24 Апреля 2017
$56.23
60.32
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Образование21.02.2011

Научить детей жить в обществе

В начале февраля на базе Молоковской школы прошло заседание круглого стола, организованного отделом образования, на которое были приглашены преподаватели комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), апробируемого в 4-5 классах с четвертой четверти прошлого учебного года.

В начале февраля на базе Молоковской школы прошло заседание круглого стола, организованного отделом образования, на которое были приглашены преподаватели комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), апробируемого в 4-5 классах с четвертой четверти прошлого учебного года. Предмет дискуссии – промежуточные результаты апробации нового предмета, основные проблемы в работе и пути их преодоления.

К деловому разговору педагогов пригласил заведующий методическим кабинетом РОО  Александр Гусев, озвучивший результаты первых посещений уроков, анкетирования родителей и учащихся. Он обратил внимание на своевременность и необходимость введения данного предмета в школьное расписание учащихся младших классов, отметив, однако, что любая лишняя строчка в расписании ведет к очередным перегрузкам детей. Педагоги поделились опытом работы в новой для них сфере, рассказали о трудностях, возникающих в процессе изучения нового материала, о положительных моментах воспитательного характера, помогающих детям применять приобретенные знания и опыт в непростых жизненных ситуациях.

Вполне вероятно, что для большинства родителей, не столкнувшихся вплотную с данным предметом, возникает много вопросов: что это за предмет? зачем перегружать детей лишней информацией? будет ли польза от подобного новшества?..

Действительно, чем обусловлено введение в школьную программу нового курса? Давайте вспомним, в какие «интересные» времена мы живем. Наряду с глобальным мировым экономическим кризисом незаметно для нас наступил более опасный – духовно-нравственный кризис. Из экономического коллапса человечество кое-как выбирается по принципу «не до жиру – быть бы живу», но как преодолеть последствия кризиса, поразившего человеческие души, исказившего основные духовно-нравственные понятия?.. Как ребенку, самому беззащитному и слабому «звену» в цепи всеобщего «обездушивания» и приоритета материальных ценностей над духовными разобраться, «что такое хорошо и что такое плохо»?

Курс ОРКСЭ – одна из первых попыток расставить в голове ребенка элементарные и необходимые для жизни понятия «дружба», «любовь», «долг», «семья», «ответственность», «родина» на свои места. Несомненный плюс курса заключается в активном включении родителей в процесс воспитания, пусть даже таким «искусственным» способом, так как они должны путем совместного семейного обсуждения выбрать один из шести предлагаемых модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». Как видим, спектр модулей позволяет родителям выбрать тот курс, который наиболее точно отражает общее мировоззрение семьи, помогает воспитывать ребенка в соответствии с культурными и религиозными традициями предков.

Не стоит относиться к ОРКСЭ как к попытке «завербовать» ребенка в «коварные сети» одной из религий. Во-первых, здесь представлены четыре основные ортодоксальные религии нашей огромной многонациональной страны, они имеют многовековой опыт и пользуются заслуженным уважением. Во-вторых, все модули построены по одному принципу: научить детей жить в многонациональном государстве, в сохранении своих религиозных и культурных традиций и уважении к другим мировоззренческим позициям. Все они охватывают темы семьи, добра, защиты Отечества, обязанности человека в обществе, отношения к природе, заповедей (морально-нравственных законов жизни), милосердия и сострадания. Как во внутреннем, так и во внешнем мире есть высокое и низкое, темное и светлое, красивое и безобразное, благоприятное для человека и опасное для него. Как не разрушить свой внутренний мир? Как, пытаясь обеспечить материальный комфорт, не жить в постоянном душевном дискомфорте? Что делать с «встроенной» в нас совестью: заглушать или прислушиваться к ее советам? Ортодоксальные религии в этих вопросах практически едины, они учат беречь наш внутренний мир от пагубных увлечений, ведущих к стрессам, депрессиям и попыткам суицида.

Ни один из этих курсов не учит, например, извращенному пониманию семейных отношений, хотя в сектанских учениях, предлагаемых нам на каждом шагу, каких «чудес» только не насмотришься. Именно туда, в секты, через прямой контакт или Интернет как раз и происходит настоящая вербовка неопытных детских сердец.

Уберечь ребенка от опасного влияния различных вредоносных учений позволяет глубинное воспитание на основе культурно-религиозных традиций, проверенных временем. Следовательно, родителям бояться нового курса не стоит. Более того, педагоги хотели бы видеть родителей в числе самых активных соратников в деле воспитания детей. Тем более, в состав учебного комплекса входит книга для родителей наряду с детским учебником, методическим пособием для учителя и электронным учебником, позволяющим наиболее интересно проводить уроки.

Огромная ответственность ложится на плечи учителя, так как это очень неординарный курс, и здесь необходимо быть предельно осторожным, тактичным, компетентным и не слишком самоуверенным; нельзя преподносить материал «по ощущениям», с видения «своей колокольни». Все учителя нашего района, работающие в данной сфере, в прошлом году прошли специальную подготовку по всем модулям. Однако же, каждый учитель отметил и тот факт, что обучение было слишком скоростным, остается много открытых вопросов. Для устранения пробела в необходимых знаниях педагоги занимаются самообразованием, обращаются к солидным литературным источникам, посещают семинары при Тверском государственном университете, Институте усовершенствования учителей, участвуют в научно-практических конференциях по духовно-нравственному воспитанию детей, общаются с авторитетными людьми. Одними из наставников и помощников могут стать священнослужители всех названных конфессий, несомненно, знающих толк в воспитании человеческой души. Педагоги стараются использовать все возможности для самообразования...
Вот примерный круг вопросов, которые были озвучены при встрече. Кроме этого, была выработана резолюция, определяющая дальнейшую работу по курсу ОРКСЭ:
– признание курса полезным и своевременным, поддержание контакта с родителями школьников;
– не препятствовать выбору семьи в определении модуля, продолжить самообразование педагогов, организовать регулярные встречи, открытые уроки;
– возможно образование новой секции преподавателей ОРКСЭ и ОПК;
– публикация передового опыта учителей по вопросам воспитания подрастающего поколения в СМИ.

Наиболее активными участниками диспута были Жук Нина Федоровна, Седова Надежда Григорьевна, Смирнова Галина Анатольевна. Очень отрадно, что педагоги не остались равнодушными, и, как всегда, взяли на себя в очередной раз весь груз ответственности и прилагают массу усилий для успешной апробации необычного предмета. Успехов всем нам (учителям, родителям и самим детям) в сохранении гармонии и душевного спокойствия в нашем неспокойном мире!



Автор: Л. БОЙЦОВА, учитель Андрейцевской основной школы
23

Возврат к списку

Поисковики со всей России соберутся в Ржевском районе
В ближайший вторник рядом с деревней Есемово состоится открытие Международной военно-исторической поисковой экспедиции «Ржев. Калининский фронт».
21.04.201722:26
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию