою фотографию с дарственной надписью. Черное платье Раневской Вера Андреевна Ефремова подарила Вере Васильевой, когда ездила к ней на юбилей, она его очень любила». 

Тем временем Света перемеряла все наряды, которые возможно. Теперь она опять в джинсах и курточке. Нам пора уходить. Мы делаем это с сожалением, потому что закулисная жизнь театра оказалась не менее увлекательной, чем та, что разворачивается на сцене театра для зрителей. Но мы надеемся, что еще вернемся сюда и расскажем вам о театре, каким он видится со служебного входа.

Автор: Марина ШАНДАРОВА
43

Возврат к списку

В Твери чествовали работников сельского хозяйства
Рачительные хозяева, упорные и терпеливые труженики, наши кормильцы – это все про них. Сегодня в тверском ДК «Пролетарка» чествовали работников сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
17.11.201719:48
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость