26 Марта 2017
$57.42
61.86
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура05.02.2010

В «актерах» даже занавес. Виват, режиссер!

Уверен, из нас, взрослых, очень многие слышали о знаменитом занавесе на сцене МХАТа с изображением силуэта чайки. Частный Московский Художественный общедоступный театр — это он со временем стал академическим, а в те времена воспринимался в обществе двояко: и как храм искусства, куда народ ходил за очищением души, и как университет, куда шли за знаниями о Человеке, о его жизни.

Уверен, из нас, взрослых, очень многие слышали о знаменитом занавесе на сцене МХАТа с изображением силуэта чайки. Частный Московский Художественный общедоступный театр — это он со временем стал академическим, а в те времена воспринимался в обществе двояко: и как храм искусства, куда народ ходил за очищением души, и как университет, куда шли за знаниями о Человеке, о его жизни.
В ту эпоху и появилось понятие «четвертая стена». Ее «строят» между зрительным залом и сценическим пространством, где проходит жизнь персонажей пьесы и занавес является элементом «стены».
Наверное, многие знакомы и с занавесом в спектакле «Гамлет» с Владимиром Высоцким в главной роли в Театре на Таганке. Фантазией и волею постановщиков был задуман и действовал игровой, специальный занавес, который «жил» самостоятельно, активно взаимодействовал со всеми персонажами пьесы и прежде всего с главным героем — как некая мистическая сила, оттеняющая глубокий смысл сакраментального вопроса «Быть или не быть?».
Поводом для этих воспоминаний послужил премьерный спектакль тверского любительского коллектива, о существовании которого я ранее не знал. Увиденное в зале и на сцене Дворца культуры «Пролетарка» меня по-настоящему взволновало. Случилось это на исходе прошлого года. В тот день, удивленный, сидел в зале и следил за классной работой режиссера, художника, педагога и человека в одном лице! Несомненно, надо отдать должное и всем участникам состоявшегося спектакля, и, конечно, зрителям.
Вы вправе спросить: «А при чем тут занавес?». Попробую объяснить. Зал заполнили дети и их родители. Градус ожидания поднимался, ждали начала сказки. И вот в зале стало темно, а на авансцене светло — прожекторами осветили занавес. Прямо из зала на сцену вышел человек без грима и просто начал разговаривать со зрителями. О них самих, о предстоящем спектакле, о том, как важно ребятишкам сохранить в памяти особые впечатления о персонажах, о музыке. Так, в короткой беседе режиссер-постановщик уже перед освещенным занавесом продолжил работу над своим спектаклем. Сейчас перед ним был зритель, а зритель — всегда полноправный участник представления. И оно началось, с пролога. Чародей оживил Шута. Шут раздвинул сопротивляющийся занавес. Для занавеса что главное? Закрыть! Чтобы не было видно, что за ним. Итак, действо началось.
Тут было на что посмотреть. Например, меня просто оторопь взяла, когда увидел на сцене настоящие латы и кольчугу! А главное, актеры носили их так, будто это их повседневная экипировка. Это же не бутафория, не реквизит. Актеры-любители работали честно, скажу я вам, без дураков, мол, мы дети, и мы не профессионалы… И зал откликался. А разговор шел на языке искусства.
Уже не знаю, где нашли такой настоящий мешок, но, когда Шут достал из него Золотого петушка, — то-то была реакция.
Вскоре занавес продолжил свою работу — закрыл сцену. Но слева и справа, вверху и внизу, перед занавесом, действо продолжалось. Целое представление. Когда же он открылся — за ним оказалась картинка краше прежней: раньше тут были царские палаты, а теперь обернулись к зрителю шатром Шамаханской царицы.
Актеры свое отыграли, и занавес снова закрылся. И тут произошло Чудо. Знаете, занавес закрылся и… ух! Опять открылся. А там-то уже не шатер царицы, а там уже опять палаты царские. Вмиг! То, что это чудо, понятно было по реакции зрителей. В зале были дети. Дети очень разные. Но в это время они были вместе! Вот еще какое чудо. А всего-то и действия — поднялся занавес. Виноват, раскрылся. Разве такое можно забыть?
Чтобы такого воздействия на зрителя добиться одним движением занавеса, какое же количество других действий необходимо было совершить! Сегодня с добрым сердцем говорю: салют, виват Николаю Григорьевичу Младененцеву! Это он, заслуженный артист Татарстана, руководит образцовым театром «Люди, куклы, маски», он же — режиссер-постановщик спектакля «Золотой петушок» по сказке А.С. Пушкина на сцене ОДК «Пролетарка». Уверен, во всех его работах мы непременно найдем «изюминку», ведь талант и есть неуспокоенность, стремление удивляться и удивлять.

Автор: Виктор РОХЛЕНЦОВ
5

Возврат к списку

Вода идет | Тверской регион готов к прохождению весеннего паводка
Лед на реках Верхневолжья вот-вот тронется. Паводок – дело серьезное, встречать его надо во всеоружии. И, как сообщают в оперативном штабе Главного управления МЧС России по Тверской области, к нему уже готовы и люди, и техника.
24.03.201722:44
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию