20 Февраля 2017
$57.63
61.45
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 02.02.2010

Омбудсмены защитят ученика?

Об этом инциденте, случившемся в одной из центральных школ Твери несколько лет назад, говорили многие.

Об этом инциденте, случившемся в одной из центральных школ Твери несколько лет назад, говорили многие. Костю, нового ученика 5-го класса, тихого хорошиста, ребята почему-то сразу не полюбили. По имени не обращались, приклеили обидное прозвище. Последней каплей стало очередное оскорбление, которое одноклассник Витя выкрикнул в присутствии учителя. От слез Костя уже ничего не видел перед собой. Он бежал к проезжей части, чтобы разом все кончить. Сам обидчик, перепуганный до смерти, кинулся за Костей и едва успел выдернуть его за капюшон из-под колес автомобиля. С тех пор издевательства прекратились, но сам подросток оставаться в ненавистном классе больше не мог и попросил родителей перевести его в другую школу.
Сегодня практически у каждой городской и сельской школы есть свои скелеты в шкафу. И год от года их не становится меньше. Родители не знают, где найти управу на обидчиков своих детей. Учителя и даже школьные психологи зачастую узнают о школьном конфликте последними. Все дело в том, что психологи многих российских школ – вчерашние выпускницы вузов, у которых опыта мало и нет еще житейской мудрости. Наверное, именно поэтому некоторые мамы и папы решаются искать помощи за пределами школы – в аппарате Уполномоченного по правам человека. По словам помощника Уполномоченного по правам человека в Тверской области по вопросам защиты прав детей Елены Баткаевой, в последнее время увеличивается количество жалоб на конфликты между одноклассниками.
К примеру, в прошлом году в аппарат поступила жалоба мамы третьеклассника из Конаковского района. Ее сын – новенький в классе, учится неплохо, а вот с изучением русского языка и литературы пока проблема. Все дело в том, что для мальчика русский – не родной язык. А одноклассники смеются над его акцентом, дня не проходит без насмешек. В результате мальчик стал отказываться посещать уроки. После вмешательства сотрудников аппарата Уполномоченного непростую  ситуацию в классе удалось разрешить. Пришлось «поднапрячь» школьных психолога и социального педагога, пригласить родителей обидчиков, школьную администрацию и, конечно, самих ребят. Мальчик теперь снова посещает школу.
Еще один пример. В аппарат Уполномоченного с коллективной жалобой обратился председатель родительского комитета тверской школы, что в Московском районе. Родители жаловались на неадекватность, агрессивность одного из учеников, который держит в страхе весь класс, применяя по любому поводу силу. Каковы же были действия Уполномоченного? Первым делом он направляет в районную комиссию по делам несовершеннолетних письмо с просьбой отреагировать на поведение агрессора. Главную миссию в этом вопросе отвели маме подростка: ей рекомендовали показать сына опытному психоневрологу. После долгих уговоров она согласилась и не пожалела: специалист скорректировал поведение ученика – и теперь жалоб на него больше нет. Улучшению микроклимата в классе также способствовало назначение нового классного руководителя.
Подобные обращения в аппарат Уполномоченного по правам человека не редкость. Это типичные случаи школьных конфликтов. И если уж внутри учебного заведения разрешить их часто не удается, значит, действительно пора вводить в школы омбудсменов, а проще – уполномоченных по правам участников образовательного процесса, считают в аппарате.
Институт школьных правозащитников впервые был введен несколько лет назад в Москве и Московской области. Первых омбудсменов готовили на базе управления образования в рамках проекта «Школа – правовое пространство». Они не подчинялись школьной администрации, поэтому могли работать совершенно объективно. С приходом правозащитников в школу появлялись так называемые «правила школьной жизни», которые подробно расписывали, как ученику необходимо себя вести в столовой, на уроке и так далее. Если в правилах есть пункт, что на уроке нельзя жевать жвачку, пользоваться мобильником или плеером, а ученики его игнорируют и из-за этого возникает конфликт, то, естественно, правозащитник встает на сторону педагога. Конечно, здесь учитываются все нюансы. Если педагог, отобрав мобильник, прилюдно оскорбил ученика, то и к нему тоже применяются соответствующие меры. Школьными правилами закрепляется степень ответственности участников образовательного процесса. За однократное хулиганство, в том числе драку, омбудсмен может вынести ученику предупреждение, если это повторяется снова – строгий выговор с письменным уведомлением родителей. В случае если учащийся постоянно нарушает правила и мешает учебе других, в конфликт вовлекается школьная администрация.
По словам Елены Баткаевой, аппарат Уполномоченного по правам человека скоро проведет «круглый стол», на котором директорам школ, руководителям образовательной отрасли города и области, председателям родительских комитетов школ предложат обсудить необходимость введения в школах региона должности школьного правозащитника. Им может стать родитель одного из учеников или педагог, хорошо разбирающийся в юридических вопросах.
Мы поинтересовались у директоров трех тверских школ их отношением к этому вопросу. И в 22-й, и в 9-й, и в 7-й школах нас заверили: конфликтов между учителями и учениками, между самими одноклассниками практически не случается. А если и бывают мелкие инциденты, то они решаются с помощью школьных психологов или социальных педагогов. Нужен ли школе омбудсмен? Острой необходимости в нем нет, считают руководители?всех трех школ. Ну а если такая должность в школе появится – тоже неплохо, пусть решает проблемы учащихся, может, в этом будет толк…
Готова ли наша школа, наша новая школа, к таким переменам? И нужны ли они? Предлагаем вам, уважаемые читатели, принять участие в дискуссии.
* * *
Опрашивая директоров тверских школ, мы прекрасно понимали: вряд ли руководитель образовательного учреждения признается журналисту, что в его вотчине что-то не так. Тем не менее конфликтов между школьниками немало. И доказательством тому – случаи обращения родителей агрессивных подростков к специалистам област­ного психо­неврологического диспансера. Кстати, проблемных детей туда направляют сами школы. Вот какой комментарий дала нам клинический психолог Елена Красильникова:
– Мы не будем сейчас говорить об асоциальных семьях, где ругаться матом, обзываться и драться – норма жизни. Это вопрос воспитания. С такими ребятами должны прежде всего работать школьные психологи и социальные педагоги, класс­ные руководители. Поговорим о детях, которые действительно нуждаются в помощи специалиста. Дети с нарушениями поведения в школе вырастают, как правило, из гиперактивных детей, неусидчивых, с так называемым дефицитом внимания. Обычно у них диагностируют органическое поражение мозга, вызванное факторами, воздействующими еще во внутриутробном периоде. Мы поддерживаем таких ребят – оказываем и психологическую, и медикаментозную помощь, работаем со всей семьей. К проблемным детям учителям нужно подобрать правильный ключик, а не спихивать их в специализированное учреждение под предлогом необучаемости. У таких ребят, как правило, сохранный интеллект, они отзывчивы к доброму слову. Агрессия может возникать от слишком большой нагрузки в школе, дополнительных уроков, занятий в секциях… Помочь ученику хоть как-то эмоционально разгрузиться, сбросить с себя отрицательную энергию может учитель, попросив его, к примеру, сходить помыть тряпку, протереть доску, отнести в учительскую журнал… Здесь очень важен индивидуальный подход.
Это что касается агрессивных детей. А к нам обращаются еще и родители тех, кто в школе становится объектом насмешек и издевательств. Кстати, «комплекс жертвы» (есть такое понятие в психологии) может воспитываться в семье с раннего детства. У ребенка, который становится в школе белой вороной, родители обычно с заниженной самооценкой, тревожные, излишне ответственные. Или, наоборот, тираны, которые шагу не дают ступить. С такими семьями тоже нужно долго работать, а детям мы предлагаем посетить занятия в коррекционных группах.
Автор: Ирина СМАЗНОВА
272

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери открылся кабинет социально-бытовой адаптации для подростков с особыми потребностями
Здесь научат сервировать стол, гладить, готовить еду на электроплите, а еще пылесосить, стирать на машинке-автомате и многим-многим важным делам по дому. Тяжелые ментальные нарушения и другие медицинские диагнозы подростка – вовсе не повод опускать руки.
17.02.201720:56
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию