25 Мая 2017
$56.27
62.92
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Образование15.02.2011

В Твери обсудили проект закона «Об образовании»

Фотограф: Илья Безручко

Общественники признали его «сырым».

Проект нового закона «О образовании» стал одной из самых скандальных тем, публичные обсуждения которой в последнее время идут и в Госдуме и на интернет-сайтах. Президент РФ создал специальную комиссию по обсуждению проекта закона.

Свое мнение по этому поводу каждый может высказать и на официальном сайте Минобрнауки.
Новые образовательные стандарты, вызвавшие волну критики, в полном объеме собираются вводить через 9 лет. Начать апробацию предполагается с 1 сентября 2013 года, а окончательно система образования перейдет на них с 1 сентября 2020 года. Но если обсуждение затянется, то эти сроки могут быть сдвинуты.

По итогам общественных слушаний были сформулированы тезисы, которые будут направлены в Общественную палату РФ

  • В проекте отсутствуют сформулированные цели как закона, так и образовательного процесса. В документе заложена порочная ориентация на «установление государством обязательных минимальных требований к условиям образовательного процесса, уровню и качеству образования (п.2 ст.37). Если выстраивать стратегию государственного развития в соответствии с вызовами эпохи, ставить целью создание продекларированного в Конституции РФ социального государства, то проект закона должен ориентировать не на минимальные стандарты и «развитие рынка образовательных услуг» (п.1, ст.8), а на задачи вывода страны из перманентного социально-экономического кризиса, в котором она пребывает два десятка лет.
  • Реализация продекларированных в ст.3 принципов развития личности невозможна, и в первую очередь потому, что они противоречат отношениям, соответствующим понятию «услуга». Услуга - это толерантно безразличные отношения, объем и качество которых определяется заплаченной за них ценой. Такой рыночный подход лишает российское образование главного его стержня – доверия и человечности в отношениях преподавателей и учащихся.
  • Обеспечить должную социализацию ребенка, помочь родителям в его воспитании может только педагог, имеющий высокий социальный статус. Поэтому первоочередным должно стать создание соответствующей образовательной среды, начиная с дошкольных образовательных организаций. Прежде всего речь идет о конкурсном отборе профессионалов, что возможно только благодаря повышению зарплаты учителя. Между тем в проекте закона нет упоминания о размерах заработной платы, а также о ежемесячной денежной компенсации, которая должна составлять фиксированную сумму от оклада.
    Зарплата в сфере образования не должна быть средней по стране, если государство ставит целью модернизацию экономики. Она должна регулярно индексироваться в соответствии с инфляцией.
    П. 5. ст. 49 провозглашает право педработников на досрочный выход на пенсию, но не оговаривает категории педагогов и количество лет стажа. За последние 20 лет эта цифра была увеличена с 20 до 25 лет. Но условия работы ухудшились хотя бы потому, что справляться с современными подростками стало труднее.
  • В средних специальных и высших учебных заведениях обязанностью, согласно ст.36 «Охрана здоровья обучающихся», является профилактика и пресечение курения, употребление спиртного, наркотиков в стенах учебного заведения. Но в законе не указаны меры воздействия даже на обучающихся по бюджету. В законе должно быть оговорено право образовательных учреждений отчислять нарушителей без возврата суммы, уже уплаченной за обучение (для коммерческих отделений).
    Минобрнауки должно разработать типовой договор между учебным заведением и студентом о правилах проживания в общежитии.
  • Проект закона отменяет деление вузов на институты, академии и университеты. Между тем сложившаяся практика была логичной, поскольку ранжировала учебные заведения в зависимости от объема выполняемых ими функций. Уравнивание статуса учебных заведений лишает институты стимула к развитию структурных подразделений.
  • Таким образом, проект закона не гарантирует педагогическим работникам провозглашенное в ст. 49 «право на условия труда, в максимальной степени способствующие эффективной педагогической и воспитательной работе, научной и исследовательской деятельности, обеспечивающие возможность качественного выполнения профессиональных задач».

Один из спорных вопросов (по которому уже высказался и премьер Владимир Путин): что останется в обязательной программе старше-классников? Разработчиков обвиняют в том, что из числа обязательных они вычеркнули даже математику и литературу, сделав основными только четыре предмета: физкультура, ОБЖ, Россия в мире и индивидуальный проект. Правда, в обязательный пакет старшеклассника входит еще и один из шести блоков. Каждый объединяет разные виды наук: гуманитарные, естественные, точные и т.д.

Педагоги требуют защиты от насилия

В Тверском регионе прошли общественные слушания, инициатором проведения которых стала Общественная палата Тверской области. Председатель ОП Владимир Суслов назвал этот закон судьбоносным, касающимся каждой семьи. За последние два десятилетия существенно снизился уровень образования и общей культуры школьников, студентов, аспирантов. Поэтому необходимость корректировки законодательной базы в образовании очевидна. Но при этом неправильно было бы полагаться только на мнение чиновников министерства. Образование – это тема, которая требует общественного обсуждения.

Однако сразу хочется отметить, что широкой и содержательной дискуссии по поводу судьбоносного документа, к сожалению, не получилось. Слишком малочисленной оказалась аудитория, да и плоскость интересов педагогов, честно говоря, удивила.

Углубленному анализу образовательного процесса участники встречи предпочли обсуждение организационных вопросов и извечных проблем: «низкие зарплаты», «отсутствие соцгарантий», «невозможность купить себе хороший компьютер», «необходимость повышения статуса директора школы до муниципального служащего» и «падение авторитета учителя» вообще. Оказывается, главным виновником того, что профессия стала пользоваться меньшим уважением, являются СМИ. В особенности досталось телеведущему Первого канала Андрею Малахову, который вытаскивает на свет скандальные истории, в том числе с участием педагогов. Теперь в связи с повсеместной компьютеризацией школ появилась еще и такая тема для претензий, как «некачественная интернет-связь».

А главное, некоторых педагогов возмутило то, что проект закона якобы защищает права ученика, но не учителя. Они много говорили о том, что в проекте нет ни одной статьи, утверждающей эти права. Таким образом, по мнению тверских педагогов, «педколлектив практически беспомощен (!) перед учащимися и их родителями, которые становятся все более агрессивными (!) по отношению к преподавателям». Зато в ст. 34 «Об основных правах и мерах социальной поддержки обучающихся» говорится о предоставлении детям права на защиту «от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности». Впрочем, многие участники слушаний не согласились с тем, что такое же право для педагогов не оговорено.

Повышенное внимание к теме собственной безопасности, честно говоря, не понятно. Ведь в нашей стране существуют и другие законы, которые дают право на защиту людям любых профессий.
Еще одним поводом для обсуждения стала система наказаний. В ст. 43 «Основные обязанности обучающихся» говорится, что к дисциплинарной ответственности (устное замечание, выговор) привлекается подросток, достигший лишь 14 лет. (Само понятие «выговор» стало серьезным предметом для обсуждения.) А отчисление из школы возможно только с 15 лет, и то при условии, что нерадивый школьник завершил «освоение основной образовательной программы общего образования».

А вот реплика, которая даже не удивила, а возмутила: у учебных заведений нет возможности соблюдать Закон «Об охране здоровья» (ст. 36), в котором говорится об оказании первичной медицинской помощи детям. Ведь в иных местах на три школы одна медсестра.

Любой, кто хоть раз заходил в школу во время перемены, вряд ли усомнится в том, что в школе нужен медработник. Где его взять? Вопрос к директорам тех самых школ, а никак не к Министерству образования. Впрочем, как и многие другие вопросы.

Школьники живут в состоянии стресса

Спору нет, когда ставка учителя 14-го разряда составляет 5 тысяч 400 рублей, а ежемесячные выплаты на методлитературу лишь 100 рублей, на которые не купишь и учебник, не то что DVD-диск, то это задевает за живое. Но ведь разговор сейчас не об этом.

А о том, что на изучение темы Великой Отечественной войны сейчас отводится три часа. За один час учитель должен умудриться объяснить все внутренние противоречия гражданской войны. Всего лишь шесть часов школьники изучают «Войну и мир» Толстого и т.д.

О том, что нагрузка в общеобразовательных учебных заведениях превышает санитарные нормы в два раза. В школах подростки учатся 68 часов в неделю, в гимназиях – 73 часа. Мозг человека не способен интенсивно работать столько времени, поэтому получается, что на половине уроков дети просто присутствуют.

О том, что некоторые преподаватели практикуют незаконные «методы обучения». Они ставят «2» школьнику, если родители отказываются оплачивать репетиторские часы именно у этих педагогов.
И вообще стоит поразмыслить, совершенна ли общепринятая методика построения урока, который начинается с 15-минутного опроса одного ученика. По исследованиям психологов, за эти 15 минут школьник получает сильнейший стресс, и все оставшееся время находится в «состоянии временной необучаемости». Естественно, он уже не способен хорошо усвоить новый материал. И так 5 – 6 уроков в день.

Обо всем этом говорила специалист института непрерывного образования ТвГУ Галина Ксензова. Она же встала на защиту той самой идеи введения четырех обязательных предметов и профильного блока, отметив, что во многих странах эта методика давно практикуется и уже показала эффективные результаты.

На общественных слушаниях были высказаны и другие мысли «по существу».
А в целом участники встречи резюмировали, что написанный пространно, осовремененный модными терминами законопроект, в сущности, не содержит принципиально новых положений. Современному образованию необходима новая система ценностей, отвечающая интересам современной России, а не эксперименты, всего-навсего пытающиеся применить к российской действительности западные стандарты.

Автор: Юлия КРУТОВА
19

Возврат к списку

Тверская область принимает международный саммит по безопасности
В Завидове проходит VIII Международная встреча высоких представителей, курирующих вопросы безопасности. В ней принимают участие делегации 95 стран, а также ООН.
24.05.201721:26
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию