27 Марта 2017
$57.42
61.86
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура03.03.2011

У американцев – «Бекки Шарп», у нас – «Груня Корнакова»

Фотограф: Архив Андрея Ульянова

Мы продолжаем наш рассказ о фильмах, которые снимались на территории Твери и Тверской области.

Мы продолжаем наш рассказ о фильмах, которые снимались на территории Твери и Тверской области.

Надо сказать, что история тверского кинематографа более чем интересна. Один из лучших немых фильмов советской эпохи – «Мать», один из самых первых звуковых фильмов – «Окраина», фильм-легенда «Чапаев», известнейшие режиссеры и артисты. В середине тридцатых годов география съемок расширяется. Если раньше все фильмы снимались в Твери и ее окрестностях, то теперь съемочная группа Мехрабпомфильма во главе с режиссером Николаем Экк приехала в город Конаково. Задача перед этой съемочной группой стояла очень и очень непростая. Им предстояло снять первый в истории советского кино цветной фильм, который должен был называться «Груня Корнакова» или «Соловей-Соловушко».

Так кто же был первым?

Практически все энциклопедические издания называют первым цветным фильмом «Бекки Шарп», который был снят в США в 1935 году, годом позже появляется первый советский цветной фильм «Груня Корнакова». Однако и у них были предшественники. Еще в 1902 году французский режиссер Жорж Мельерс начал раскрашивать короткометражки анилиновыми красками. Вскоре появилась фирма «Патэ», где проходило уже массовое окрашивание по трафарету в 3–4 краски. Первым российским цветным фильмом, созданным таким методом, стал «Ухарь-купец», появившийся в 1909 году. Надо сказать, что самым знаменитым примером здесь является красный флаг в фильме «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна, который был снят в 1925 году.

Уже в наше время кинематографисты прибегли к помощи компьютеров и назвали этот процесс колоризацией. Цветная версия фильма «Семнадцать мгновений весны» – яркий пример работы наших колоризаторов. Споры о том, стоит ли этим заниматься или нет, думаю, стихнут не скоро. Впрочем, у нас речь идет о другом.

Первое в советском кинематографе

«Груня Корнакова» – первый советский цветной фильм. Что же еще было самое первое в нашем кинематографе?
Первый советский художественный фильм – «Железная пята» (4 ноября)
Первый советский фантастический фильм – «Аэлита» (25 сентября, 1924).
Первый советский анимационный фильм – «Советские игрушки» (февраль, 1924).
Первая советская комедия – «Веселые ребята» (1934).
Первый советский фильм, получивший «Оскара», – «Разгром немецких войск под Москвой» (д/ф, 1942)
Первый советский мистический фильм – «Майская ночь, или Утопленница» (1952).
Первый советский широкоэкранный фильм – «Илья Муромец» (1956).
Первый советский широкоформатный фильм – «Повесть пламенных лет» (1960).
Первый советский фильм ужасов – «Вий» (1967).

С самого начала было ясно, что вручную много не раскрасишь. Нужны иные возможности показать цвет. Революцией здесь стал трехпленочный способ Technicolor, который был запатентован в 1933 году. Метод этот был дорогостоящий, требовал, чтобы для него переделывали кинокамеры и кинопроекторы. Однако он просуществовал до середины 50-х годов. Первым короткометражным фильмом, снятым на цветную пленку, стала «Кукарача», вскоре в США появился и первый цветной полнометражный фильм «Бекки Шарп». Правда, и наша страна некоторым образом все-таки поучаствовала в создании этой картины. Ее режиссером стал Рубен Мамулян, армянин, который эмигрировал из Тифлиса в разгар революционных событий.

Сталин, который был неравнодушен к кино, посмотрел «Кукарачу» и поставил задачу разработать советский способ цветного кино. Павел Мершин начал разработку своей системы, которая, впрочем, мало чем отличалась от Technicolor. Год спустя вышел и первый советский цветной фильм, в название которого, так же как и в США, было вынесено женское имя. Николай Экк снял повествование о революционной борьбе и дал ленте название «Груня Корнакова». Хотя не менее часто этот фильм демонcтрировали под именем «Соловей-Соловушко».

Многогранный режиссер

Николай Экк действительно был многогранным режиссером, режиссером-экспериментатором. Он окончил Государственные высшие режиссерские мастерские под руководством Всеволода Мейерхольда, написал несколько пьес. В 1927 году он пришел в кино. Именно Николай Экк поставил первую советскую звуковую картину «Путевка в жизнь», которая вышла на экран в 1931 году. Ему принадлежали и первые цветные фильмы. Он поставил две короткометражные работы – «Карнавал цветов» и «Весна на юге». Надо сказать, что и дальше Николай Экк будет осваивать новые и новые территории в кинематографе. Именно он поставил в 1962 году первый советский телевизионный фильм «Когда идет снег». В 1968 году он создал первый безочковый стереоскопический фильм «Человек в зеленой перчатке». Однако так далеко мы пока заглядывать не будем. Давайте вернемся в 1935 год. Николай Экк приехал в Конаково снимать фильм «Груня Корнакова».

Бунт работниц, бессмысленный и беспощадный

Честно говоря, для первого цветного фильма можно было бы выбрать какой-нибудь другой сюжет, менее революционный. Согласитесь, бунт работниц фарфорового завода ничуть бы не прогадал, если бы его сняли и черно-белым. Сюжет фильма весьма прост. У работницы фабрики Груни Корнаковой во время пожара погибает отец. Пожар устроил владелец фабрики, чтобы получить штраф с рабочих. Груня поднимает работниц фабрики на борьбу, получает ранение, однако и это не остужает ее пыл.

Надо сказать, что Конаково к тому времени лишь пять лет носило это имя. Раньше здесь было село Кузнецово, где была знаменитая фарфоро-фаянсовая фабрика, принадлежавшая промышленнику Кузнецову. Здесь некогда работал революционер Порфирий Конаков, в честь которого впоследствии будет переименован город. Именно он, а также его сестра Клавдия, их родители стали прототипами героев этого фильма. Крупные стачки на фаянсовом заводе проходили регулярно. Отношение фабриканта к рабочим действительно оставляло желать лучшего. Среди рабочих было немало детей. Один из современников так описывает условия труда для подростков: «Помню, как в одном из темных закутков у точильного цеха в грязных халатах за длинным столом сидят живые привидения. Это дети – рабочие, формирующие ручки для чашек и чайников. Им по 10–12 лет. Тоненькими ручками крутят они из глины колбаски, закладывают их в гипсовые формы и что есть силы давят на гипсовую форму чахлой грудью. Работали они наравне со взрослыми, а получали во много раз меньше за свой недетский труд. Тоску и муку выражают эти исхудалые лица, покрытые слоем белой смертоносной пыли. Такие долго не выживали. А рядом точильный цех, где, пока молоды, работают родители этих детей и старшие братья. Тучи смертоносной пыли носились в воздухе этого цеха. Такая пыль проникала в легкие, ранила и заражала их. В результате – профессиональная болезнь, которую тогда называли чахоткой (чах человек), а рабочие точильного цеха сами считали себя смертниками».

И вот в конце 1935 года Конаково словно бы опять превратилось в село Кузнецово. Впрочем, фамилию фабриканта сценаристы фильма все-таки немного изменили. На улицах перед фаянсовым заводом показался отряд казаков. Над воротами завода появилась вывеска «Фарфоровая фабрика т-ва М.И. Лузнецова». Многие из работниц фабрики приняли участие в съемках. Здесь, как нигде, нужны были массовые сцены.

Николай Экк оценил помощь города в съемках фильма и 4 июня 1936 года приехал в Конаково, чтобы в первый раз показать ленту зрителям. На этой встрече он сказал: «Я рад, что вы дали нам ценные советы своими рассказами. Я рад еще и потому, что вы помогли нам своим участием в качестве артистов. Все, что вы увидите на экране, основано на подлинных исторических фактах. Вы это легко можете проверить, так как многие из вас были участниками этих событий». А затем на экранах конаковского кинотеатра началась демонстрация первого советского цветного фильма. Он шел тогда в городе весь день, желающих посмотреть его, естественно, было много.

Что дало «цветовое» кино

Сегодня мы уже как-то не задумываемся над тем, какую нагрузку несет цвет в кино. Если режиссер снимает черно-белый фильм, мы пытаемся понять, что он этим хочет сказать, а к цвету мы настолько привыкли, что считаем его само собой разумеющимся. Перед Николаем Экк стояли вполне определенные задачи, с которыми он, судя по высказываниям критиков, справился. Так С. Фрейдлих в книге «20 режиссерских биографий» пишет: «Груня Корнакова» и сегодня удивляет творческими решениями, которые пробивали дорогу, говоря словами Эйзенштейна, не «цветному», а «цветовому» кино. Я имею в виду стремление Николая Экк вместе с оператором Ф. Проворовым не окрашивать цветом предмет, а характеризовать цветом человека и среду. В этом смысле там были сцены поразительные, когда цвет возникал мотивированный не бытовыми обстоятельствами, драматическими – внутренним состоянием героя или настроением автора».

«Если завтра война…»

Что интересно, до середины тридцатых годов все фильмы в тверском крае снимались на исторические темы. «Мать», «Окраина» и «Груня Корнакова» были посвящены дореволюционной поре, фильм «Чапаев» – событиям гражданской войны. А вот следующий фильм, который будет сниматься в Калинине, расскажет о том, что пережили еще совсем недавно его жители. Прошло буквально несколько месяцев, как город был освобожден от фашистов, еще не восстановлены заводы и фабрики, жилые дома, а сюда уже приезжает съемочная группа Абрама Роома, которая начинает снимать фильм «Нашествие».

Автор: Андрей УЛЬЯНОВ
210

Возврат к списку

В университет с частушками | В Тверском педагогическом колледже проходит досрочная сдача ЕГЭ
35-летний Николай Соловьев 18 лет работает в одной из школ Максатихинского района. Преподаватель истории, краевед, финалист конкурса «Учитель года-2012», призер областного фестиваля гармонистов и частушечников, сегодня он пришел в пункт досрочной сдачи ЕГЭ, чтобы сдать экзамен по русскому языку.
27.03.201721:14
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию